Файл: Пример оценки качества программного обеспечения по ГОСТ 9126.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 572

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Применяемость Настоящий стандарт применяется для установления требований к качеству программ-ного обеспечения и оценивания (измерения, ранжирования и оценки) программных про-дуктов, включая: - определение требований к качеству программной продукции: - оценивание технических требований к программному обеспечению при контроле за тем, чтобы требования качества были удовлетворены в процессе разработки; - описание признаков и свойств (атрибутов) внедренного программного обеспечения (например в руководствах пользователя); - оценивание разработанного программного обеспечения перед его поставкой; - оценивание программного обеспечения перед приемкой. Существуют только несколь-ко общепринятых метрик для характеристик, описанных в настоящем стандарте. Органи- зации н группы по стандартизации могут устанавливать свои собственные модели процес- са оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими характеристиками, для охвата различных областей применения и стадий жизненного цикла. В тех случаях, когда соответствующие метрики отсутствуют и не могут быть разработаны, иногда пользуются словесными описаниями или "приблизи-тельными методами". При использовании шести характеристик качества в целях описания и оценивания также необходимо установить уровни ранжирования и критерии конкретно для данной организа- ции или для данного применения, или для того и другого. Должны быть установлены метрики, уровни ранжирования и критерии применительно к оценке качества, когда обмениваются результатами оценивания. Хотя отсутствует общепринятая система классификации программного обеспечения, имеется несколько общепринятых классов программного обеспечения. Важность каждой характеристики качества меняется в зависимости от класса программного обеспечения. Например, надежность наиболее важна для программного обеспечения боевых критичных систем, эффективность наиболее важна для программного обеспечения критичных по вре- мени систем реального времени, а практичность наиболее важна для программного обес- печения диалога конечного пользователя. Важность каждой характеристики качества также меняется в зависимости от принятых точек зрения. 5.2 Представления о качестве программного обеспечения Имеется несколько представлений о качестве, некоторые из которых обсуждаются ни-же. 5.2.1 Представление пользователя Определение качества по ИСО 8402 отражает представление пользователя так же, как и характеристики, определенные в настоящем стандарте. 5.2.2 Представление разработчика Процесс создания требует от пользователя и разработчика использования одних и тех же характеристик качества программного обеспечения, так как они применяются для уста- новления требований и приемки. Когда разрабатывается программное обеспечение для продажи, в требованиях качества должны быть отражены предполагаемые потребности. Так как разработчики отвечают за создание программного обеспечения, которое долж-но удовлетворять требованиям качества, они заинтересованы в качестве промежуточной продукции так же, как и в качестве конечной продукции. Для того, чтобы оценить качество промежуточной продукции на каждой фазе цикла разработки, разработчики должны ис-пользовать различные метрики для одних и тех же характеристик, потому что одни и те ж,е метрики неприменимы для всех фаз жизненного цикла. Например, пользователь пони-мает эффективность в терминах времени реакции, тогда как разработчик использует в про-ектной спецификации термины длины маршрута и времени ожидания и доступа. Метрики, применяемые для внешнего интерфейса продукции, заменимы метриками, применяемыми для ее структуры. Представление пользователя должно также включать представление о характеристиках качества, требуемое тем, кто сопровождает программное обеспечениеи более заинтересован в общем качестве, чем в конкретной ха- рактеристике качества, и по этой причине будет нуждаться в определении важности значе- ний, отражающих коммерческие требования для индивидуальных характеристик относится к конкрет- ным потребностям, общие уровни ранжирования невозможны., таблицы решений или средние взвешенные. качества программ-ной продукции в конкретных условиях эксплуатации.


