Файл: Показатели(Оценка) эффективности организационных структур (Организационно-экономическая характеристика АО «ТЗТО»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы построения организационных структур предприятия
1.1. Понятие и сущность организационной структуры управления
1.2. Виды организационных структур предприятия
Глава 2. Анализ организационной структуры АО «ТЗТО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «ТЗТО»
2.2. Оценка существующей организационной структуры
Глава 3. Пути совершенствования организационной структуры АО «ТЗТО»
Глава 2. Анализ организационной структуры АО «ТЗТО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «ТЗТО»
Акционерное общество тольяттинский завод технологического оснащения, АО «ТЗТО», является системным поставщиком штамповых изделий Альянса «АВТОВАЗ Рено Ниссан», «GM АВТОВАЗ», а также других крупных производителей автокомпонентов.
Миссия АО «ТЗТО»: «удовлетворение потребности производителей автомобилей и автокомпонентов в штампованных автодеталях и сборочных узлах. Обеспечение качества и цены, соответствующих современным требованиям. Основа достижения успеха – эффективное использование производственных, интеллектуальных и человеческих ресурсов. Решая задачи удовлетворения потребности производителей автомобилей, мы сегодня создаем рабочие места для жителей города, способствуем стабильной экономической и социальной жизни региона».
Стратегические цели компании:
- конкурентоспособность. Совершенствование методов управления производством с целью повышения качества выпускаемой продукции и повышения эффективности производства; создание культуры непрерывного улучшения; диверсификация портфеля заказов.
- производство. Освоение и производство продуктов точно в срок с высокими показателями качества выпускаемой продукции; совершенствование технологических процессов управления технологической оснасткой и оборудования.
- доверие. Повышение удовлетворенности персонала; ориентация на клиента.
Стратегические задачи АО «ТЗТО»:
- удержать позицию основного поставщика в части изготовления мелких, средних и крупных штампованных автодеталей, необходимых для производства автомобилей LADA;
- увеличить объемы поставок автокомпонентов на ПАО «АвтоВАЗ» за счет освоения сборочных узлов, основывающихся на базовых деталях производства «ТЗТО», оптимизируя маршруты изготовления;
- активно участвовать в программах поставки на производство новых моделей, стать поставщиком автокомпонентов на автомобили: ВАЗ 2170, 2172, проектируемый ПАО «АВТОВАЗ» автомобиль класса С;
- используя опыт успешных компаний, достижения науки управления качеством, обеспечить превосходство АО «ТЗТО» по качеству поставляемой продукции перед конкурентами;
- обеспечить превосходство перед конкурентами в ценообразовании за счет оптимизации процессов производства, уменьшения потерь, сокращения запасов и освоения новых технологий;
- обеспечить выполнение финансовых целей предприятия.
Организационная структура управления представлена в Приложении 1.
Виды деятельности организации:
- производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;
- обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;
- производство технологической оснастки;
- предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла;
- предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла;
- производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;
- производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;
- производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей;
- торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями;
- розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.
Объем выпущенной продукции АО «ТЗТО» за 2018 г. представлен на Рисунке 1.
Рисунок 1. Объем выпущенной продукции АО «ТЗТО» за 2018г., шт.
Основные потребители: ООО «Ладапласт -Т», ООО «ББС», ООО «Анвис Рус», ООО «ОАГ», ЗАО «Джи-М», ООО «ДЭСКА», ООО «ЭАВС, Эберспехер РУС», ООО «ФМИС», ООО «Форесия», ООО «СИМОС–ЗКС», ЗАО «ВИС», АО «Мотор-Супер», ОАО «Рено Россия», ООО «ДСК», АО «АвтоВАЗ».
Основные экономические показатели деятельности предприятия АО «ТЗТО» за 2016–2018гг. представлены в таблице 1. Анализируя показатели деятельности предприятия АО «ТЗТО» за 2016–2018гг., можно сделать вывод о том, что выручка за 2017г. по сравнению с 2016г. снизилась на 443 876 тыс. руб. (16,92%), что свидетельствует о снижении спроса на автокомпоненты. Себестоимость продаж также уменьшилась на 390 223 тыс. руб. (18,76%). Темпы снижения себестоимости продаж ниже, что положительно характеризует деятельность предприятия, поскольку снизились прямые материальные и трудовые затраты на производство продукции. С целью снижения коммерческих расходов предприятие сократило затраты на продвижение продукции.
