Файл: Анализ и оценка средств реализации структурных методов анализа и проектирования экономической информационной системы («Оплаты услуг ЖКХ»)).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание выбранной для анализа предметной области и предприятия (организации)
2.1 Описание организационной модели
2.2 Описание функциональной модели
2.3 Описание информационной модели
2.4 Определение миссии, выделение критических факторов
3. Проектирование информационной системы
3.1 Определение целей и задач системы
3.3 Проектирование интерфейса системы
4 Реализация алгоритма работы программы
Таблица 4
Документ: «Оплата»
Наименование |
Тип |
Длина |
Код |
Счётчик |
10 |
Дата оплаченной услуги |
Дата |
12 |
Код оплаты |
Числовой |
10 |
Оплата за услугу (в рублях) |
Числовой |
10 |
В разрабатываемой базе данных у нас будут 3 основные таблицы для внесения необходимых данных: «Клиент», «Вид услуги», «Выполнение услуги», «Оплата».
Рис. 8 – таблица «Клиент»
Рис. 9 – таблица «Выполнение услуги»
Рис. 10 – таблица «Оплата»
3.3 Проектирование интерфейса системы
Как правило, проектирование и реализация фактографических экономических информационных систем начинается с разработки нормативно-справочной информации и справочных классификаторов.
Объект метаданных, создаваемый в предметно-ориентированной системе «1С: Предприятие 8.2» на основе предопределенного и неизменяемого шаблона «Справочники», представляет собой экземпляр данных, предназначен для хранения условно-постоянной информации, и наследует свойства своего объекта-прототипа. Для примера, такими объектами могут являться такие справочники как: контрагенты, физические лица, кассы контрольно-кассовых машин, договора контрагентов и любые другие схожие сущности.
Система «1С: Предприятие 8.2» предоставляет богатые возможности эффективного проектирования и хранения информации, когда учитываются требования в скорости, доступности и удобстве получения различной информации в различном качестве и представлении. Непосредственно некоторыми возможностями наделены и справочники, которые могут быть спроектированы и настроены с учетом различных информационных, функциональных, технических и других потребностей. Например, одни справочники в системе могут быть подчинены другим справочникам, при этом полностью соблюдается физическая целостность и такие известные проблемы при проектировании баз данных, как проблема аномалий, удаления родителей и потомков системой контролируется. Также справочники можно разделить по возможностям группировки информации на две группы: неиерархические и иерархические. В неиерархических справочниках отсутствует возможность хранения списка элементов на уровне итогов и групп, а в иерархических такая возможность группировки элементов по категориям существует – по элементам или по элементам и группам.
В системе 1С: Предприятие 8.2 справочники несут на себе не только функции непосредственного хранения информации, но и функции применения справочной информации в самом учетном процессе. Так, при правильном проектировании заметным плюсом станет повышение точности скорости ведения учета, когда справочную информацию не требуется дублировать в разных местах программы и снижаются риски и вероятность получения не корректной информации в разрезе требуемых показателей [[2]].
Обратная ситуация, когда один и тот же товар в системе учета может в различных документах именоваться по-разному, и, соответственно, это приводит к неэффективному принятию решений, к ошибкам в учете и в целом снижает экономический потенциал информационной системы, повышая, тем самым издержки её эксплуатации и приводит к неудобствам в её использовании.
Справочники в системе 1С: Предприятие 8.2 наделены функциональностью использования их в системе отчетности и могут быть интегрированы в единую схему получения отчетов в различных аналитических разрезах и показателях.
Для конфигурации были разработаны следующие справочники:
- «Жильцы»;
- «Кассиры»;
- «Услуги»;
- «Квартиры»;
Рассмотрим на рисунках 11 – 14 справочники.
Рис. 11. «Справочник «Жильцы»
Рис. 12. «Справочник «Кассиры»
Рис. 13. «Справочник «Услуги»
Рис. 14. «Справочник «Квартиры»
Следующим этапом проектирования и разработки прикладного решения является этап разработки документов и регистров экономической информационной системы. Данный этап во многом определяет всю бизнес-логику разрабатываемой экономической информационной системы.
В системе «1С: Предприятие 8.2» экземпляры данных, созданные на основе предопределенного объекта – прототипа «Документы», представляют собой объекты, сущностное содержание которых очень близко к бумажным документам. Они предназначены для ввода первичной информации, связанной с регистрацией событий, воздействующих на учитываемые системой показатели.
Однако документы предназначены не только для отражения свершившихся событий, но и также могут быть использованы в задачах планирования и для построения других иных учетных схем.
Регистры представляют собой важнейший объект в системе 1С: Предприятие 8.2. Данные экземпляры данных - объекты также как и все другие в системе 1С:Предприятие 8.2 создаются на основе преопределенного шаблона объекта – прототипа, условно говоря - класса и наследуют свойства своего родителя, имея лишь незначительные возможности объектно-ориентированного программирования.
Всего видов таких объектов в системе «1С:Предприятие 8.2» четыре:
- Регистр накопления;
- Регистр сведений;
- Регистр бухгалтерии;
- Регистр расчета.
Каждый из объектов этих видов несет в себе предопределенную специфическую функциональность, направление и содержание которой реализуется и раскрывается в определенных учетных ситуациях и задачах. В основном для решения задач управленческого учета и управлении торговлей применяются регистры сведений и регистры накопления, хотя в управленческой схеме можно использовать и регистры бухгалтерии, и регистры расчета, исходное содержание которых проявляется в задачах бухгалтерского учета и периодических расчетах.
