Файл: Рыночное и государственное регулирование международных валютно-кредитных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, ус луг и особенно капиталов и кредитов.

Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны, которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Под влиянием новых факторов функционирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений усложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мирового опыта представляет большой интерес для складывающейся России и других стран СНГ рыночной экономики. Постепенная интеграция России в мировое сообщество требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведения на мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

В данной работе рассматривается понятие международных валютно-кредитных отношений, а также их государственное и рыночное регулирование.

1. Понятие международных валютно-кредитных отношений

Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств.

Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда (МРТ), формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Участниками этих отношений могут быть государства, национальные и транснациональные компании и банки (ТНК и ТНБ), международные финансовые организации и физические лица.

Основным наднациональным валютно-финансовым институтом является Международный валютный фонд.

Кроме того, в число международных организаций, осуществляющих валютные операции, входят: Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Скандинавский инвестиционный банк, Андский резервный фонд, Арабский валютный фонд, Африканский фонд развития, Международная ассоциация развития, Международный фонд сельскохозяйственного развития и др.


Операции с валютой можно классифицировать следующим образом:

покупка валюты импортерами у банков или на бирже для приобретения иностранных товаров и услуг; покупка валюты населением для использования за рубежом и у себя в стране, а также в качестве средства накопления; покупка валюты банками и другими финансовыми организациями для дальнейшей ее перепродажи импортерам и населению; покупка валюты различными организациями для отдачи долгов, процентов по кредитам и займам, а также для выполнения других обязательств в валюте; покупка валюты государственными органами и Центральным банком для пополнения валютных резервов и обслуживания государственного долга; продажа валюты экспортерами в соответствии с законами об обязательной продаже части валютной выручки или для обеспечения операций внутри страны; продажа валюты населением и предприятиями для пополнения, собственных оборотных средств; продажа валюты Центральным банком для поддержания валютного курса и регулирования денежной массы; получение займов и кредитов в иностранной валюте всеми участниками валютно-кредитных отношений; осуществление купли-продажи валюты со спекулятивными целями; осуществление операций с валютой ТНК и ТНБ для инвестиционной и иной деятельности; операции с валютой международных организаций для выполнения своих функций; осуществление страховых и хеджевых операций с валютой; купля-продажа ценных бумаг и финансовых инструментов, номинированных в иностранной валюте.

Международные валютно-кредитные отношения регулируются международными договоренностями, к которым относятся Унифицированные правила по документарному аккредитиву, Унифицированные правила по документарному инкассо, Единообразный вексельный закон, Единообразный закон о чеках, закон "О банковских гарантиях", Устав SWIFT, Устав CHIPS и другие документы. Участники и институты валютно-кредитных отношений образуют валютную систему.

2. Ямайская валютная система

Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 года. Основой этой системы являлись плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт.

Основные характеристики Ямайской валютной системы:

Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах.

Отменен монетный паритет золота.

Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ.


Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.

Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.

МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий и смешанный.

Ямайская система узаконила свободно колеблющиеся курсы валют, при этом был существенно модифицирован механизм национального и межгосударственного воздействия на формирование курсовых соотношений. Положение нового устава МВФ, вступившего в силу с апреля 1978 года, в области валютных паритетов и курсов открывают перед странами-членами возможность гибкого маневрирования. Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать "плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валютами, для которых установлен паритет, допускается в пределах +/ - 4,5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму "плавающего" курса.

Таким образом, в соответствии с Ямайскими соглашениями странам-членам МВФ предоставлено право выбора: иметь "плавающий" курс валюты; либо установить или поддерживать фиксированную стоимость валюты в СДР (специальных правах заимствования) или других расчетных единицах; либо привязать свою валюту (т.е. установить твердое соотношение) к другой валюте или нескольким валютам.

Характерной особенностью "плавающих" валютных курсов являются их колебания не только в течение длительных, но и очень коротких промежутков времени. При старой системе фиксированных паритетов отклонения не могли превышать +/ - 1%. В настоящее время нормальным является изменение валютных курсов в ту или другую сторону в пределах 10% в течение непродолжительного времени (одного месяца) и 2-5% в день.

