Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным направлением сближения систем регулирования конкурентных отношений России и ЕС является решение вопроса о повышении эффективности российской правоприменительной практики в области конкуренции и ужесточения штрафных санкций.

Несмотря на принятые год назад новые уровни штрафов за нарушение антимонопольного законодательства в России, они все же отстают от уровня административной ответственности, принятом в странах ЕС. Невысокий размер штрафов в России, отсутствие практики уголовной и административной ответственности в форме дисквалификации должностных лиц не способствует сегодня эффективному пресечению монополистической деятельности, что приводит к ограничению конкуренции и активному проявлению фактов рыночной власти и антиконкурентных действий со стороны представителей органов власти и управления. Для иностранных компаний, работающих на российском рынке, размер штрафов является столь незначительным, что никак не влияет на их бизнес-политику[48].

Вопрос о формировании адекватной системы санкций в российском антимонопольном праве имеет несколько аспектов, которые сводятся к настройке стимулов экономических агентов таким образом, чтобы минимизировать вероятность действий, которые подрывают условия для добросовестной конкуренции, ориентированной на нововведения. Понятно, что для применения санкций необходима достоверная информация о нарушении. Зачастую такой информацией обладают те субъекты, которым наносится ущерб.

Однако для того чтобы они были заинтересованы в предоставлении такого рода информации, антимонопольным органом или судом должен быть соблюден принцип избирательности стимулов. Избирательность стимулов обеспечивается, если в результате нарушитель компенсирует как минимум ущерб, нанесенный пострадавшей стороне. С этой точки зрения само по себе увеличение размеров штрафов и даже обеспечения их привязки к масштабам негативных последствий допущенных нарушений (величина незаконно полученной прибыли или в качестве приблизительной оценки доля выручки) никак не влияет на вероятность применения санкций, если средства, выплачиваемые нарушителем, идут только в бюджет.

Одна из особенностей дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, – длительные сроки производства, что в определенных условиях создает значительный дисконтирующий эффект. Возможность возмещения ущерба, нанесенного нарушителем антимонопольного законодательства, предполагает решение вопроса количественной оценки данного ущерба. Если рассматривать систему санкций за нарушение антимонопольного законодательства безотносительно стимулов хозяйствующих субъектов, чьи права оказались ущемленными, то и в этом случае выясняется, что действующая система не адекватна, по меньшей мере, в двух аспектах – размер санкций и способ определения этого размера. В этом случае вопрос, который следует решить,- определение методики расчета причиненного ущерба, которая, с одной стороны, отражала бы размеры нанесенного ущерба, а с другой стороны, предполагала бы сравнительно невысокие издержки по установлению такого рода ущерба[49].


Наиболее адекватным показателем, на основе которого мог бы определяться размер санкций, является размер незаконно полученной прибыли. Однако в отличие от показателя оборота компании, который в меньшей степени релевантен для определения величины санкций, оценить величину незаконно полученной прибыли достаточно сложно. В частности, это может быть связано с завышением доли издержек в цене товара, так что бухгалтерская прибыль может быть незначительной или вовсе нулевой. Вместе с тем очевидно, что чем дешевле применение адекватной с точки зрения оценки величины незаконно полученной прибыли, тем предпочтительнее использование данного показателя. Следует отметить, что активное использование оборотных показателей без учета экономической и социальной составляющих может привести к структурным эффектам, связанным с относительным сокращением производства низко рентабельной продукции[50].

Важно отметить, что они касаются не только содержательных изменений отдельных статей и ставок штрафных санкций, но и включения принципиально нового вида ответственности – оборотных штрафов на юридических лиц в определенном размере от суммы выручки, полученной при реализации товаров, работ, услуг, а также формы административного наказания в виде дисквалификации должностных лиц сроком до трех лет.

Дополнения и изменения, предусмотренные в проекте поправок в Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»[51], в настоящее время находятся в стадии активного обсуждения. Они касаются расширительного толкования и применения дисквалификационных норм. В случае злоупотребления хозяйствующим субъектом рыночной властью предлагается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей. Комплекс дополнений и поправок касается не только содержательных изменений отдельных статей и ставок штрафных санкций, но и расширительного толкования ответственности в виде оборотных штрафов[52].

Гармонизация европейского и российского законодательства в области организации судебных систем является наиболее трудной задачей. Представляется, что она может проходить в направлении создания в России судебной системы в области конкуренции, адекватной европейской. Для этого можно было бы рассмотреть вопрос о целесообразности создания в России специального судебного органа по вопросам конкуренции по подобию Суда первой инстанции в ЕС. Практика европейских стран свидетельствует об обоюдной заинтересованности картельных ведомств и субъектов рынка в необходимости наличия корпуса судей, который более подготовлен для рассмотрения дел связанных с нарушением антимонопольного законодательства. В качестве неотъемлемой части нормативно-правового регулирования необходимо создание базы по всем судебным решениям и административным процессам антимонопольного ведомства, с возможностью открытого доступа любому заинтересованному лицу.


Выводы.