Определение комплексных показателей качества А.2.1 Функциональные возможности (Functionality) А.2.1.1 Пригодность (Suitability) Атрибут программного обеспечения, относящийся к наличию и соответствию набора функций конкретным задачам. Примечание - Примерами соответствия является состав функций, ориентированных на задачу, из вхо-дящих в него подфункций и объемы таблиц. А.2.1.2 Правильность (Accuracy) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к обеспечению правильности или соответствия результатов или эффектов. Примечание - Например, она включает необходимую степень точности вычисленных значений. А.2.1.3 Способность к взаимодействию (Interoperability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к способности его взаимодейство-вать с конкретными системами. Примечание - Способность к взаимодействию используется вместо совместимости для того, чтобы из-бежать возможной путаницы с взаимозаменяемостью (см. А.2.6.4). А.2.1.4 Согласованность (Compliance) Атрибуты программного обеспечения, которые заставляют программу придерживатьсясоответствующих стандартов или соглашений, или положений законов, или подобных ре- комендаций. А.2.1.5 Защищенность (Security) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к его способности предотвращать несанкционированный доступ, случайный или преднамеренный, к программам и данным. А.2.2 Надежность (Reliability) А.2.2.1 Стабильность (Maturity) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к частоте отказов при ошибках в программном обеспечении. А.2.2.2 Устойчивость к ошибке (Fault tolerance) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к его способности поддерживать определенный уровень качества функционирования в случаях программных ошибок или нарушения определенного интерфейса. Примечание - Определенный уровень качества функционирования включает возможность отказобезопасности. А.2.2.3 Восстанавливаемость (Recoverability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к его возможности восстанавливать уровень качества функционирования и восстанавливать данные, непосредственно повреж- денные в случае отказа, а также к времени и усилиям, необходимым для этого. А.2.3 Практичность (Usability) А.2.3.1 Понятность (Understandability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям пользователя по пони- манию общей логической концепции и ее применимости. А.2.3.2 Обучаемость (Learnability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям пользователя по обуче-нию его применению (например оперативному управлению, вводу, выводу). А.2.3.3 Простота использования (Operability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям пользователя но экс- плуатации и оперативному управлению. А.2.4 Эффективность (Efficiency) А.2.4.1 Характер изменения во времени (Time behavior) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к временам отклика и обработки и к скоростям выполнения его функций. А.2.4.2 Характер изменения ресурсов (Resource behavior) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к объему используемых ресурсов и продолжительности такого использования при выполнении функций.


А.2.5 Сопровождаемость (Maintainability) А.2.5.1 Анализируемость (Analysability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям, необходимым для диаг- ностики недостатков или случаев отказов или определения составных частей для модерни- зации. А.2.5 Сопровождаемость (Maintainability) А.2.5.1 Анализируемость (Analysability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям, необходимым для диаг- ностики недостатков или случаев отказов или определения составных частей для модерни- зации.

А.2.5.2 Изменяемость (Changeability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям, необходимым для мо- дификации, устранению отказа или для изменения условий эксплуатации. А.2.5.3 Устойчивость (Stability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к риску от непредвиденных эффек- тов модификации. А.2.5.4 Тестируемость (Testability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям, необходимым для про- верки модифицированного программного обеспечения. Примечание - Значения этой подхарактеристики могут быть изменены рассматривае- мыми модификациями. А.2.6 Мобильность (Portability) А.2.6.1 Адаптируемость (Adaptability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к удобству его адаптации к различным конкретным условиям эксплуатации, без применения других действий или способов, кроме тех, что предназначены для этого в рассматриваемом программное обеспечении. А.2.6.2 Простота внедрения (Installability) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к усилиям, необходимым для вне- дрения программного обеспечения в конкретное окружение. А.2.6.3 Соответствие (Conformance) Атрибуты программного обеспечения, которые заставляют программу подчиняться стандартам или соглашениям, относящимся к мобильности. А.2.6.4 Взаимозаменяемость (Replaceabilily) Атрибуты программного обеспечения, относящиеся к простоте и трудоемкости его применения вместо другого конкретного программного средства в среде этого средства. Примечания 1 Взаимозаменяемость используется вместо совместимости для того, чтобы избежать возможной пута-ницы со способностью к взаимодействию (см. А.2.1.3). 2 Взаимозаменяемость с конкретным программным средством не предполагает, что данное средство заменимо рассматриваемым программным средством. 3 Взаимозаменяемость может включать атрибуты простоты внедрения и адаптируемо-сти. Понятие было введено в качестве отдельной подхарактеристики из-за его важности.

Требования к качеству программных средств всё время повышаются. Процессы разработки, приобретения и внедрения сложных систем, к которым относятся в частности программные комплексы, должны находится под жестким управленческим контролем. В настоящее время практически во всех организациях обеспечивается контроль важнейших характеристик, связанных с производством и использованием программных продуктов, таких как время, финансовые средства, ресурсы и т.п. Однако в большинстве случаев вне пределов сферы контроля оказывается наиболее важная характеристика программных продуктов, ради которой, собственно и осуществляются затраты времени, финансовых средств и ресурсов - это качество продукта, поскольку «невозможно контролировать то, что нельзя измерить» (“You cannot control what you cannot measure”).


