Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Тенденции развития российских стандартов бухгалтерского учета в контексте международных стандартов финансовой отчетност.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется нормативно-правовыми документами, имеющими юридический статус. Некоторые из них обязательны к применению, а другие носят только рекомендательный характер.

От знания нормативно-правовой базы бухгалтерского учета зависит достоверность бухгалтерской отчетности и, следовательно, успех организации. Поэтому вызывается интерес к рассмотрению современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухучета и отчетности в РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это совокупность законодательных, нормативно-правовых актов и других документов, относящихся к финансовому учету.

В последние годы проделана большая работа по разработке и совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Для того чтобы обеспечить построение реально действующей, а не формальной системы нормативных актов, необходимо предусмотреть не только количество уровней регулирования и порядок утверждения нормативно-правовых актов, но также принципы образования их содержания и характер обязательности исполнения.

Бухгалтерский учет в РФ регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, в котором изложены основные определения, объекты бухгалтерского учета, особенности организации ведения бухгалтерского учета, требования, предъявляемые к главному бухгалтеру.

Данный закон также устанавливает перечень первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, необходимых для ведения бухгалтерского учета в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ создан с целью улучшения системы организации, регулирования бухгалтерского учета и повышения качества контроля бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании Федерального закона «О бухгалтерском учете» и Международных стандартов разрабатываются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, устанавливающие единые минимальные требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Федеральный закон о бухгалтерском учете является наиболее важным из числа документов, которые входят в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Данный документ в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым действовавшими в момент его принятия условиями деятельности предприятий, продиктованными существовавшей экономико-правовой средой.


С момента вступления в силу Закона о бухгалтерском учете, хозяйственные операции стали наиболее многогранны, ощутимо изменилось гражданское и налоговое законодательство.

Цель работы: рассмотреть основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях и международные стандарты бухгалтерского учета.

Задачи:

- рассмотреть основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях,

- рассмотреть международные стандарты бухгалтерского учета.

В основу работы легли труды таких авторов как Широбоков В.Г., Дружиловская Э.С. Миславская Н.А., Дзбоева Д.П. Грюнинг Х., Коэн М. и др.

Глава 1. Нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях.

1.1. Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях.

Период проведения реформы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета на основе МСФО в России длится уже почти 25 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития.

Вместе с тем процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен, и многие проблемы еще остаются нерешенными. Об этом красноречиво свидетельствуют различные точки зрения по вопросам дальнейшего развития российского бухгалтерского учета современных ученых. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].

Так, И.Н. Богатая и Е.М. Евстафьева считают необходимым осуществление комплексных мер по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета и отчетности. В.Г. Гетьман и Н.А. Миславская делают акцент на вопросах, связанных с формированием бухгалтерских нормативных документов для субъектов малого предпринимательства.


В.С. Плотников и Ю.В. Юсупова уделяют значительное внимание регулированию консолидированной финансовой отчетности. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

О.В. Рожнова обращает внимание на сложности при разработке бухгалтерских правил, поскольку при этом нужно «сочетать трудно сочетаемое»: простоту со сложностью, стабильность правил с их постоянным изменением, ограниченность информации в отчетности с необходимостью представлять детальные пояснения, создание единых правил для всех организаций с присущей им индивидуальностью, которую невозможно описать единым правилом. [Рожнова О.В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15. С. 2].

И.Е. Бельских настаивает на ускоренном внедрении МСФО в России. В.Г. Широбоков указывает на проблемы системы бухгалтерского учета аграрного сектора. Перечисленные мнения наглядно демонстрируют наличие многочисленных проблем современной системы отечественного бухгалтерского учета. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

Важнейшей проблемой сегодня является отсутствие в системе нормативного регулирования российского учета федеральных стандартов, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

На пути к международным стандартам 19 (313) – 2014 ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99, которые будут использоваться при разработке вышеназванных федеральных стандартов, включают более широкий круг вопросов по сравнению с указанными международными документами. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].

Для временного упрощения ситуации в стандарты, предусматривающие применение справедливой стоимости, можно ввести краткие регламентации по определению указанного вида оценки, а сам стандарт утвердить на втором этапе реформы.

Так, в системе МСФО до принятия МСФО (IFRS) «Оценка по справедливой стоимости» в стандартах содержались отдельные правила формирования справедливой стоимости. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].


Таким образом, оптимальным, с точки зрения авторов, вариантом являются поэтапные разработка и утверждение федеральных стандартов. На начальном этапе проведения реформы, естественно, должны приниматься документы, регламентирующие учет наиболее важных объектов.

В настоящее время, согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», указанная отчетность составляется российскими организациями в соответствии с МСФО. В результате информацию в такой отчетности невозможно сопоставить с информацией в индивидуальной финансовой отчетности, сформированной по РСБУ. [Дружиловская Э.С. Новые правила оценки и учета запасов // Все для бухгалтера. 2013. № 1. С. 23].

Таким образом, представляется рациональным составление отечественными организациями консолидированной отчетности не только по МСФО, но и по РСБУ. А для этого необходим российский федеральный стандарт «Консолидированная финансовая отчетность». № п/п Стандарты бухгалтерского учета, не предназначенные для сектора государственного управления

Таким образом, далеко не все регламентации указанных стандартов могут применяться при создании соответствующих отечественных стандартов.

Обратим внимание также на то, что в идеале в российскую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета целесообразно включить три комплекта стандартов:

1) стандарты для крупнейших корпораций;

2) стандарты для крупных организаций, но не относящихся к крупнейшим корпорациям;

3) стандарты для малых и средних организаций.

Действительно, с точки зрения рациональности указанным категориям организаций требуются различные правила учета. С этой же точки зрения для малых и средних организаций также целесообразно создать отдельные стандарты. [Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Новые требования к составу бухгалтерской отчетности и формированию бухгалтерского баланса некоммерческих организаций: их возможные изменения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 7. С. 19].

Таким образом, в настоящее время все указанные комплекты стандартов создавать нецелесообразно. Однако рассмотреть такую возможность представляется рациональным уже в недалеком будущем. В заключение выразим надежду на то, что сделанные нами предложения будут способствовать совершенствованию российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Совершенствование учетной политики организации в соответствии с нормативными документами по регулированию бухгалтерского учета


Учетная политика организации – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

В учетной политике организации как в зеркале отражаются все изменения вышестоящих уровней нормативной документации. Согласно Федерального Закона Российской Федерации от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» статьи 21 «Документы в области регулирования бухгалтерского учета» указано: «К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта» Стандарты экономического субъекта формируются главным бухгалтером организации и утверждаются руководителем организации в пределах учетной политики. Об этом сказано в законе «О бухгалтерском учете»: «Статья 8. Учетная политика Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. [Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22].

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.» [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].