В условиях единого экономического пространства, именно единые правила конкуренции с более жесткими и действенными нормами административной ответственности должны стать наиболее действенным механизмом обеспечения нормального функционирования рынков Российской Федерации и пресечения фактов недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики. Создание таких правил является логическим развитием общей внешнеполитической концепции России в частности на европейском направлении.

Заключение

Антимонопольная политика - это совокупность мер, которые направлены на демонополизацию экономики, пресечение монополистических действий, уменьшение недобросовестной конкуренции, снижение административных барьеров.

Антимонопольная политика России - важный атрибут структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Безусловно, в определенных случаях существование монополии является необходимым, но за этими
процессами должен осуществляться строгий контроль со стороны государства. Стоит так же отметить, что свободный рынок не способен быстро заменить отраслевую монополию, которая складывалась десятилетиями, так как утверждение конкурентных отношений – не единовременная моментальная акция, а сложный и долгий процесс.

Антимонопольное законодательство США направлено на ограничение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; предупреждение монополистической деятельности, пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Все эти направления антимонопольного законодательства сформировались в ходе длительной эволюции способов реализации антитрестовской политики в США.

В Европейском союзе можно выделить следующие направления антимонопольного регулирования: запрет соглашений, ограничивающих конкуренцию (ст. 101 ДФЕС); запрет злоупотребления доминирующим положением (ст. 102 ДФЕС); контроль над оказываемой государственной помощью (ст. 107 ДФЕС); контроль над слияниями (Регламент 139/2004). Принятие Регламента 1/2003 и Регламента 130/2004, значительно расширивших, по сравнению с предыдущими регламентами, полномочия Комиссии и национальных компетентных органов при расследовании нарушений норм права конкуренции, стало своевременным ответом на вхождение в состав Европейского союза новых государств, а также возросшую с начала 1990-х гг. нагрузку на Комиссию и антимонопольные органы.


В условиях единого экономического пространства, именно единые правила конкуренции с более жесткими и действенными нормами административной ответственности должны стать наиболее действенным механизмом обеспечения нормального функционирования рынков Российской Федерации и пресечения фактов недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики. Создание таких правил является логическим развитием общей внешнеполитической концепции России в частности на европейском направлении.

Список литературы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции».

Антипина О. В. Прокопьева А.В. Классификация финансовых рисков и методы управления ими при организации производственных процессов В мире научных открытий. 2015. № 65. С. 2982-2995.

Байбакова Л.В. Двухпартийная система в период вступления США в индустриальное общество (последняя треть XIX в.). М., 2002.

Борзило Е.Ю. Новые методы ведения торговли в антимонопольном законодательстве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 606-609.

Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 12 (22). С. 55-58.

Деркач Ю.Е. Антимонопольная политика Российского государства на современном этапе // Наука и общество. 2011. № 3. С. 235-237.

Казачкова З.М. Эволюция концепции «право и экономика» применительно к антимонопольному регулированию в США // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 15-19.

Казачкова З.М. Эволюция концепции «право и экономика» применительно к антимонопольному регулированию в США // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 15-19.

Кашкин С.Ю., Жупанов А.В. Тенденции развития антимонопольной политики ЕС и права конкуренции в рамках европейского экономического пространства // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ЧТЕНИЯ Воронеж, 2013. С. 63-80.

Киселева В. А. Экономическая теория. - М: КНОРУС, 2011.

Клёмин А. Антимонопольное законодательство ЕС. Процедуры и штрафы // В сборнике: Международно-правовые чтения Воронеж, 2014. С. 66-83.

Князева И.В. Антимонопольная политика в России // Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика» / Москва, 2011.


Милютина Е.А., Мурзина Е.А. Регулирование антиконкурентных соглашений антимонопольными службами // Бакалавр. 2014. № 1 (1). С. 74-77.

Михайлов А.В.Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18-21.

Рудомино В.А. Антимонопольное регулирование в глобальной экономике: опыт России и зарубежных стран / В.А.Рудомино, Г.К.Захаров // Закон. - 2012. - № 5. - С.129-139.

Супоницкая И.М. Монополии и антимонополистическое движение в США в конце XIX в. М., 1991.

Устюжанин Д.Ю. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". г.Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 100-103.

Шайхеев Т.И. О понятии конкуренции в конкурентном (антимонопольном) праве России и зарубежных стран // Государство и право. 2014. № 4. С. 111-114.

  1. Князева И.В. Антимонопольная политика в России // Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика» / Москва, 2011. – С. 102.

  2. Шайхеев Т.И. О понятии конкуренции в конкурентном (антимонопольном) праве России и зарубежных стран // Государство и право. 2014. № 4. С. 111-114.

  3. Михайлов А.В.Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18-21.

  4. Михайлов А.В.Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18-21.

  5. Рудомино В.А. Антимонопольное регулирование в глобальной экономике: опыт России и зарубежных стран / В.А.Рудомино, Г.К.Захаров // Закон. - 2012. - № 5. - С.129-139.

  6. Михайлов А.В.Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18-21.