Одним из подходов для оценки программных средств является оценка соответствующих атрибутов качества, определённых в серии международных стандартов ГОСТ Р ИСО МЭК 9126 «Информационная технология – Оценка программной продукции».

Стандарты определяют базовую терминологию и общий подход к проблеме оценки качества программных средств (характеристики качества, метрики для их измерения, методологию оценки), что позволяет уменьшить неопределённость при совместной работе нескольких организаций (заказчики разработки, разработчики, независимые оценщики). Применение международных стандартов ИСО МЭК в свою очередь удобно тем, что используемые подходы могут быть использованы при работе с зарубежными партнёрами.

Отсутствие возможности установки полного контроля вызывает рост количества необоснованных решений, увеличивает финансовые и проектные риски, связанные с разработкой и внедрением систем.

Однако в настоящее время уже существуют организации, в которых накоплен достаточно большой опыт использования метрик в управлении качеством разрабатываемых и внедряемых программных продуктов. Использование апробированных подходов в управлении качеством разработки и внедрения крупных программных систем значительно повышает предсказуемость проектов, снижает финансовые и ресурсные издержки.

Среди используемых метрик качества программного обеспечения есть универсальные метрики, которые применимы практически ко всем видам программного обеспечения. В то же время большая часть наиболее важных метрик в успешных проектах разрабатывается индивидуально на основе особенностей проекта и характеристик предметной области.

Объект исследования – методы определения качества ПО.

Предмет исследования – изучение технологий определения качества в школе.

Задачи исследования:

· рассмотреть основополагающие принципы качества;

· рассмотреть методы качества;

· выявить особенности работы методов;

· разработать учебную программу для элективного курса по теме: «Критерии качества программного обеспечения»

· создать программную поддержку курса, а именно практически реализовать критерии качества в Delphi.

Гипотеза исследования – изучение критериев качества программного обеспечения будет способствовать повышению общего уровня подготовки по информатике, стимулировать интерес к предмету.


персонала функций продукта и правил их выполнения.

Что такое качество и почему оно должно быть столь глубоко представлено? На протяжении многих лет отдельные авторы и целые организации определяли термин “качество” по-разному. Фил Кросби (Phil Crosby) в 1979 году дал определение качеству как “соответствие пользовательским требованиям” (предполагает, что требования должны быть настолько четко определены, что они не могут быть поняты и интерпретированы некорректно.). Уотс Хемпфри (Watts Hamphrey) описывает качество как “достижение отличного уровня пригодности к использованию” (принимает во внимание требования и ожидания конечных пользователей продукта, которые ожидают, что продукт или предоставляемый сервис будет удобным для их нужд). Компания IBM, в свою очередь, ввела в оборот фразу “качество, управляемое рыночными потребностями” (“market-driven quality”). Критерий Бэлдриджа (Baldrige) для организационного качества использует похожую фразу - “качество, задаваемое потребителем” (“customer-driven quality”), рассматривая удовлетворение потребителя в качестве главного соображения в отношении качества. Чаще, понятие качества используется в соответствии с определением системы менеджмента качества ИСО 9001 как “степень соответствия присущих характеристик требованиям”.

Понятие “качество”, на самом деле, не столь очевидно и просто, как это может показаться на первый взгляд. Для любого инженерного продукта существует множество интерпретаций качества, в зависимости от конкретной “системы координат”. Множество этих точек зрения необходимо обсудить и определить на этапе выработки требований к программному продукту. Характеристики качества могут требоваться в той или иной степени, могут отсутствовать или могут задавать определенные требования, все это может быть результатом определенного компромисса, что вполне перекликается с пониманием “приемлемого качества”, как менее жесткой точки зрения на обеспечение качества, как достижение совершенства.

Сейчас существует несколько определений качества, которые в целом совместимы друг с другом. Приведем наиболее распространенные:

Определение ISO: Качество - это полнота свойств и характеристик продукта, процесса или услуги, которые обеспечивают способность удовлетворять заявленным или подразумеваемым потребностям.

Определение IEEE: Качество программного обеспечения - это степень, в которой оно обладает требуемой комбинацией свойств.

Качество ПО - это относительное понятие, которое имеет смысл только при учете реальных условий его применения, поэтому требования, предъявляемые к качеству, ставятся в соответствии с условиями и конкретной областью их применения. .