Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одной серьезной проблемой является коррупция в государственных (муниципальных) органах власти. Создаются конкурентные преимущества для одних предпринимателей и институциональные барьеры для других. Расширение коррупции обусловлено тем, что в отличие от романтических ожиданий формирования в России рыночной экономики американского или европейского типа в ней сложилась меркантилистическая экономика, характерная для латиноамериканских стран, главными чертами которой выступают высокая дифференциация населения по доходам и высокий уровень коррупции. Децильный коэффициент в России составляет около 11 процентов, в Европе от 5 до 8 процентов. Согласно индекса противодействия коррупции Россия по уровню коррупции находится на 82 месте после Эквадора. [6][17]

Считаю, что причинами возникновения административных барьеров является неэффективная и неправомерная деятельность представителей власти, что приводит к снижению экономического развития государства.

2. Законодательная борьба государства с административными барьерами

2.1 Регистрация предпринимательской деятельности

Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. Органы всех уровней государственной власти должны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать защиту их законных интересов и свободу предпринимательской деятельности. [5][18]

На практике структуры государственного регулирования и контроля создают предпринимателям огромное количество специфических трудностей (административных барьеров) в развитии бизнеса.

Самое большое количество административных барьеров - это барьеры входа на рынок. При этом чиновники применяют законодательные акты, которые затрагиваю проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок. [6][19]


Федеральный закон от 08.08.2001 года №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. [1][20]

Положительными моментами Федерального закона являются:

- введение единого порядка регистрации по принципу "единого окна" по всей территории Российской Федерации и существенное упрощение процедуры регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

- сокращение перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. [5][21]

Юридические лица для регистрации должны предоставлять заявление, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины (ст.12 Закона №129-ФЗ);

Индивидуальные предприниматели согласно ст.22.1 Закона №129-ФЗ должны предоставлять заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе, нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, документ об уплате государственной пошлины. [1][22]

Так же положительным моментом закона №129-ФЗ является возможность предоставления документов в регистрирующий орган с использованием Интернета, а так же через единый портал государственных и муниципальных услуг. [6][23]

Проблемными моментами применения Федерального закона являются:

- Допускается дублирование наименований юридических лиц;

Гражданским кодексом, установлены требования к использованию фирменных наименований коммерческими организациями. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Часто встречаются случаи, когда одно юридическое лицо использует фирменного наименования, тождественное фирменному наименованию другого юридического лица. [5][24]

- Отсутствует унифицированная система идентификации субъектов предпринимательства и получение разных номеров при постановке на учет в различных ведомствах;


- На практике сроки регистрации предпринимателей составляют от недели до месяца и не соответствуют официально прописанным в законе 5 дням (ст.8 Закона №129-ФЗ); [1][25]

- Стоимость регистрации не ограничивается установленным размером государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей. К дополнительным расходам приводит то, что подпись заявителя в заявлении на регистрацию юридического лица и индивидуального предпринимателя должна заверяться у нотариуса. [3][26]

Делаем вывод, что для субъектов предпринимательской деятельности в Федеральном законе 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одновременно существуют моменты упрощающие процедуру входа на рынок и моменты, позволяющие представителям власти тормозить этот процесс.

2.2 Лицензирование предпринимательской деятельности

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 49 ограничивает предпринимателей в части свободного осуществления отдельных видов деятельности, перечень которых устанавливается законом, обязанностью получить специальное разрешение - лицензию. [4][27]

При входе на рынок предприниматели сталкиваются с нормативно-правовым актом - Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.03.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".[2][28]

Положительными моментами Федерального закона является значительное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности до 50 видов и существенное упрощение порядка лицензирования на всей территории России. К проблемным моментам Федерального закона относят: на практике сроки получения лицензий и их средняя цена значительно превышает установленные в законодательстве; для однородных объектов различен порядок лицензирования.

Лицензирование, представляет одно из эффективных средств государственного регулирования экономики, которое является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом. [5][29]

Считаю, что лицензирование необходимо, так как с помощью него государство осуществляет контроль за соблюдением предпринимателями требований законодательства в области соответствующего лицензируемого вида деятельности. Однако государству нужно доработать законодательство в этой области, чтобы исключить административные барьеры входа на рынок.


2.3 Меры по устранению административных барьеров

Власти Российской Федерации обсуждают проблему снижения административных барьеров с 1996 года, так как понимают, что их устранение в предпринимательской деятельности приведет к положительному макроэкономическому эффекту, повысит конкурентоспособность экономики России и будет способствовать развитию предпринимательства в стране. [7][30]

С целью реализации этих планов разработано два важных закона.

Первым является Федеральный закон от 14.06.2005 № 88 РФ "О государственной поддержке сектора малого предпринимательства в РФ", который направлен на установление "упрощенной процедуры регистрации малого предприятия, лицензирования, сертификации продукции, а также статистической и бухгалтерской отчетности для малого предприятия». [5][31]

Вторым является Указ Президента РФ № 730, изданный в 1998 году, касающийся "Мер устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства" и определяет три области, в которых необходимо проводить политику развития предпринимательства:

- снижение административных барьеров, с которыми предприятие сталкивается в процессе хозяйственной деятельности;

- четкое распределение функций по лицензированию, контролю и регулированию между различными государственными органами;

- сокращение числа лицензирующих органов, и строгий контроль всех связанных с лицензированием операций вышестоящими органами. [6][32]

Так же, были приняты другие законы и Указы, направленные на снижение и устранение административных барьеров в развитии предпринимательской деятельности: [8][33]

- Федеральный закон от 08.08.2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц";

- Федеральный закон от 08.08.2001 года №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)",

- Федеральный закон от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",

- Федеральный закон от 04.03.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".


Разрабатывая меры борьбы с административными барьерами, правительство страны считает, что решением проблем административных барьеров в России является координация законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях власти. [9][34]

Правительство определяет необходимость создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. [7][35]

В 2008 году Указом президента Российской Федерации № 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности" правительству Российской Федерации было поручено разработать и внести на рассмотрение в Государственную Думу проекты федеральных законов, которые должны предусматривать меры по борьбе с административными барьерами в предпринимательской деятельности, в том числе усилить гарантии по защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля, заменить лицензирование отдельных видов деятельности на страхование ответственности или предоставление финансовых гарантий, применить уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности. [9][36]

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1021-р от 10 июня 2011 года были подведены итоги административной реформы 2006-2010 годов. [7][37]

В 2010 году истек срок реализации административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р.

За эти годы были созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы, а так же была сформирована обширная методическая и нормативная база повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Административная реформа, поведенная в 2006 – 2010 годах в Российской Федерации, была предназначена для достижения следующих целей: [8][38]

- повысить эффективность работы органов исполнительной власти;

- повысить доступность и качество государственных услуг;

- ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;

- повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти.

Был принят Федеральный закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", который стал правовой базой для реализации мероприятий административной реформы. [7][39]