Файл: Анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы (Сущность объектно-ориентированного подхода).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Общие понятия и определения
1.2. Сущность объектно-ориентированного подхода
2. Объектно-ориентированное проектирование ЭИС
2.1. Описание основ проектирования экономических информационных систем
2.2. Автоматизированное проектирование ЭИС (CASE - технология)
Введение
В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.
Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения. Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях.
В настоящее время для оперативного управления и достижения поставленных целей просто не обойтись без создания информационной системы.
Благодаря ЭИС можно быстро, качественно обрабатывать огромные массивы информации и на основе полученных данных принимать верные управленческие решения.
Целью данной работы является анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы.
Задачей курсовой работы являются:
- сущности и содержания основных понятий и категорий проектирования экономических информационных систем (проекта, проектирования, методологии, технологии, методов проектирования);
- развития системного мышления по решению задач проектирования ЭИС;
- формирования навыков коллективной и индивидуальной работы по исследованию предметной области с использованием современных CASE- средств и созданию проектной документации.
Внедрение автоматизированных систем управления на основе персональных компьютеров в сферу управления экономическими процессами, предполагает обязательный учет человеческого фактора.
1. Исследовательский раздел
1.1. Общие понятия и определения
Потребность в создании ЭИС может обусловливаться либо необходимостью автоматизации или модернизации существующих информационных процессов, либо необходимостью коренной реорганизации в деятельности предприятия (проведении бизнес - реинжиниринга). Потребности создания ЭИС указывают, во-первых, для достижения каких именно целей необходимо разработать систему; во-вторых, к какому моменту времени целесообразно осуществить разработку; в-третьих, какие затраты необходимо осуществить для проектирования системы.
Проектирование ЭИС - трудоемкий, длительный и динамический процесс. Технологии проектирования, применяемые в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы по общности целей могут объединяться в стадии. Совокупность стадий и этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ЭИС.
Суть содержания жизненного цикла разработки ЭИС в различных подходах одинакова и сводится к выполнению следующих стадий:
1.Планирование и анализ требований (предпроектная стадия) - системный анализ. Исследование и анализ существующей информационной системы, определение требований к создаваемой ЭИС, оформление технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на разработку ЭИС.
2.Проектирование (техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ЭИС.
3.Реализация (рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.
4.Внедрение (тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ЭИСГ обучение персонала, поэтапное внедрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.
5.Эксплуатация ЭИС (сопровождение, модернизация). Сбор рекламаций и статистики о функционировании ЭИС, исправление ошибок и недоработок, оформление требований к модернизации ЭИС и ее выполнение (повторение стадий 2 - 5).
1.2. Сущность объектно-ориентированного подхода
Термин «объект» или эквивалентные ему понятия появились практически независимо в различных областях, связанных с компьютерами, в процессе разработки:
- архитектуры компьютеров (Burroughs 5000, Plessey 250, IBM System/38, Intel 432);
- объектно-ориентированных операционных систем (Plessey/System 250, Secure UNIX, StarOS, iMax);
- объектно-ориентированных языков программирования (Simula, Smalltalk, Modula);
- теории баз данных (модели «сущность-связь»);
- систем искусственного интеллекта (фреймы).
В процесс создания программ термин «объект» впервые был введен в языке Simula 67 при определении сущностей предметной области.
Объект – это абстракция реальной сущности с четко выраженными концептуальными границами, индивидуальностью, состоянием и поведением.
Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей. При этом «существенное» и «частное» должны рассматриваться с точки зрения решаемой задачи (предметной области). В объектно-ориентированном подходе абстракция – это модель сущности, описывающая ее свойства и поведение.
Примерами реальных (физических, осязаемых) сущностей могут служить преподаватель, дисциплина или кафедра. Сущности могут быть и воображаемыми, например, порядок разработки учебного плана.
Индивидуальность – это свойство сущности, с помощью которого ее можно отличить от других. Например, объект «преподаватель» в реальности – это мужчина или женщина, определенного роста, веса и возраста. Этот человек в назначенные рабочие дни приходит в один из вузов. С точки зрения проектирования системы абстракция этого типа объектов будет сведена к базовому набору атрибутов: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол. После этого, набор атрибутов зависит от сферы использования проектируемой системы. Например, для бухгалтерии становиться важной наличие информации о должности, на которой работает преподаватель, время приема на работу, так как это определяет стаж, а соответственно размер надбавки за стаж работы, наличие ученой степени и ученого звание, что тоже предполагает начисление соответствующих надбавок. Для учебного отдела интерес представляет список дисциплин и количество часов, которые читает преподаватель.
Для логического группирования однотипных объектов предметной области в объектно-ориентированном подходе используется понятие «класс».
Класс – это совокупность объектов, имеющих общую структуру и поведение. Фактически, класс – это шаблон, на основе которого генерируются однотипные объекты. В качестве синонима понятия «объект» часто употребляют понятие «экземпляр класса».
Каждый класс характеризуются обозначенным набором атрибутов и методов. Текущие значения атрибутов четко определяют текущее состояние объекта. Набор методов и их алгоритмическая реализация определяют поведение класса объектов.
Когда говорят об объектно-ориентированном подходе, то обязательно дают понятие терминам "наследование", "инкапсуляция", "полиморфизм".
Наследование – принцип, в соответствии с которым знание об общей категории разрешается применять для более узкой. Применительно к классам это означает, что порождаемый класс (узкая категория) полностью наследует (включает в себя) все атрибуты и методы, определенные в родительском классе (общей категории). При этом в дочернем классе можно доопределять атрибуты и вводить новые методы. Например, дочерний класс «преподаватель» будет наследовать от родительского класса «сотрудник» все атрибуты, к которым будут отнесены фамилия, имя, отчество, дата рождения, дата приема на работу и все методы (определения возраста по дате рождения, стажа работы по дате приема на работу). При этом данный класс будет иметь обязательно атрибуты "Ученая степень" и "Ученое звание".
Инкапсуляция – принцип, в соответствии с которым внутреннее устройство элементов системы скрывается от других взаимодействующих классов. Еще этот принцип называют "информационная закрытость". Принцип определяет обмен информацией между классами только в минимально необходимом объеме, ограничение доступа к атрибутам и методам объектов (классов) со стороны других объектов (классов) и полное скрытие алгоритмической реализации методов от других объектов (классов).
Полиморфизм – принцип построения определяет возможность принимать различные внешние формы или функциональность (поведение) в зависимости от контекста. Например, методы Paint() (отрисовать) или DefineS() (определить площадь), определенные в родительском классе «фигура», для классов «эллипс» и «прямоугольник» должны быть реализованы по-разному."
Сущность объектно-ориентированного подхода к анализу и проектированию информационных систем заключается в декомпозиции системы на классы, которые соответствуют типам объектов предметной области, и построении из них иерархии в виде ориентированного графа с использованием отношений композиции и наследования.
Базовыми составляющими объектно-ориентированного подхода являются:
унифицированный процесс;
унифицированный язык моделирования;
шаблоны проектирования.
Унифицированный процесс – это процесс разработки программного обеспечения (ПО), который обеспечивает структуризированный подход к распределению задач и обязанностей в организации, разрабатывающей ПО. Унифицированный процесс охватывает весь жизненный цикл ПО, начиная c определения требований и заканчивая сопровождением. Данный процесс представляет собой шаблонную схему для разработки и сопровождения программ различного назначения.
Унифицированный язык моделирования UML используется для определения, визуализации и конструирования моделей системы в виде диаграмм и документов на основе объектно-ориентированного подхода. Следует отметить, что унифицированный процесс и UML разрабатывались совместно.
На стадиях анализа и проектирования часто используются так называемые шаблоны (паттерны) проектирования.
Шаблон – это пара «проблема/решение», содержащая готовое обобщенное решение типичной проблемы, которой присвоено имя. Обычно, шаблон кроме текстового описания содержит также одну или несколько диаграмм UML (например, диаграммы классов, кооперации и/или последовательности), графически иллюстрирующих состав и структуру классов, а также особенности их взаимодействия при решении поставленной проблемы. Шаблоны разрабатываются опытными профессионалами и являются проверенными, эффективными (порой оптимальными) решениями. Применение шаблонов обеспечивает сокращение затрат и повышение качества разработки ПО.
Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что объектно-ориентированный подход имеет ряд преимуществ по сравнению со структурным:
- Описание системы в виде объектов больше соответствует содержательному смыслу предметной области.
- Сущности предметной области, как правило, обладают поведением, что в объектно-ориентированном проектировании отражается с помощью определения методов класса. В структурном подходе данные (атрибуты) и алгоритмы (методы) существуют отдельно друг от друга.
- Объединение атрибутов и методов в объекте (классе), а также инкапсуляция позволяют добиться большей внутренней связности и меньшей связности между компонентами системы.
- Объектно-ориентированный подход позволяет легче организовать параллельные вычисления, так как каждый объект обладает собственными значениями характеристик (атрибутов) и поведением, за счет чего можно добиться автономности обработки атрибутов различных экземпляров класса.
- Case-средства, поддерживающие объектно-ориентированный подход, на основе информации об объектах позволяют достичь большей степени автоматизации генерации кода. Case-средства, поддерживающие структурный подход, хорошо справляются с генерацией структур БД. Однако следует отметить, что эта структура должна удовлетворять требованиям нормализации. В связи с чем автоматическая генерация кода (например, экранов или функций обработки данных) возможна лишь в определенных случаях.