Если бы в системе «1С: Предприятие 8.2» использовались бы только документы, то отчеты формировались только на одних документах, тем самым это привело бы в будущем к медленному формированию отчетов и не гибкости используемой информационной системы к бизнес-процессам предприятия. Такие потенциальные и возможные проблемы решаются с использованием регистров, их правильным проектированием и применением в информационной системе.
Регистры позволяют накапливать информацию в различных разрезах по различным числовым или другим показателям с дополнительными произвольными сведениями, если это необходимо.
Все возможные ошибки, которые могут быть допущены на этапе разработке регистров, в дальнейшем очень тяжело исправить. Это приводит к удорожанию разработки и эксплуатации системы. При проектировании регистров очень важно сразу же определить информационные и функциональные потребности автоматизируемого объекта, а также потребности в хранении, удобстве и скорости доступа к данным. Это необходимо осуществить заблаговременно, так как в дальнейшем тяжело перепроектировать регистры с уже введенными в систему учета данными.
Документы и регистры представляют собой центральное звено всей бизнес-логики системы.
В ходе выполнения работы были разработаны документы и регистры, благодаря использованию встроенного языка программирования и встроенному языку запросов системы 1С: Предприятие 8.2.
С учетом требований к информационной системе и к базе данных, были спроектированы, разработаны и реализованы следующие документы, регистры и находящиеся в них бизнес-логика для моей учебной конфигурации – базы данных »:
- Документ «Начисление оплаты за ЖКХ»;
- Документ «Оплата за услуги ЖКХ»;
- Регистр «Начисление оплаты за ЖКХ»;
- Регистр «Оплата ЖКХ».
Рассмотрим документы на рисунках 15 – 16.
Рис. 15. «Документ «Начисление за ЖКХ» »
Рис.16. «Документ «Оплата за ЖКХ»
Завершающим этапом разработки прикладного решения является построение и программирование отчетов и отчетности.
На рисунке 17. представлена примерная схема взаимодействия объектов метаданных системы 1С: Предприятие 8.2, где показана заключительная и итоговая роль отчетов в системе построения прикладных решений.
Рис.17. «Взаимосвязь объектов конфигурации»
Как видно на рисунке, справочники, константы, перечисления, и планы (планы счетов, планы видов расчета, планы видов характеристик) выделены в группу условно - постоянной информации. В большинстве случаев информация из этих видов объектов метаданных изменяется редко и даже если она изменяется, то на учетные данные (остатки, суммы продаж, результаты взаиморасчетов) это влияние будет невелико.
Документы в свою очередь выделены в отдельную группу, так как они регистрируют события хозяйственной деятельности. И, в большинстве случаев, каждый документ вносит изменения в учетные данные.
Сами учетные данные соответствующим образом хранятся в регистрах.
И наконец, непосредственно отчеты завершают эту схему.
Отчеты представляют собой объекты конфигурации, созданные на основе предопределенного шаблона объекта – прототипа «Отчеты». Отчеты позволяют представить информацию из регистров в удобном для пользователя виде.
Отчеты в системе «1С: Предприятие 8.2» являются самым развитым механизмом системы, что ярко выделяет систему 1С: Предприятие 8 среди многих информационных систем, так как включают себя очень богатые возможности.
В данный период времени, отчеты в системе 1С: Предприятие 8 возможно построить на различных механизмах, например с помощью, так называемого построителя отчетов или с использованием специальных конструкторов форм. Но все же, самым передовым механизмом, который и в дальнейшем будет только совершенствоваться, является система компоновки данных.
Система компоновки данных – визуальное средство для построения и вывода отчетов, предназначенная для декларативного создания отчетов, т.е. создания отчетов без программирования, которая, однако, включает в себя и программные механизмы, и механизмы XML. Данная система позволяет разрабатывать отчеты не только программистам, но и опытным пользователям, которым предоставляются различные возможности форматирования, настройки и оформления отчетов прямо в режиме использования информационной системы.
В ходе разработки прикладного решения были созданы следующие отчеты:
- «Начислено за ЖКХ»;
- «Оплата за ЖКХ».
Данный отчет выглядят следующим образом.
Рис. 18. «Начисление за ЖКХ»
4 Реализация алгоритма работы программы
Выявление состава функций и их иерархии позволяет разработать структуру подсистем, содержание каждого взаимодействия и их соподчиненность.
На Рисунке 19 изображена структура диалога системы в виде граф-схемы. Вершины схемы пронумерованы, описание выполнено в соответствии с нумерацией вершин, в качестве средств описания использованы таблицы.
2.1. CRM
2.1.1.Работа с договорами.
2.1.2. Работа с данными.
2.1.3.Работа с запросами жильцов.
1.Аутентификация
1.1.Администратор
1.2.Пользователь
1.1.Администратор
2.Основные функции ЭИС
3.Служебные функции
2.2.Отчетность
2.2.1. Получение отчетности по всему регламентированному учету
3. Служебные функции
3.1. Перерасчет итогов.
3.2. Работа с агрегатами системы.
3.3. Работа с данными пользователей
2. Основные функции ЭИС
2.1. CRM
2.2. Система отчетности
Рис. 19. «Структура подсистем»
Физическая структура базы данных ИС в представлении метаданных (бизнес-сущностей) представлена на рисунке 20.
Рис. 20. «Физическая структура базы данных ИС»
Физическая структура базы данных включает в себя метаданные – бизнес-сущности (объекты конфигурации) предметной области в виде структуры высокого уровня в системе 1С: Предприятие 8.3.
Каждый созданный объект метаданных ИС формирует в базе данных SQL-сервера физические таблицы и индексы.