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнилось лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действия стран-участниц, доступных в рамках этой системы. Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций.


На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в МВС.

3. Европейская валютная система

В ходе экономической интеграции, осуществляющейся в Западной Европе, ряд западноевропейских стран в марте 1979 г. объявил о создании региональной валютной системы - Европейской валютной системы (ЕВС), предусматривающей скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их большей стабилизации. Режим коллективного плавания валют получил название "европейской валютной змеи", в связи с том, что курсы валют могли плавать только в ограниченных пределах. В случае, если курсы выходили за допустимые пределы, центральный банк страны обязал был осуществлять валютную интервенцию. Механизм коллективного плавания курса валют сообщества обеспечивал их относительную стабильность, однако периодически страны проводили официальные девальвации или ревальвации.

Однако основной чертой Европейской валютной системы являлся механизм ЭКЮ - специальной европейской расчетной единицы, основанной на "корзине" из 10 валют стран Западной Европы во главе с немецкой маркой. Квота национальных валют - компонентов ЭКЮ - определялась экономическим потенциалом стран и подлежала пересмотру каждые пять лет. При пересмотре "корзины" все активы и пассивы переоценивались по новому курсу.

В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использовало золото в качестве частичного обеспечения ЭКЮ, объединив 20% официальных золотодолларовых резервов стран - членов союза.

Следующей стадией развития валютной интеграции европейских стран явилось создание экономического и валютного союза, который предусматривает:

1) единую денежную политику стран - членов союза;

2) создание единого центрального банка союза;

3) введение единой валюты союза.

Переход был осуществлен в три этапа. На первом этапе (начался в январе 1990 г) были отменены все валютные ограничения по движению капиталов внутри союза, снижены темпы инфляции и сокращены дефициты бюджетов стран - членов союза. На втором этапе (начался в январе 1994 г) был создан Европейский валютный институт (во Франкфурте-на-Майне) и проведена подготовка создания единой европейской валюты (евро).


На третьем этапе (начался в январе 1997 г) был достигнут необходимый уровень конвергенции в соответствии с заданными параметрами, введена единая валюта и создан Европейский валютный институт - организация, ответственная за осуществление координации валютной политики между странами-членами ЕС, подготовку Европейского центрального банка и разработку единой валютной политики.

С 1 января 1999 г. союз вступил на новую ступень развития региональной валютной системы, когда безналичные расчеты между странами - членами союза стали осуществляться на основе новой европейской валюты - евро. Котировка курса евро к доллару и к валютам стран, не вошедших в союз, осуществляет европейский валютный банк.

С 1 января 2002 г. евро введено в обращение для осуществления наличных расчетов.

Среди преимуществ новой единой валюты европейского региона перед национальными валютами стран - участниц ЕС можно назвать следующие. Евро дало новый импульс экономическому росту в ЕС, позволило укрепить хозяйственные и торговые позиции Европы, свести к минимуму расходы предприятий по обменным операциям, которые, по некоторым оценкам, составляли до 20 млрд. евро в год.

С введением евро совершается попытка за один прием создать крупнейший в мире по размеру рынок ценных бумаг с фиксированным процентом и рынок акций. Очевидно, что пройдут перемены и на уже существующих финансовых рынках, которые должны будут стать более конкурентоспособными. Единая валюта стимулирует деятельность предприятий, ведущих торговлю с европейскими компаниями, поскольку теперь они смогут использовать при расчетах со всеми клиентами одну и ту же валюту. А это позволит экономить на обменных операциях и избегать сопутствующего валютным операциям риска.

Страны - участницы валютного союза теперь не смогут осуществлять так называемую конкурентную девальвацию - намеренное снижение стоимости валюты с целью сделать экспорт более конкурентоспособным. По мнению европейского истеблишмента, от введения евро выиграли все. Из нескольких больших, соревнующихся друг с другом хозяйственных систем, имеющих весьма разнородные экономические стратегии, благодаря общей валюте будет создано единое во многих отношениях экономическое пространство.

На данном этапе единственным наднациональным органом в зоне евро является Европейский Центральный банк, которому поручено проводить единую денежно-кредитную политику, и призванный сохранить ценовую стабильность в зоне евро.