  7. Киселева В. А. Экономическая теория. - М: КНОРУС, 2011. – С. 12.

  8. Милютина Е.А., Мурзина Е.А. Регулирование антиконкурентных соглашений антимонопольными службами // Бакалавр. 2014. № 1 (1). С. 74-77.

  9. Михайлов А.В.Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18-21.

  10. Рудомино В.А. Антимонопольное регулирование в глобальной экономике: опыт России и зарубежных стран / В.А.Рудомино, Г.К.Захаров // Закон. - 2012. - № 5. - С.129-139.

  11. Антипина О. В. Прокопьева А.В. Классификация финансовых рисков и методы управления ими при организации производственных процессов В мире научных открытий. 2015. № 65. С. 2982-2995.

  12. Михайлов А.В.Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18-21.

  13. Деркач Ю.Е. Антимонопольная политика Российского государства на современном этапе // Наука и общество. 2011. № 3. С. 235-237.

  14. Милютина Е.А., Мурзина Е.А. Регулирование антиконкурентных соглашений антимонопольными службами // Бакалавр. 2014. № 1 (1). С. 74-77.

  15. Михайлов А.В.Методы антимонопольного регулирования и вопросы совершенствования антимонопольного законодательства // Конкурентное право. 2013. № 1. С. 18-21.

  16. Деркач Ю.Е. Антимонопольная политика Российского государства на современном этапе // Наука и общество. 2011. № 3. С. 235-237.

  17. Устюжанин Д.Ю. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". г.Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 100-103.

  18. Супоницкая И.М. Монополии и антимонополистическое движение в США в конце XIX в. М., 1991.

  19. Байбакова Л.В. Двухпартийная система в период вступления США в индустриальное общество (последняя треть XIX в.). М., 2002.

  20. Казачкова З.М. Эволюция концепции «право и экономика» применительно к антимонопольному регулированию в США // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 15-19.

  21. Казачкова З.М. Эволюция концепции «право и экономика» применительно к антимонопольному регулированию в США // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 15-19.

  22. Устюжанин Д.Ю. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". г.Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 100-103.

  23. Устюжанин Д.Ю. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". г.Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 100-103.

  24. Устюжанин Д.Ю. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". г.Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 100-103.

  25. Казачкова З.М. Эволюция концепции «право и экономика» применительно к антимонопольному регулированию в США // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 15-19.

  26. Казачкова З.М. Эволюция концепции «право и экономика» применительно к антимонопольному регулированию в США // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 15-19.

  27. Устюжанин Д.Ю. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". г.Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 100-103.

  28. Устюжанин Д.Ю. Сравнительный анализ антимонопольных законодательств США и России // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр "Аэтерна". г.Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 100-103.

  29. Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

  30. Кашкин С.Ю., Жупанов А.В. Тенденции развития антимонопольной политики ЕС и права конкуренции в рамках европейского экономического пространства // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ЧТЕНИЯ Воронеж, 2013. С. 63-80.

  31. Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

  32. Борзило Е.Ю. Новые методы ведения торговли в антимонопольном законодательстве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 606-609.

  33. Кашкин С.Ю., Жупанов А.В. Тенденции развития антимонопольной политики ЕС и права конкуренции в рамках европейского экономического пространства // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ЧТЕНИЯ Воронеж, 2013. С. 63-80.

  34. Кашкин С.Ю., Жупанов А.В. Тенденции развития антимонопольной политики ЕС и права конкуренции в рамках европейского экономического пространства // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ЧТЕНИЯ Воронеж, 2013. С. 63-80.

  35. Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

  36. Борзило Е.Ю. Новые методы ведения торговли в антимонопольном законодательстве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 606-609.

  37. Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

  38. Клёмин А. Антимонопольное законодательство ЕС. Процедуры и штрафы // В сборнике: Международно-правовые чтения Воронеж, 2014. С. 66-83.

  39. Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

  40. Борзило Е.Ю. Новые методы ведения торговли в антимонопольном законодательстве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 606-609.

  41. Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

  42. Борзило Е.Ю. Новые методы ведения торговли в антимонопольном законодательстве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 606-609.

  43. Борзило Е.Ю. Новые методы ведения торговли в антимонопольном законодательстве Европейского Союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4. С. 606-609.

  44. Бахаева А.В. Злоупотребления доминирующим положением в антимонопольном законодательстве Европейского сообщества // Вопросы российского и международного права. 2012. № 2. С. 122-131.

  45. Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 12 (22). С. 55-58.

  46. Деркач Ю.Е. Антимонопольная политика Российского государства на современном этапе // Наука и общество. 2011. № 3. С. 235-237.

  47. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции».

  48. Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 12 (22). С. 55-58.

  49. Деркач Ю.Е. Антимонопольная политика Российского государства на современном этапе // Наука и общество. 2011. № 3. С. 235-237.

  50. Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 12 (22). С. 55-58.

  51. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016).

  52. Гарасим Ю.И. Государственная политика борьбы с недобросовестной конкуренцией: антидемпинговая и антимонопольная политика // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2012. № 12 (22). С. 55-58.