Файл: Защита прав собственности (Понятие права собственности. Конституционные основы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

если сособственники откажутся от приобретения;

если в течение месяца (при продаже недвижимости) либо 10 дней (при продаже движимого имущества) сособственники не известят продавца о своем желании приобрести долю.

При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой сособственник может в судебном порядке в течение 3-х месяцев требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя. Такое право у него возникает в случаях:

если нарушена форма извещения (известили не письменно, а устно);

если не был соблюден установленный срок (месяц либо 10 дней);

если доля была продана на других условиях, чем те, которые были предложены сособственникам (им предложили более высокую цену, а после их отказа продали третьему лицу дешевле).

Ст.252 ГК РФ определяет порядок раздела и выдела общего имущества. Это основания прекращения права собственности, специфичные исключительно для долевой собственности. При разделе право общей собственности прекращается всегда - каждый из участников забирает свою долю. При выделе режим общей собственности прекращается только для одного или нескольких выбывших участников, забравших свою долю.

По общему правилу, раздел и выдел производятся в натуральной форме. Однако законом предусмотрен ряд исключений, когда собственнику может выплачиваться стоимость его доли в денежной форме:

Если выдел доли в натуре не допускается законом;

если выдел доли в натуре невозможен без несоразмерного вреда имуществу;

если доля незначительна, не может быть реально выделена, и лицо не имеет существенного интереса в использовании имущества. В этом случае по решению суда выдел может производиться принудительно, без согласия собственника.

1.5 Самозащита гражданских прав

С 1 января 1995 г. введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации. Самозащита гражданских прав - совершенно новая правовая норма, предусматривает защиту прав без обращения в суд (ст.14 ГК РФ).

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов Гражданское право. Учебник, ч.1. // Под.ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., 2005, с.279.

Законодатель определяет право на самозащиту в общих чертах, не пытаясь его детализировать. «Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения» (ст.14 ГК РФ).


Одним из главных условий для применения самозащиты является нарушение конкретного гражданского права, предусмотренного ст.8 ГК РФ. Во-вторых, необходимость пресечь это нарушение. Третье условие - соразмерность принятых мер характеру нарушения; они не должны выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. Как основания для осуществления самозащиты, так и ее пределы нельзя ставить в зависимость только от злонамеренной воли нарушителя права. Так, ст.10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, формулирует общее правило этой злонамеренности, указывая, что не допускаются действия граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в любых формах.

При наличии между сторонами договора о данной вещи предъявление иска в защиту права собственности исключается. Не допускается и так называемая «конкуренция исков», когда возникает вопрос, каким средством защиты необходимо воспользоваться: вещным иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения или обязательственным иском, вытекающим из нарушения условий договора? Конкуренция этих исков абсолютно неприемлема, хотя возможность и необходимость ее пытаются и в настоящее время обосновать отдельные авторы.

Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом действий фактического порядка, направленных на защиту нарушенного права. В ст. 12 ГК РФ самозащита определяется как способ защиты гражданских прав, однако это форма защиты, которая может осуществляться различными способами. Содержание способов самозащиты законом не определяется, поскольку это действия фактического характера. Применение мер самозащиты допускается в основном для защиты абсолютных личных и имущественных прав (жизни, здоровья, права собственности). Согласно ст. 14 ГК РФ способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Различают необходимую оборону (ст. 1066 ГК РФ) и крайнюю необходимость (ст. 1067 ГК РФ).

Меры оперативного воздействия применяются для защиты относительных имущественных прав. Они носят юридический характер, основания для применения и их содержание определяются нормативным актом или договором. Меры оперативного воздействия приводят к изменению содержания правоотношения, неблагоприятному для правонарушителя.

В ст. 12 ГК РФ приведен перечень способов защиты гражданских прав, который не является исчерпывающим. Выбор того или иного способа защиты определяется сущностью нарушенного права и характером нарушения.


1. Признание права применяется в тех случаях, когда необходимо устранить неопределенность в существовании субъективного права. В основном используется для защиты абсолютных прав (права собственности, авторства).

2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется, когда субъективное право в результате нарушения не прекратило своего существования (например, истребование собственником имущества из чужого незаконного владения).

3. Признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки направлены на возврат сторон в первоначальное положение, существовавшее до заключения сделки, является частным случаем предыдущего способа.

4. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в основном применяется для пресечения длящихся правонарушений. В качестве примера можно привести негаторный иск (ст. 304 ГК РФ). Статья 1065 ГК РФ предусматривает возможность для прекращения деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

5. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления конкретизируется в ст. 13 ГК РФ. Недействительными могут быть признаны ненормативные акты государственных органов или органов местного самоуправления, если они, во-первых, не соответствуют закону или иным правовым актам; во-вторых, нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц. В случаях, предусмотренных законом, могут быть признаны недействительными нормативные акты.

6. Присуждение к исполнению обязанности в натуре предполагает понуждение должника к выполнению именно тех действий, которые составляют содержание обязанности (например, согласно ст. 398 ГК РФ в случае неисполнения обязательства передать кредитору индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в оперативное управление или в возмездное пользование кредитор вправе требовать отобрания этой вещи у должника).

7. Возмещение убытков представляет собой денежную компенсацию имущественных потерь, понесенных потерпевшим от правонарушения. Возмещение убытков может применяться при нарушении любого субъективного гражданского права.

8. Взыскание неустойки, в отличие от возмещения убытков, осуществляется только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Неустойка представляет собой денежную сумму, которая взыскивается за сам факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности, независимо от наличия у кредитора имущественных потерь (ст. ст. 330 - 333 ГК РФ).


9. Компенсация морального вреда представляет собой денежную компенсацию физических или нравственных страданий человека, причиненных нарушением его неимущественных прав или посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага. Страдания, которые испытал гражданин вследствие нарушения его имущественных прав, компенсируются только в случаях, предусмотренных законом.

10. Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав по общему правилу применяется юрисдикционными органами. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом или договором, он может применяться волеизъявлением лица, чье право нарушено (как мера оперативного воздействия).

1.6 Государственное регулирование и контроль за использованием права собственности.

Право свободного распоряжения имуществом коммерческих, а тем более некоммерческих организаций в значительной степени ограничено действиями различных государственных органов разного уровня. У коммерческих организаций в соответствии с федеральными законами остается все меньше свободы распоряжения своей собственностью. Значительное количество норм публичного права ограничивают права частного собственника, предусматривая для отдельных видов его имущества специальные режимы. Например, режим земли и других природных ресурсов или режим ценных бумаг или интеллектуальной собственности находятся в различных отраслях законодательства, внутренне между собой не согласованных. Над ними же властвует режим налогообложения, часто не учитывающий вид частной собственности. В этих условиях говорить о свободе предпринимательской деятельности, о значительных правах собственника имущества хозяйственных обществ, некоммерческих организаций в распоряжении своим имуществом не приходится.

Контроль, прежде всего публичный, необходим за соблюдением предпринимателями принципов осуществления экономической деятельности (законной, добросовестной конкуренции и т. д.). Контроль как способ государственного публичного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, в предусмотренных случаях принимать надлежащие меры. Контроль государства за состоянием и развитием рынка основывается на правовом воздействии на частноправовую сферу отношений собственности, предпринимательскую деятельность, частных товаропроизводителей. Необходимо четко и полно определить, прописать в законе пределы публичного вмешательства в дела индивидуальных предпринимателей и частных юридических лиц. Например, принять закон, в котором перечисляются виды имущества, которые не могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также определить предельное количество и стоимость имущества, которое может находиться в собственности граждан и организаций (п. 1, 2 ст. 213 ГК РФ).


В связи с расширением деятельности саморегулируемых организаций, ассоциаций (союзов) коммерческих организаций, финансово-промышленных групп и холдинговых компаний, общественных организаций (объединений) контроль за осуществлением предпринимательской деятельности приобретает особое значение.

Регулирование и контроль за использованием частной собственности осуществляется прежде всего налоговыми органами. Поскольку нет специальных законов в рамках гражданского права, которые были бы посвящены этому вопросу, приходится анализировать общие нормы о защите прав юридических лиц.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, и осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Контролеры также не вправе требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.

По результатам контрольного мероприятия должностным лицом, осуществлявшим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах, в котором обязательно указываются сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, а также сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица и индивидуального предпринимателя. Один из экземпляров акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или индивидуального предпринимателя или их представителям под роспись либо направляется им посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета по контролю, в котором должностное лицо государственного контроля делает соответствующую запись о проведенном мероприятии по контролю.

Должностные лица юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право непосредственно присутствовать при проведении данного мероприятия, давать объяснения, знакомиться с результатами мероприятия по контролю и указывать в актах при ознакомлении с ними о своем согласии или несогласии, а также о согласии или несогласии с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля. Кардинальные изменения в системе осуществления государственного контроля за предпринимательской деятельностью предусмотрены Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».