Файл: Понятие и признаки государства (Понятие государства в системе правовых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государство является историческим феноменом. Определение государство начало свое развитие и формирование вместе с развитием человечества и человеческих благ, обретая новое значение, смысл существования.

С самой древности такие мыслители и философы как Аристотель, Сократ, а также более современные деятели:  Марченко Михаил Николаевич, Аксёнов Айан Сергеевич и другие, задумывались о существовании «идеального « («утопического») государства, разрабатывая систему политического управления и развития определенных типологий государства, определяя наиболее оптимальную в условиях развития человечества. Особенный вклад в развитие понятия и признаков государства внес Древний Рим, он первым разделил три ветви власти, которые впоследствии легли в массу государств – Российская Федерация, Канада, Испания, Япония итп.

Актуальность данной темы заключена в её систематическом развитии. Понятие государства и его признаки не стоят на месте. Изменяются и поддаются реформы политические режимы, системы управления и подчинения, а также правовые и законодательные системы. Последние в большей степени индивидуальны для каждого государства, а это говорит о постоянном наличии совершенства данных систем управления страной.

В данной курсовой работе, наравне с наличием актуальности существуют и проблемы исследования, и они аналогичны актуальному феномену – разнообразие и специфичность организации каждого государства мира. Государство обладает рядом установленных признаков, а также обязательных черт, функций, характеризующих государство в системе стран, однако, каждая страна имеет как свою неповторимую культуру, так и оригинальную систему управления, формирования и исполнения тех признаков, которые характерны понятию «государство».

Такая неповторимость, конечно же, обуславливает разнообразие понятия государства (именно поэтому пока не существует единой формы определения данного понятия), но и создают проблемы в исследовании сущности определения, значения и признаков государства.

Проблемы понимания государства, его сущности, признаков являются очень важными в теории государства в силу той огромной роли, которую играет государство в современном обществе.

Государство можно рассматривать с разных позиций философской, исторической, социологической, юридической, что дает возможность выделить те или иные аспекты его характеристики, но не позволяет сформулировать универсальное его понятие.


Наряду с проблемой существует и научная перспектива данной темы. Перспектива определяется не только развитием понятия, признаков и черт государства, но и развитием самого определения, а именно наличие фактора трансформации феномена. Это, безусловное научное значение, поскольку такое «всеобъемлющее» определение имеет свойство расти, развиваться на благо развития нации и его интересов, а это, по-нашему мнению однозначная положительная сторона предстоящего исследования.

В контексте курсовой работы, мы намерены изучить теоретический аспект понятия «государство» и его признаков. Наряду с исследованием литературы, мы изучим данную тему через практикум, организованный на приме нашего отечества - Российской Федерации. В практической части осветим и проблему исследования, а именно рассмотрим часто изменяющиеся факторы, формирующие признаки государства. Таким фактором будет выступать правовой режим РФ, который имеет неоднозначную форму, а также определенные признаки, играющие роль в формировании понятие и признаков государства.

Итак, цель курсовой работы – провести исследование в области изучении основ понятия «государства», а также на практической основе изучить аспекты понятия «государства» на конкретном примере.

Сформируем последовательные задачи курсовой работы:

  1. Дать определение понятию «государство»;
  2. Сформировать общие установленные признаки государства;
  3. Обозначить функции одноименного понятия;
  4. В практическо - исследовательской части произвести характеристику Российской Федерации на общеустановленные признаки понятия «государства»;
  5. Отразить признаки государства через понятия отечественного строя управления и права;
  6. Изучить частную структуру понятия «государства» в системе правового регулирования. Обозначить динамику, места в системе государства, и современное развитие.

Объект исследования – понятие «государство» в общепринятой и установленной системе восприятия; предмет исследования – определение соответствия и обеспечение индивидуальности государственно системы на примере конкретного государства – Российской Федерации.

