Файл: Индивидуальное предпринимательство (Приобретение и прекращение статуса индивидуального предпринимателя).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
2.2 Прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на основании правопрекращающего административного акта государственной регистрации, осуществляемого посредством внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 22.3 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[10] называет шесть обстоятельств субъективного и объективного характера, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Рассмотрим их подробнее.
1. Добровольное прекращение индивидуальным предпринимателем данной деятельности.
Индивидуальный предприниматель вправе в любой момент принять решение о прекращении своей предпринимательской деятельности.
Статья 22.3 Закона о государственной регистрации устанавливает, что государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
- подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- документа об уплате государственной пошлины;
- документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"[11] и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"[12]. В случае если такой документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.
На основании представленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Физическому лицу предоставляется документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в данном случае утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
2. Смерть гражданина-предпринимателя.
Смерть гражданина влечет прекращение его права осуществлять предпринимательскую деятельность.
Государственная регистрация смерти гражданина производится органом ЗАГС в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния"[13].
Как в целях государственной регистрации актов гражданского состояния, так и при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя понятие "смерть" обозначает два случая - и биологическую смерть человека, и объявление его умершим в установленном Законом порядке.
В случае смерти индивидуального предпринимателя его государственная регистрация в таком качестве утрачивает силу с момента смерти.
3. Признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Признание индивидуального предпринимателя решением арбитражного суда несостоятельным (банкротом) влечет следующие последствия:
- утрачивает силу его государственная регистрация в качестве предпринимателя;
- аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;
- лицо, признанное банкротом, не вправе в течение 1 года заново регистрироваться в качестве предпринимателя.
Так, суд, отказывая в удовлетворении требований Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя и о включении требования Федеральной налоговой службы в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя, указал, что по смыслу статьи 214 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающей особенности банкротства индивидуальных предпринимателей, при решении вопроса о банкротстве предпринимателя не применяется общее правило определения признаков банкротства, предусмотренное пунктом 1 статьи 3 Закона о банкротстве, согласно которому гражданин признается банкротом только тогда, когда сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества[14].
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанной копии решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет[15].
В случае признания индивидуального предпринимателя банкротом его государственная регистрация в таком качестве утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании его банкротом.
4. Принудительное прекращение деятельности физического лица в качестве предпринимателя по решению суда.
5. Вступление в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью.
Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вступления в силу указанного приговора суда[16].
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.
6. Аннулирование документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в РФ, или окончание срока указанного документа.
Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.
3 Правоприменительная практика по вопросам, связанным с лицензированием индивидуальных предпринимателей
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. При этом многообразие ситуаций, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности, в ряде случаев порождает коллизии между названными конституционными ценностями. Одним из примеров является сложившаяся на территории Ростовской области правоприменительная практика по вопросу привлечения работников индивидуального предпринимателя, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ: за занятие частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности. В частности, речь идет о случаях, когда индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, лично данную деятельность не осуществляет, а привлекает к ней фармацевтических работников, не имеющих соответствующей лицензии. С одной стороны, в силу ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ индивидуальный предприниматель (далее - ИП) вправе заключать трудовые договоры в качестве работодателя. С другой стороны, в силу положений п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления фармацевтической деятельности требуется лицензия, которой работники ИП не имеют. Как следствие, и работники ИП, и контролирующие органы (Росздравнадзор), и судьи оказываются между Сциллой и Харибдой "трудового" и "лицензионного" законодательства. Результат - отсутствие единой правоприменительной практики:
- часть судей, в том числе апелляционной инстанции, считают, что осуществление работником ИП фармацевтической деятельности без наличия лицензии у данного работника образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ (решения Гуковского городского суда по делам N 12-34/2013, N 12-36/2013 от 02.07.2013, Постановления мировых судей Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (судебный участок N 9) по делу N 5-9-292/2013 от 05.11.2013, г. Новошахтинска (судебный участок N 3) по делу N 5-136/2013 от 14.08.2013, Мясниковского района Ростовской области (судебный участок N 2) по делу N 5-2-329/2013 от 19.07.2013 и другие);
- часть судей, в том числе апелляционной инстанции, считает, что в вышеназванной ситуации отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ (решения Азовского городского суда по делам N 12-97/2013 от 17.04.2013, N 12-85/2013 от 17.04.2013; Постановление мирового судьи г. Волгодонска (судебный участок N 4) по делу N 4/5-150/2013 от 31.08.2013).
Частично данная проблема разрешается самостоятельно с 01.01.2014, посредством новой редакции ст. 6.2 КоАП РФ, установленной ст. 39 Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ. Однако административная ответственность за нарушение законодательства в сфере лицензирования предусмотрена и иными статьями КоАП РФ. В связи с чем нельзя исключить ситуацию, при которой административный орган будет то же деяние квалифицировать иным образом, например, по ст. 19.20 КоАП РФ, или ст. 14.1 КоАП. Тем более что отсутствие единообразия в толковании "лицензионного" законодательства применительно к индивидуальным предпринимателям встречается и в практике арбитражных судов кассационной инстанции. В частности, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13.01.2009 по делу N А49-3246/2008 указано на правомерность отклонения судом первой инстанции довода заявителя (индивидуального предпринимателя) о том, что у нее заключены трудовые договоры с наемными работниками, имеющими соответствующее образование, в связи с чем она вправе осуществлять лицензируемую (медицинскую) деятельность по заявленным видам работ (услуг).
В то же время в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2010 по делу N А44-405/2010 указано на то, что наличие у индивидуального работника трудовых отношений с работником не свидетельствует о передаче ему функций лицензиата. Более того, согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 01.09.2009 по делу N А12-4262/2009, отсутствие у ИП работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих необходимое фармацевтическое образование, свидетельствует о правомерности отказа в предоставлении лицензии[17].