Файл: Понятие и принципы авторского права (Вступительная часть.).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
Введение
Авторское право регулирует отношения с небольшим, но важным его сегментом, деятельность которого направлена на развитие технического прогресса и культуры. Задача авторского права состоит в том, чтобы надлежащим образом сочетать интересы автора и общества, с тем, чтобы с одной стороны стимулировать должным образом творческую деятельность авторов, а с другой стороны обеспечить приумножение духовных ценностей, которыми располагает общество, снимая чрезмерные ограничения в доступе к этим ценностям.
Стремительное развитие телекоммуникационных технологий в конце XX столетия привело к качественно новому способу обмена информации с использованием средства глобальной информационно – коммуникационной сети интернет. У пользователей интернета появилась возможность обмениваться и пользоваться информацией, размещенной на ресурсах глобальной сети и являющейся произведениями конкретных авторов и конкретных владельцев имущественных прав на эти произведения. Действительно, приз-
ведения авторов в цифровой форме, однажды загруженные в интернет, могут быть восприняты неограниченным кругом пользователей в любое время и для различных целей. Таким образом, не имеющие специальной защиты эти произведения становятся легкой добычей для нарушителей авторского права. Очевидно, что не все правообладатели могут отслеживать использование своих произведений в коммерческих целях, в том числе и для создания новых
интеллектуальных продуктов на основе их произведений. Вместе с тем, история авторского права свидетельствует, что как только новые технологические достижения начинают представлять экономическую угрозу право владельцам, то они делают все возможное, чтобы их имущественные права не были нивелированы новыми технологиями.
В современном российском законодательстве авторское право регулирует-со нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации
3
(далее – ГК РФ) и предполагает защиту имущественных и неимущественных прав автора.
Причем неимущественные права, а именно прав на авторство, на имя, на отзыв, на обнародование и на защиту репутации, позволяют непосредственно удовлетворить моральные интересы автора и не имеют прямой экономической выгоды. Имущественные права защищают исключительные права автора на произведение – его интеллектуальную собственность. Автор всегда заинтересован в том, чтобы его произведение не стало источником дохода третьих лиц или объектом плагиата. Но чрезмерное ограничение доступа к авторским произведениям, в том числе ограничения экономического характера, объективно тормозит развитие общества, сдерживает экономическое развитие страны, что не всегда в интересах государства и самого автора. В этих условиях следует признать, что надежного механизма охраны и защиты авторского права в такой сложной среде, как интернет в настоящее время пока не существует.
Интернет как нельзя лучше позволяет реализовать неотъемлемое право человека свободно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Человеку в таком обществе с одной стороны необходима охрана его прав на результаты интеллектуального творчества и труда, которая обеспечивается авторским правом, а с другой стороны, для реализации творческого потенциала личности в
любой деятельности необходим свободный доступ к самой разнообразной информации. Источники такой информации могут быть различны: общение с коллегами; переписка с партнерами, обмен деловой и научно-технической информацией, достижениями и результатами фундаментальных и прикладных исследований, получение вспомогательной информации, необходимой для ведения бизнеса и др. Именно в таком противоречии и проявляются правовые проблемы защиты авторского права в интернете, решение которых позволит ускорить прогрессивное развитие общества.
4
Таким образом, легкость копирования и передачи информации через границы разных государств, не взирая на их различные системы законодательства, ставит ряд проблем по защите авторских прав в интернете.
5
1. Вступительная часть
1.1 История возникновения авторского права.
С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.
Первый «авторский» закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием «Статут королевы Анны». Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права - принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.
Во Франции в Декрете Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». Однако чуть позже были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.
В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности.
В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря
6
1948 г.), ст. 27 которой гласит: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».
1.2 Становление и развитие авторского права в России отличаются определенными особенностями.
В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат.
В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.
Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности.
В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ - 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей».
К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи, а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве».
Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные
7
главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение.
Так, авторские права наравне с русскими подданными признавались за иностранцами; понятие "литературная и художественная собственность" было заменено понятием "исключительные права". Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений. Это право действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала.
Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность.
Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. Так, например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве" закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию.
26 ноября 1918 г. был издан Декрет СНК "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Он сделал возможным признание достоянием РСФСР любых произведений: литературных, музыкальных, научных, опубликованных и неопубликованных и т.д. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.
С середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями СНК, изданными в 1925 (Декрет СНК от 30 января 1925 года "Об основах авторского права") и 1928 (Декрет СНК
8
от 16 мая 1928 года "Основы авторского права Союза ССР") годах, а также постановлением СНК союзных республик. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г. имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения. С 1928 г. срок действия авторского права стал пожизненным. Использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами, условия которых детально регулировались законом.
В 30-е годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав.
В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. "Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV.
Исходя из Основ был принят Гражданский кодекс РСФСР (далее - ГК РСФСР 1964 года), который введен в действие с 1 октября 1964 г. Статья 492 ГК РСФСР 1964 года допускала свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе.
Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).
Кроме того, большую остроту стали приобретать вопросы международной охраны авторских и смежных прав. С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года
9
- с 13 марта 1995 г. Поэтому нормы авторского права должны были соответствовать Бернской и Всемирной (Женевской) конвенциям, Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.
Россия продолжает вести работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В соответствии со ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. неотъемлемым условием присоединения государства к этой международной организации является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
Все это подчеркивало важность масштабной кодификации всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности и делало очевидной необходимость приведения его в соответствие с теми международными договорами, участником которых Россия является в настоящее время и может стать в ближайшем будущем.
Решить указанные вопросы призвана часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.