Файл: Субъекты предпринимательского права (Коммерческие и некоммерческие организации, как субъекты предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Преимущества холдинговых компаний заключаются в том, что они борются с конкуренцией при помощи своей консолидации.

Эта важнейшая особенность является также и существенным недостатком для потребителей, так как чрезмерное объединение производства и сбыта ведет к монополизму производителя со всеми вытекающими отсюда для потребителей последствиями. Положительные стороны обусловливаются следующими возможностями холдинговых компаний: использование увеличенных размеров производства и сбыта; достижение высокой эффективности в международном движении капитала; минимизация негативного воздействия государства на предприятия. Отрицательные стороны холдинга: стремление к монополизму; усилению контроля над предприятиями; искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных; невозможность четкого отслеживания перераспределения фондов между своими предприятиями; потребность в большом количестве высококвалифицированных менеджеров.

Различаются чистые и смешанные компании. Чистые холдинговые компании — неторговые компании, согласно своему уставу не имеющие прав осуществления торговых операций или иного бизнеса, владеющие только капиталом. В отечественной экономической терминологии они называются финансовыми холдинговыми компаниями.

Смешанные холдинговые компании, кроме владения контрольным пакетом акций и права руководить другими компаниями, активно занимаются торговлей или бизнесом и имеют на своем балансе вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.

В Российской Федерации холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговая компания может быть дочерним предприятием другой холдинговой компании — так называемые холдинговые компании второго порядка. Естественно, эта классификация достаточно условна. Диверсифицированные современные концерны могут быть холдингом по отношению к своим дочерним фирмам и филиалам и одновременно сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав более могущественных холдингов. Размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания — вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний.

В экономической литературе изучению российских холдингов как формы концентрации капитала уделяется немало внимания. Крупнейшие холдинги контролируют почти половину российской промышленности и подавляющую часть компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В последние годы холдинги осуществляют реструктуризацию входящих в них компаний и акционерных связей. Контролирующие холдинги группы выступают не просто крупнейшими владельцами, но и более эффективными собственниками по сравнению с владельцами отдельных предприятий.


При сопоставлении доли холдингов в количестве предприятий и в численности занятых видно, что объединениями охвачены более крупные предприятия.

По своим размерам холдинги заметно различаются. Большинство предприятий металлургической и химической промышленности (а также энергетики и связи) являются членами объединении с численностью занятых свыше 10 тыс. человек. Предприятия других отраслей, как правили, входят в группы с численностью занятых от 3 тыс. до 10 тыс. человек. Большинство холдингов (за исключением тех, куда входят предприятия энергетики и связи) включают от 5 до 10 предприятии.

Интенсивность процессов присоединения к холдингам резко нарастает с 1999 г. и достигает пика в 2002 г. Вхождение кампаний в холдинги не связано с контрактами или соглашениями между членами холдинга. В этом заключается главное отличие холдингов от концернов.

ГЛАВА 3. Коммерческие и некоммерческие организации, как субъекты предпринимательской деятельности

Коммерческие организации: понятие, общая характеристика, виды.

Коммерческая организация — юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, в отличие от некоммерческой организации, которая не имеет целью извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Основные признаки коммерческой организации:

1.Цель деятельности — получение прибыли;

2.Чётко определённая в законе организационно-правовая форма;

3.Распределение прибыли между участниками юридического лица.

Также коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическому лицу:

1.Обладают обособленным имуществом на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество может быть арендованным;

2.Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом;

3.Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности;

4.Могут быть истцом и ответчиком в суде.

В статье 50 Гражданского кодекса РФ дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Это означает, что без изменения Гражданского кодекса никакими иными законами другие виды коммерческих юридических лиц в гражданский оборот введены быть не могут.


Виды коммерческих организаций:

Классификация коммерческих предприятий по принадлежности капитала:

Национальное предприятие

Иностранное предприятие

Совместное предприятие

Многонациональное предприятие

Некоммерческие организации

Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

Виды некоммерческих организаций:

•автономная некоммерческая организация

•адвокатское образование (коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация)

•ассоциация и союз (в том числе биржевой)

•благотворительная организация

•государственная корпорация

•государственная компания

•государственное и муниципальное автономное, бюджетное и казенное учреждение

•национальный парк, природный парк, государственный природный заповедник

•казачье общество

•некоммерческое партнерство

•неправительственная организация

•кондоминиум (Товарищество собственников жилья)

•общественное объединение (Политическая партия, общественная организация (в том числе инвалидов), общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, Профсоюз)

•общество взаимного страхования

•объединения юридических лиц

•объединение работодателей

•община коренных малочисленных народов

•потребительские кооперативы (в том числе Кредитный потребительский кооператив (граждан, первого и второго уровня), Сельскохозяйственный потребительский кооператив (перерабатывающий, сбытовой (торговый), обслуживающий, снабженческий, садоводческий, огороднический, животноводческий), Жилищный накопительный кооператив.

•религиозная организация /объединение (религиозная организация (местная и централизованная), религиозная группа)


•садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение

•торгово-промышленная палата

•территориальное общественное самоуправление.

•учреждение (в том числе частное)

•автономное учреждение

•фонд

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Οʜᴎ могут осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством и, подчеркнем, соответствующих целям деятельности, которые предусмотрены учредительными документами.

Некоммерческие организации бывают классифицированы по различным критериям˸

1) по форме собственности;

2) правам учредителей (участников) в отношении некоммерческих организаций или их имущества;

3) наличию института членства;

4) присутствию иностранного элемента;

5) территориальной сфере деятельности.

Учитывая зависимость от формы собственности некоммерческие организации делятся на публичные (государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации, Банк России) и частные.

Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, так как это служит достижению целœей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Некоммерческое партнерство, государственная корпорация, государственная компания, автономная некоммерческая организация согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых они создана, и соответствующую этим целям.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе всё разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г с учетом поправок, внесённых № 6 РКЗ от 30.12.2008, №7-ФКЗ от 30.12.2008г, №2-ФКЗ от 05.02.2014, №11-ФКЗ от 21.07.2014г./СЗ РФ -2014г. №31- Ст.4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС "Гарант".

3. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995г. (ред от 29.06.2015г).

4. Голованов Н.М. Юридические лица. СПб.: Питер, 2003.

5. Гражданское право. Общая и Особенная части: учебник / А.П. Фоков, Ю.Г. Полонов, И.Л. Черкашина, В.А. Черкашин; отв. ред. А.П. Фоков. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.

6. Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Высшее образование. 2008. - 567 с.

7. Федеральный закон от 08 февраля 1998г №14 -ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.06.2015г.)

8.Федеральный закон от 14 ноября 2002г № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред от 04.11.2014г.)

9. Федеральный закон от 08.12.1995г №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ред. от 20.04.2015г.)

10.Федеральный закон от 08.05.1996г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» (ред. от 30.11.2011г.)

11. Федеральный закон от 03.12.2011 №380ФЗ «О хозяйственных партнёрствах» (ред. от 23.07.2013г).

12. Федеральный закон № 315 от 01 декабря 2007 г. « О саморегулируемых организациях»(ред.от 24.11.2014г).

13.Кодекс об административных правонарушениях: ФЗ от 30 декабря 20012 г. №195-ФЗ (ред .от 29.06.2015г).