Файл: Цель и задачи налогового учета (Раскрытие налогового учета в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Все предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории России, обязаны вести налоговый учет.

Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. К сожалению, порядок ведения такого учета прописан в налоговом законодательстве только для налога на прибыль. В части других налогов имеются отдельные положения, касающиеся отражения вариантов учета в учетной политике организаций.

Как конкретно вести налоговый учет на практике, каждый бухгалтер должен определить самостоятельно. Поэтому зачастую постановка и ведение налогового учета для многих организаций остаются проблемным вопросом. В связи с этим, тема данной курсовой работы является особенно актуальной.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налогового учета, его целей и задач.

Методологическую основу исследования составляют нормативно-правовые законодательные документы, труды ученых-экономистов в области налогового учета, а также материалы СПС «Гарант».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1. Понятие налогового учета, способы его ведения

История становления налогового учета начинается с 2002 года, когда гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ данный термин был введен в действие. В настоящее время это словосочетание приобрело более широкий смысл: в отдельных случаях им обозначают всю систему исчисления налогов. Однако определение, данное в ст. 313 НК РФ, относится непосредственно к системе обобщения информации для расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций: «Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом».[8]


Как видно из определения, налоговый учет необходим для того, чтобы исчислить налог на прибыль. Но правила, установленные главой 25 Налогового кодекса, таковы, что сделать это на основании одних лишь данных бухгалтерского учета невозможно.

Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

С 2012 года в Налоговый кодекс введено понятие "консолидированная группа налогоплательщиков". Если фирма является ответственным участником группы, то она обязана вести налоговый учет по всей группе. Однако это не означает, что остальным членам группы учет можно не вести. Они ведут налоговый учет и предоставляют его данные ответственному участнику группы.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

- как предприятие определяет доходы и расходы;

- как предприятие определяет долю расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

- какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

- как предприятие формирует сумму резервов;

- каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, расчет налоговой базы, аналитические регистры налогового учета.

Единой формы регистров налогового учета нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно и утвердить в качестве приложения к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

При разработке регистров налогового учета можно воспользоваться рекомендациями МНС России (ныне ФНС России) «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Полный перечень этих регистров представлен в приложении А.[1]

Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронной форме на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.

Налоговым кодексом организации предоставлено право выбрать вариант формирования регистров налогового учета.

Существует два способа:

1. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе бухгалтерского (Приложение Б). Для этого, прежде всего, нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.


Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику: установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов, списания материально-производственных запасов в производство, определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т.д. Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут одновременно участвовать в расчете налога на прибыль.

Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты. Ну, а в тех случаях, когда правила бухучета не стыкуются с налоговым законодательством, обороты по счетам для целей налогообложения можно корректировать. Для этого придется составить специальный расчет.

2. Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, никак не связанную с бухгалтерским. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета. За каждый отчетный (налоговый) период фирма составляет расчет налоговой базы (ст. 315 НК РФ).

Самостоятельно разрабатывать форму расчета налоговой базы и утверждать ее приказом об учетной политике для целей налогообложения не обязательно. Достаточно правильно заполнить все листы и приложения декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 22 марта 2012 года NMMB-7-3/174@.[10]

1.2 Принципы системы налогового учета

Изначальный подход к организации налогового учета в России был связан с отраслевой направленностью. Такой вывод подтверждают первые варианты формы налоговой декларации по налогу на прибыль, которые были разработаны таким образом, чтобы, сопоставив данные деклараций по одной отрасли, можно было бы практически сразу выявить "проблемные" предприятия, уже камерально выяснив отклонения в доходах или расходах (при прочих равных условиях) конкретного предприятия от аналогичных среднеотраслевых показателей.


Несмотря на то, что налоговая декларация по налогу на прибыль, принятая в 2002 г., была изменена, положения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в отношении принципов построения системы налогового учета остались прежними. Налоговый учет предполагает собственный, отраслевой подход к методологии налогового учета, так как:

- грамотный и эффективный учетный цикл можно сформировать и обосновать лишь в соответствии с технологией производства продукции (работ, услуг), при этом он может быть построен как независимо от принципов построения на предприятии бухгалтерского учета, если есть возможность оптимизировать налоговые платежи по времени, так и параллельно;

- особенности определения расходов (и доходов), признаваемых для целей налогообложения, установлены в НК РФ лишь для ограниченного количества категорий налогоплательщиков (банков, страховых организаций и т.п.) (п. 3 ст. 252 НК РФ).

На сегодня существуют две модели формирования системы налогового учета.

Первая модель связана с максимальным сближением бухгалтерского и налогового учета. Для данной модели вводятся единые правила оценки всех учетных объектов. В этом случае налоговая отчетность, по сути, не предполагает оптимизации налоговых платежей, так как она направлена на упрощение системы учета и не предусматривает интересы учредителей в отношении оптимизации налоговой нагрузки в зависимости от развития бизнеса в тот или иной период.

Различия в результатах работы предприятия, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, минимальны. Основа такого учета - многочисленные корректировки, которые вносятся в данные бухгалтерского учета в целях налогообложения. Зачастую такие корректировки (например, введение субсчетов или аналитики доходов и расходов, не принимаемых в целях налогообложения) искажают бухгалтерскую отчетность и нарушают классику ведения самого бухгалтерского учета.

При применении этой модели создаются условия для сопоставимости данных, представленных в налоговой отчетности различных фирм и предприятий (если говорить об интересах налоговых органов).

Вторая модель не предполагает особой зависимости налогового учета от бухгалтерского. Для данной модели для оценки учетных объектов применяются такие правила, которые выгодны предприятию, собственнику. В результате создается эффективная модель, которая предусматривает планирование налога на прибыль в зависимости от того, на каком этапе развивается бизнес данной компании (начальный этап, оказывается максимальный объем услуг, бизнес готовится к закрытию).


Модель предполагает существование и ведение параллельно как бухгалтерского учета, так и учета для целей налогообложения. При этом результаты по финансовой и налоговой отчетности различаются, но отчетность составляется в полном соответствии с интересами собственников, акционеров, кредиторов с точки зрения экономии платежей, прозрачности и безопасности бизнеса.

В этом случае сопоставимость отчетных данных различных фирм и предприятий достигается не автоматически, а за счет дополнительной обработки.[5]

На основании практики постановки налогового учета и использования общих принципов организации налогового учета, сформулированных в НК РФ, рассмотрим отраслевую базовую модель системы налогового учета в строительной отрасли.

В качестве модели предлагаем второй вариант в связи с тем, что основные принципы при создании системы бухгалтерского и налогового учета различны.

В бухгалтерском учете доминирующим является принцип осмотрительности, согласно которому признанию подлежат все ожидаемые убытки, относящиеся к периоду до составления баланса, но прибыль признается, если она реализована.

В налоговом учете доминирующим является принцип обоснования расходов с точки зрения получения соответствующих доходов, разумного распределения некоторых видов убытков и доходов по отчетным (налоговым) периодам, отражения только свершившихся фактов финансово-хозяйственной деятельности.

Однако в строительной отрасли существуют следующие особенности:

1) длительные сроки договоров (более одного отчетного периода);

2) сочетание нескольких взаимосвязанных между собой видов деятельности;

3) большое количество участников договора участия;

4) усиленный контроль со стороны налоговых органов за целевым расходованием сумм на финансирование капитального строительства.

В связи с этим основная задача при постановке налогового учета на строительном предприятии состоит в выявлении наиболее перспективной модели ведения налогового учета, учитывающей сочетание перечисленных особенностей отрасли. Для формирования системы налогового учета в соответствии с требованиями ст. 313 НК РФ требуются следующие основные документы: учетная политика предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета; договоры и контракты, действующие по состоянию на соответствующий налоговый период; бухгалтерские регистры; график документооборота.

Учетная политика предприятия позволяет оценить законность методов и принципов, применяемых для налогообложения предприятием.