Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (Анализ ассортиментной политики торгового предприятия ООО «СДК»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Теоретические основы формирования ассортиментной политики коммерческой организации
1.1 Сущность и значение ассортиментной политики организации
1.2 Характеристика методов анализа ассортиментной политики
Глава 2. Анализ ассортиментной политики торгового предприятия ООО «СДК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «СДК»
2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия ООО «СДК»
2.3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента на торговом предприятии ООО «СДК»
Финансовое состояние предприятия зависит не только от финансовых результатов, но и от структуры имущества и источников их формирования. В этих целях в таблице 5 будет проведен анализ имущества Томского филиала ООО «СДК» и источников его формирования.
Таблица 5
Динамика состава и структуры баланса Томского филиала ООО «СДК» за 2016 - 2018 годы
Актив |
Сумма тыс. руб. |
Отклонение 2017 / 2018 |
Доля актива, % |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
(+;-) |
% |
2017 |
2018 |
|
АКТИВ |
|||||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||
Основные средства |
46950 |
47100 |
65100 |
18000 |
38,2 |
74,34 |
78,04 |
Незавершенное строительство |
253 |
253 |
0,3 |
||||
ИТОГО по разделу I |
46950 |
47100 |
65353 |
18253 |
38,8 |
74,34 |
78,34 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
1385 |
1480 |
1853 |
373 |
25,2 |
2,32 |
2,22 |
В том числе: Сырье и материалы |
1028 |
1049 |
1320 |
271 |
25,8 |
1,65 |
1,58 |
НДС по приобретенным ценностям |
286 |
291 |
129 |
-162 |
-55,7 |
0,46 |
0,16 |
Дебиторская задолженность (платежи в течение 12 месяцев) |
14528 |
14535 |
15663 |
1128 |
7,8 |
22,56 |
18,78 |
Денежные средства |
124 |
78 |
291 |
213 |
273,1 |
0,12 |
0,35 |
Прочие оборотные активы |
127 |
127 |
127 |
0 |
0 |
0,20 |
0,15 |
ИТОГО по разделу II |
16450 |
16511 |
18064 |
1553 |
9,4 |
25,66 |
21,66 |
БАЛАНС |
63400 |
63611 |
83417 |
19806 |
31,1 |
100,0 |
100,0 |
ПАССИВ |
|||||||
Уставный капитал |
10 |
10 |
10 |
0 |
0 |
0,02 |
0,01 |
Нераспределенная прибыль (убыток) |
2239 |
2359 |
2996 |
637 |
27 |
3,7 |
3,59 |
ИТОГО по III разделу |
2239 |
2369 |
3006 |
637 |
26,9 |
3,7 |
3,6 |
IV. Долгосрочные обязательства |
42441 |
42417 |
58591 |
16174 |
38,1 |
66,68 |
70,23 |
ИТОГО по ГУразделу |
42441 |
42417 |
58591 |
16174 |
38,1 |
66,68 |
70,23 |
V. Краткосрочные обязательства |
|||||||
Займы и кредиты |
|||||||
Кредиторская задолженность в том числе: -поставщики и подрядчики -задолженность перед |
18720 10825 |
18825 11528 |
18767 12716 |
-58 1188 |
-0,3 10,3 |
29,62 18,12 |
22,50 15,24 |
персоналом организации -задолженность перед гос.внебюджетными фондами -задолженность по налогам и сборам -прочие кредиторы Резервы предстоящих расходов |
1247 515 3114 1871 |
1399 692 3157 2050 |
2725 745 1415 1166 3053 |
1326 53 -1742 -884 3053 |
94,8 7,6 -55,2 -43,1 |
2,2 1,1 4,96 3,22 |
3,27 0,89 1,70 1,4 3,7 |
ИТОГО по Уразделу |
18720 |
18825 |
21820 |
2995 |
15,9 |
29,62 |
26,17 |
БАЛАНС |
63400 |
63611 |
83417 |
19806 |
31,1 |
100,0 |
100,0 |
Как видно из таблицы имущество ООО «СДК» в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилось на сумму 19806 тыс. руб. или 31,1%. Это произошло главным образом за счет увеличения величины внеоборотных активов, в частности основных средств, которые выросли с 2016 года 2017 года на 18000 тыс. руб
2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия ООО «СДК»
ООО «СДК» является дистрибьютором таких компаний как Procter&Gamble, Upeco, MARS, BAGI, 3M, «СибЭкоХим», Biosphere, «ПРОМЭКС», «Мастер Пак», Crocmart, «РОСЭЛ», «Русский продукт», а также других российских и международных поставщиков.
Томский филиал ООО «СДК» - это, прежде всего две серии - красота и чистота.
Чистота:
Моющие и чистящие средства
А) Стиральный порошок «Ariel»
Б) Стиральный порошок «Tide»
В) Кондиционер для белья Lenor
Был представлен в России в 1997 году.
Г) Средство для деликатной стирки Dreft
Д) Чистящее средство Comet
Ж) Моющие средство Fairy
З) Стиральный порошок «Миф»
И) Детские подгузники.
Детские подгузники Pampers ACTIVE BABY
- Детские подгузники Pampers LET'S GO
- Детские подгузники Pampers
Л) Средства ухода за волосами
М) Средства ухода за телом
Н) Средства ухода за полостью рта
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот,
конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Сущность метода прямых затрат, который используется в Томском филиале ООО «СДК» состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
Формирование торгового ассортимента - это одна из основных функций организации торговли, определяющая его конкурентоспособность.