За 2017г по сравнению с 2016г уменьшились на 18 893 тыс. руб. (14,34%). В тоже время управленческие расходы выросли на 7,36%. Все это свидетельствует о том, что больше затрат предприятие понесло на общехозяйственные расходы. В результате затраты на производство снизились на 16,25%. Затраты на рубль выручки имели небольшое повышение на 0,76 копейки. Отрицательная деятельность предприятия не могла не повлиять на рентабельность производства, она снизилась и составила 0,85 пункта.
Стоимость основных средств за 2017г. по сравнению с 2016г. возросла на 8 373 тыс. руб. (1,94%), а фондоотдача снизилась на 1,1 пункт. Это объясняется снижение загрузки мощности предприятия. Стоимость оборотных активов уменьшилась на 109 788 тыс. руб. (18,13%), а коэффициент оборачиваемости увеличился на 0,6 пункта, что свидетельствует о повышении деловой активности предприятия и более эффективном использовании оборотных активов.
Численность персонала за исследуемый период возросла на 239 человек, а производительность труда снизилась на 493,78 (28,48%), что отрицательно характеризует деятельность хозяйствующего субъекта.
Таблица 1 Показатели деятельности предприятия |
||||||||||
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение |
||||||
2017-2016гг. |
2018-2017гг. |
2018-2016гг. |
||||||||
Абс |
Относ |
Абс. |
Относ. (темп прирост а), % |
Абс. |
Относ. (темп прирост а), % |
|||||
Выручка, тыс.руб. |
2564626 |
2130750 |
2071516 |
-433876 |
16,92 |
59234 |
-2,78 |
-493110 |
-19,23 |
|
Себестоимость продаж, тыс.руб. |
2079739 |
1689516 |
1673445 |
-390223 |
18,76 |
16071 |
-0,95 |
-406294 |
-19,54 |
|
Валовая прибыль (убыток), тыс.руб. |
484887 |
441234 |
398071 |
-43653 |
-9,00 |
43163 |
-9,78 |
-86816 |
-17,90 |
|
Управленческие расходы, тыс.руб. |
211215 |
226757 |
270851 |
15542 |
7,36 |
44094 |
19,45 |
59636 |
28,23 |
|
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
131740 |
112847 |
102568 |
-18893 |
14,34 |
10279 |
-9,11 |
-29172 |
-22,14 |
|
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
141932 |
101630 |
24652 |
-40302 |
28,40 |
76978 |
-75,74 |
-117280 |
-82,63 |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
81331 |
56443 |
35032 |
-24888 |
30,60 |
21411 |
-37,93 |
-46299 |
-56,93 |
|
Основные средства, тыс. руб. |
431921 |
440294 |
453014 |
8373 |
1,94 |
12720 |
2,89 |
21093 |
4,88 |
|
Оборотные активы, тыс. руб. |
605467 |
495679 |
505523 |
-109788 |
18,13 |
9844 |
1,99 |
-99944 |
-16,51 |
|
Численность ППП, чел. |
1479 |
1718 |
1319 |
239 |
16,16 |
-399 |
-23,22 |
-160 |
-10,82 |
|
Производительность труда работающего, тыс.руб. |
1734,03 |
1240,25 |
1570,52 |
-493,78 |
28,48 |
330,27 |
26,63 |
-163,51 |
1,78 |
|
Фондоотдача |
5,94 |
4,84 |
4,57 |
-1,10 |
18,50 |
-0,27 |
-5,51 |
-1,36 |
-3,94 |
|
Оборачиваемость активов, раз |
4,24 |
4,30 |
4,10 |
0,063 |
1,48 |
-0,20 |
-4,67 |
-0,138 |
1,16 |
|
Рентабельность продаж, % |
3,17 |
2,65 |
1,69 |
-0,52 |
-0,96 |
-1,48 |
296,07 |
|||
Рентабельность производства, % |
5,86 |
5,01 |
1,20 |
-0,85 |
-3,80 |
-4,65 |
614,60 |
|||
Затраты на рубль выручки, коп |
94,47 |
95,23 |
98,81 |
0,76 |
0,81 |
3,58 |
3,76 |
4,34 |
69,92 |
Проводя анализ показателей за 2017–2018гг. можно сделать вывод о том, что выручка продолжала снижаться и составила 59 234 тыс. руб. (2,78%), темпы снижения замедлились по сравнению с предыдущим периодом. Себестоимость продаж также имела тенденцию к уменьшению на 16 071 тыс. руб. (0,95%).
Однако темпы сокращения себестоимости значительно ниже темпов снижения выручки. Отрицательным фактором является значительный рост управленческих расходов на 19,45%. Тенденция к снижению коммерческих расходов не изменилась (9,11%). Затраты на производство и реализации продукции за анализируемый период выросли на 0,87%.
Затраты на рубль выручки увеличились на 3,58 копейки. Рентабельность продаж снизилась на 0,96 пункта, а рентабельность производства на 3,8 пункта. Стоимость основных средств возросла на 2,89%. На предприятии по-прежнему снижается фондоотдача 0,27 пункта, поскольку вновь введенные основные средства не используются в полной мере из-за снижения спроса на автокомпоненты.
Стоимость оборотных активов повысилась на 9 844 тыс. руб. (1,99%), в то время как период оборачиваемости вырос, что привело к снижению оборачиваемости на 0,2 пункта.
Численность производственного персонала сократилась на 399 человек, (23,22%).
За период 2016–2018гг. выручка уменьшилась на 493110 тыс. руб. (19,23%), себестоимость продаж также снизилась на 406294 тыс. руб. (19,54%).
Темпы роста выручки и темпы роста себестоимости продаж практически совпадают. Однако управленческие расходы за три года значительно выросли на 28,23%.
С целью снижения расходов предприятие сократило бюджет на продвижение продукции на рынке. В результате за период с 2016-2018гг. затраты на производство и реализацию продукции снизились на 15,51%. Такая динамика привела к увеличению затрат на рубль выручки на 4,34 коп.
Фондоотдача за данный период снизилась на 1,36 пункта, а стоимость основных средств возросла на 4,88%.
Стоимость оборотных активов снизилась на 16,51%, коэффициент оборачиваемости также снизился на 0,14 пункта, что негативно характеризует деятельность предприятия.
Численность персонала за 2018г. в сравнении с 2016г. сократилась на 160 человек (10,82%), а производительность труда возросла на 1,78%. Таким образом, основные результаты деятельности предприятия характеризуют недостаточную эффективность использования основных факторов производства, что привело к снижению чистой прибыли на 56,93% за анализируемый период.
2.2. Оценка существующей организационной структуры
Организационная структура управления АО «ТЗТО» (Приложение 1) имеет линейно–функциональный вид. В основу ее построения заложены: линейная вертикаль управления и специализация управленческого труда по функциональным подсистемам организации. Данную структуру можно разделить на три уровня.
Высший, институциональный уровень, представляет генеральный директор. Деятельность руководителя данного звена обусловлена целью, задачами и стратегией развития предприятия. На данном уровне реализуется большая часть внешних связей, кроме того, издаются приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всем сотрудникам предприятия. В силу своих полномочий на него возложена большая ответственность развития организации, движении денежных средств, сохранности товарно-материальных ценностей и другого имущества, имеющегося во владении у предприятия.
На среднем, управленческом уровне, находится группа менеджеров, в которую входят: директор по развитию производства и качества продукции; директор по развитию; технический директор; директор по продажам; директор по закупкам; директор по логистике; директор по производству; директор по экономике. Менеджеры данного уровня решают задачи, которые входят в их обязанности в соответствии с должностными инструкциями, а также выполняют приказы и распоряжения вышестоящего руководства, вытекающие из общей цели, задач и стратегии развития всего предприятия,
Низший уровень управления представлен следующей группой менеджеров: заместитель директора по качеству; заместитель директора по развитию производства; заместитель директора по развитию; главный бухгалтер; главный энергетик; начальники бюро/цехов/отделов. Они ответственны за работу непосредственно своего подразделения, обеспечивают эффективность всего производственного процесса, осуществляют поиск необходимых кадров, ресурсов, информации. Коммуникации на низшем уровне управления преимущественно групповые и межгрупповые.
Достоинства существующей организационно-функциональной структуры и системы управления:
- сформированы основные функциональные блоки (экономический; производственный; логистический; технического обеспечения производства; развития производства и качества продукции);
- определены основные направления деятельности функциональных подразделений, распределены в целом их полномочия и ответственность.