Для наиболее полного раскрытия аспектов представленной темы, мы прибегнем к использованию дополнительной литературы правового и процессуального характера различных авторов и ученых, наряду с ними прибегнем информационным источникам и публикациям.


Глава 1. Система и определение государства

1.1 Понятие государства в системе правовых отношений

Термин «государство» мы встречаем очень часто в средствах массовой информации и быту. На протяжении продолжительного исторического периода не было научного определения этого понятия и его содержание часто менялось. Например, французский король Людовик XIV отождествлял государство со своей верховной властью и говорил, что «государство - это я». Он имел определенную рацию, поскольку вся высшая власть принадлежала ему, но отождествлять власть одного монарха с государством нельзя. В бывшем СССР употреблялся срок (лозунг): «Государство - это мы». Государство отождествляли со всем народом. Хотя народ и граждане очень тесно связаны с государством, но отождествлять их неправильно. В.И.Ленин отождествлял государство с машиной для подавления одного класса другим. Для определенных исторических периодов такие сравнения возможные, особенно когда существуют авторитарные или диктаторские режимы. В данных сравнениях выражается суть государства, а не ее понятие и определение.[12]

Научный подход к определению понятия государства, как и любого другого понятия, требует отмежевать одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. Такими аналогичными или близкими социальными явлениями есть родовое и гражданское общество, политические партии, религиозные и общественные организации, колонии, полуколонии, доминионы, мафиозные организации.[7]

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.


Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др.

Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).


1.2 Характеристика признаков государственного устройства

Единственный документ во всей истории международного права, где звучит определение понятия государства, это Конвенция Монтевидео 1933 года. До того момента государство становилось таковым, если его статус основывался на «праве давности», - как видите, очень нечеткое определение. Конвенция разработала четыре признака государства:

  • постоянное население;
  • конкретная территория;
  • наличие правительства;
  • намерение сотрудничать с другими государствами.[23]

Интересно, что признание другими государствами не указано, то есть новое государство может само заявить о себе (самопровозглашение).

По поводу признания государства нужно добавить еще кое-что. На официальном сайте ООН была опубликована статья на эту тему, согласно которой признать одно государство может только другое государство. ООН – не государственное образование, и не имеет полномочий признавать или не признавать кого-либо. ООН может только давать членство государству на основании его признания существующими государствами-членами ООН. Например, Республика Косово, признанная США и странами Евросоюза, не может стать членом ООН, так как ее не признает Россия и Китай.

Существует много государств с более или менее ограниченным признанием (за примером далеко ходить не надо), но это не отрицает факт их существования. Более того, существуют государства, мало кем признанные, но при этом имеющие более развитую экономическую и социальную сферы, чем некоторые государства-члены ООН. Касательно частично признанных государств есть несколько интересных фактов:

  • Пакистан не признает Армению;
  • 29 различных арабских и мусульманских государств не признают Израиль;
  • Турция не признает Кипр;
  • 23 государства-члена ООН, признающие Тайвань, не признают Китай (КНР) (интересно, что они думают по поводу надписи Made in China на половине импортированной продукции?);
  • Южная Корея, Франция, Япония не признают Северную Корею (при чем тут Эстония – непонятно);
  • Собственно, Северная Корея не признает Южную.

Вернемся к определению государства. Вот несколько популярных (порой – спорных) определений понятия:

  1. Государство – это особая политическая организация общества, которая осуществляет управление и охрану социальной и экономической структур.
  2. Государство – это сила поддержания порядка.
  3. Государство – это устойчивая политическая единица, осуществляющая власть и администрирование.
  4. Государство – это машина для угнетения одного класса другим.
  5. Государство – это воплощение права в обществе.
  6. Государство – это частная собственность бюрократии (Карл Маркс имел ввиду коррупции, откаты, взятки, сговор чиновников с олигархами).
  7. Государство – это не способ превратить жизнь в рай на земле, а способ не дать ей окончательно превратиться в ад.