Далее рассмотрим структуру ассортимента ООО «СДК». Исследование показало, что основную часть ассортимента составляют: моющие и чистящие средства; детские подгузники; средства женской гигиены; средства ухода за волосами; средства ухода за телом; средства ухода за полостью рта; косметические средства; элементы питания
Далее необходимо выделить группы классификации по принципу Парето, где 20% качественного критерия определяет 80% количества выбранной совокупности объектов (группа А); группа В - до 15% в объеме прибыли и оставшаяся часть - блок С. Деление может быть и другим в зависимости от потребностей анализа.
Из таблицы видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: стиральный порошок, косметические средства, средства по уходу за волосами - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: средства женской гигиены, моющие средства, средства для деликатной стирки, чистящие средства, средства по уходу за телом.
Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса, широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж. Для товаров группы В, обеспечивающих средний вклад в совокупный доход (около 15%), усилия должны быть сосредоточены на переводе в более доходную группу. В отношении блока С рационально производить политику его сокращения с целью уменьшения малопроизводительных затрат за счет удаления из ассортимента товаров, находящихся в стадии упадка своего жизненного цикла.
Таблица 6
Структура ассортимента товара
за период 2017 - 2018 гг.
№ |
Номенклатура |
Товарооборот, тыс. руб. |
Уд. вес (%) |
Группа |
||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
1 |
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
58,23 |
55,40 |
А |
2 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
11,45 |
14,23 |
А |
3 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
10,52 |
11,87 |
А |
4 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
5,04 |
5,47 |
В |
5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
3,06 |
3,11 |
В |
6 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
3,47 |
3,04 |
В |
7 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
1,87 |
0,52 |
В |
8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
1,81 |
1,44 |
В |
9 |
Средства детской гигиены |
1687,4 |
1386,7 |
1,24 |
1,10 |
С |
10 |
Средства ухода за полостью рта |
1510,5 |
1399,3 |
1,11 |
1,11 |
С |
11 |
Детские подгузники |
1496,9 |
1563,2 |
1,10 |
1,24 |
С |
12 |
Кондиционер для белья |
898,2 |
832,0 |
0,66 |
0,66 |
С |
13 |
Элементы питания |
598,8 |
1021,1 |
0,44 |
0,81 |
С |
14 |
Итого: |
136083 |
126067 |
100 |
100 |
АВС - анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла.
Далее проанализируем развитие товарооборота в динамике (таблица 7).
Таблица 7
Развитие товарооборота в динамике
№ |
Номенклатура |
Товарооборот, тыс.руб. |
Прирост |
||
2017 г. |
2018 г. |
Тыс. руб. |
% |
||
1 |
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
-9400 |
88,1 |
2 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
2357,8 |
115,1 |
3 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
648,3 |
104,5 |
4 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
37,3 |
100,5 |
5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
-243,4 |
94,2 |
6 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
-889,7 |
81,2 |
7 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
-1889,2 |
25,8 |
8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
-647,7 |
73,7 |
9 |
Средства детской гигиены |
1687,4 |
1386,7 |
-300,7 |
82,2 |
10 |
Средства ухода за полостью рта |
1510,5 |
1399,3 |
-111,2 |
92,6 |
11 |
Детские подгузники |
1496,9 |
1563,2 |
66,3 |
104,4 |
12 |
Кондиционер для белья |
898,2 |
832,0 |
-66,2 |
92,6 |
13 |
Элементы питания |
598,8 |
1021,1 |
422,3 |
170,5 |
14 |
Итого: |
136083 |
126067 |
-10016 |
92,6 |
В соответствии с таблицей 5 данные об объеме товарооборота ООО «СДК» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении, что в стоимостном выражении составляет 10016 тыс. руб. вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: средства по уходу за телом, средства для деликатной стирки, кондиционер для белья, средства по уходу за волосами, моющие средства, стиральный порошок и средства женской гигиены.
Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. В частности возросла доля в товарообороте продажи косметических средств, средств женской гигиены и чистящих средств в натуральном выражении и стоимостном. Снизились продажи стирального порошка и других товаров.
2.3 Рекомендации по совершенствованию ассортимента на торговом предприятии ООО «СДК»
Формирование ассортимента ООО «СДК» подразумевает разработку стратегии продукта, основная цель которой выбор наиболее оптимального ассортимента, который бы соответствовал всем запросам покупателей и давал прибыль.
В связи с тем, что ООО «СДК» обладает статус официального представителя Procter&Gamble, Upeco, MARS, BAGI, 3M, «СибЭкоХим», Biosphere, «ПРОМЭКС», «Мастер Пак», Crocmart, «РОСЭЛ», «Русский продукт», а также иных поставщиков, то он должен соответствовать статус официального поставщика и в его наличии должен быть как можно более широкий и насыщенный.
В первую очередь в в продаже должны быть всегда товары первой необходимости: стиральные порошок и чистящие средства. В ассортимент торговой организации также входят группы товаров, которые потребители чаще всего приобретают на продовольственных рынках или микрорынках. Это, как правило, косметические средства. Данные группы товаров в ассортименте и в наличии в ООО «СДК», должны быть представлены в небольшом количестве.
Также в наличии и в продаже ООО «СДК» должны имеется продукты которые относятся к категории элитных. Данные товары обладают высокой ценой и довольно медленно продаются, но наличие этих товаров является строго обязательным, так как они поднимают престиж ООО «СДК» в глазах покупателей и позволяют привлекать не только на средние слои населения, но также и потребителей ориентирующихся на более дорогие товары. Данные товары в ассортименте ООО «СДК» должны быть представлены в ограниченном количестве, так как они обладают спецификой и являются дорогостоящими и соответственно и долго ждут своего покупателя. Небольшой ассортимент и количество данного товара позволит избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию.