Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Принципы предпринимательского права, предмет предпринимательского права).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 4
В связи с важным значением цен и тарифов на продукцию и услуги субъектов естественных монополий в государственном регулировании их деятельности участвует Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332', эта служба является, в частности, органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и проведению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ст. 11 и 25 Федерального закона «О естественных монополиях споры и разногласия, возникающие между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ, связанные с установлением и применением цен (тарифов), подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования естественных монополий на время его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.
5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различаются лишь формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночной экономике потребовал полного пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические механизмы. Стоит отметить, что на дано этапе было сделано не мало ошибок, часть из которых не удалось исправить до сегодняшнего дня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности - это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.
Здесь необходимо обратить внимание на следующие законы:
Согласно Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования и информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области. Закон не распространяет свое действие, в частности, на: внешнеторговую деятельность; торговлю на товарных биржах; деятельность по продаже товаров на розничных рынках; куплю-продажу ценных бумаг и объектов недвижимости.
Необходимо также подчеркнуть значение Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который направлен на снятие излишних административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства и защиту их прав и интересов.
6. Принцип законности. Данный принцип является общеотраслевым и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же до законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо отметить два аспекта. Сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Меры по обеспечению законности предусмотрены законодательством. Ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.
Глава 4. Отграничение предпринимательского права от других отраслей права
Отграничение предпринимательского права от других отраслей права проводится по средствам сравнения его предмета с предметами правового регулирования смежных отраслей права.
Воспроизводственные отношения в экономике РФ, можно назвать полем предпринимательской деятельности. Но далеко не все данные отношения регулируются предпринимательским правом. В рамках гражданского права осуществляется потребление производственного продукта, так называемое непроизводственное потребление. Данное регулирование нацелено на удовлетворение личных неимущественных и имущественных интересов. Стоит отметить, что на практике обслуживающее регулирование и потребление по приобретению гражданами услуг, товаров и работ, отдалены от воспроспроизводственных процессов. Обслуживающее регулирование и потребление являются самостоятельной сферой, в которую в свою очередь перемещаются результаты производства. Процесс удовлетворения потребностей потребителей несет в себе особое содержание и тем самым специфическое регулирование. Хозяйственный оборот – совокупность всех актов деятельности в процессе производства, обмена, распределения и есть не что иное, как самостоятельная сфера взаимодействия производителей, а не граждан. Тем временем гражданский оборот есть совокупность сделок по удовлетворению персональных потребностей. В гражданском обороте взаимодействуют производители и граждане и граждане между собой, совершая сделки удовлетворяющие интересы потребителей.
Основным отличием административного права от предпринимательского, является то, что к предмету административного права относится распорядительно-исполнительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере подчинения и власти. Данные отношения существуют при наличии органов управления, отдельным должностным лицам, реализующим управление и власть, подчиняющие себе нижестоящих должностных лиц и органы, что в целом являет собой сферу общественных отношений административного права.
В предпринимательских отношениях, отсутствует распорядительно-исполнительная деятельность и отдельные должностные лица, органы управления как субъекты права в предпринимательской деятельности не выступают, а осуществление руководящей деятельности возложены на государственные органы, выступающие от его имени.
Отличие предпринимательского права от трудового права, в том, что в последнем происходит воздействие на отдельных лиц, принятых на работу и в силу этого подчиняющихся внутреннему трудовому распорядку, а предпринимательское право воздействует в целом на предпринимательские отношения предприятий, их подразделений.
Отличие финансового права от предпринимательского права является то, что регулирование финансовых потоков, формирование бюджета – является предметом финансового права. Тем временем регулирование доходов предпринимателей и предприятий и их движение в воспроизводственном кругообороте включает в себя предмет предпринимательского права. Определенные правила доходов и их реализации являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. В нее входит четкое формирование себестоимости предприятием и конкретное определение прибыли и доходов.
В связи с этим движение денежных средств хозяйствующих субъектов осуществляется нормами предпринимательского права. В образовании государственных доходов в основе которых лежат налоги, направления движения бюджетных средств определяется отношением, являющимся предметом финансового права.
В отграничении предпринимательского права от земельного права. Все отношения связанные с землей, даже при привлечении ее в оборот на основе передачи ее в собственность, в виду особой важности данного объекта является предметом земельного права. Аналогично можно сказать о лесных, водных, горных, лесных отношениях. Все выше перечисленные отношения хоть и являются важными для хозяйственной деятельности, но тем не менее не являются главными а скорее сопутствующими. В связи с эти предпринимательско-правовым регулированием данные отношения не охватываются.
В последнее время среди ученых бытует мнение о самостоятельности аграрного и сельскохозяйственного права, как обеспечивающих регулирование всех общественных отношений, которые возникают в ходе реализации сельскохозяйственной продукции, её производстве в пределах деятельности агропромышленного комплекса.
Регулирование отношений в каждой отрасли народного хозяйства обусловлено своими отраслевыми особенностями. Они так же есть в отрасли сельского хозяйства, в рамках системы агропромышленного комплекса страны. Но принципы взаимодействия организаций сельскохозяйственного производства и взаимодействующие с ними промышленные обслуживающие организации, торговли, являются предпринимательскими отношениями. В свою очередь часть сельскохозяйственного права регулирующую данные отношения можно назвать подъотраслью предпринимательского права.
Заключение
Понятия рынок товаров, предприниматель, предпринимательская деятельность, появились в связи с экономической реформой в России, демонополизацией, приватизацией, либерализацией цен и внешней торговли, что повлекло за собой масштабное изменение законодательства, касающегося сферы управления экономики.
Возникшие в результате экономической реформы глобальные изменения в механизме государственного регулирования в сфере экономики и появление рыночных отношений, привели к необходимости переработки законов правового регулирования. Это впоследствии привело к созданию такой новой правовой основы как предпринимательская деятельность, которая в свою очередь основывалась на равенстве входящих в нее организационно-правовых форм.
Проанализировав вышеизложенное, можно придти к выводу, что предпринимательское право как отрасль права есть совокупность норм, которые в свою очередь регулируют отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними иные отношения, в число которых входят отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Помимо этого предпринимательское право рассматривается как отрасль законодательства (регулирующая предпринимательскую деятельность, совокупность нормативно-правовых актов, содержащая нормы права).
Предметом отрасли предпринимательского права являются:
- отношения, возникающие непосредственно в ходе осуществления предпринимательской деятельности;
- отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими;
- отношения касающиеся отдельных аспектов государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Сам метод предпринимательского права является комплексным, что охарактеризовано специфичностью данной отрасли права. Сочетание диапозитивных и императивных правовых норм является основой метода правового регулирования предпринимательского права.
Принцип свободы экономической деятельности, принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в РФ, принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты, принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Все это основные принципы предпринимательского права, которые в свою очередь характеризуют систему предпринимательских отношений в целом.
Вышеперечисленные принципы нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ //Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445 .
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
4. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "О защите конкуренции" // Собрание законодательства РФ , 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434.
Учебная и научная литература:
1. Анохин В.С. Предпринимательское право. Учебное пособие. –М.: «Владос», 2008 г. -329 с.
2. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. –М.: "ИНФРА-М", 2009 г. -352 с.
3. Смагина И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. –М.: "Омега-Л", 2009г. -285 с.
4. В. М. Мандрица. Предпринимательское право. –М.: -Феникс, 1999 г. -543 с.
5. Коршунова Н.П. Предпринимательское право. - М., 2007г. -455 с.
6. И.В. Ершова, Т.М. Иванова. Предпринимательское право. -М., 2000г. -416 с.
7. В. П. Савелов. Хозяйственное (предпринимательское) право. Учебный курс. МИЭМП, 2006г. -560 с.
8. Полонский Ю. Д. Предприниматель без образования юридического лица. - М.: Изд-во "Ось-89", 2009. -144 с.