Файл: Международная охрана авторских прав (1. История развития международной охраны авторских прав).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международное сотрудничество в области интеллектуальной собственности преимущественно регулируется Соглашением по ТРИПС и соглашениями под эгидой ВОИС. Соглашение ТРИПС обобщило и объединило существующие документы, взяв за основу содержащиеся в них принципы регулирования интеллектуальной собственности и сделав акцент на экономической составляющей данного объекта. В этой ситуации в сфере регулирования ВОИС остаются развитие науки, моральный аспект, консультативные функции.

Глава 2. Международная система охраны авторских прав

Установленные законом авторские права довольно часто нарушаются и нуждаются в защите. Актуальность вопроса защиты авторских прав в России сомнений не вызывает.

Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. С ростом коммерческого использования Интернета резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав. В Европейском Союзе организована Распределительная патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная, прежде всего, на нужды малого и среднего предпринимательства и индивидуальных изобретателей.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право) регулируются законодательно. Эти отношения регулировались Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, до вступления в силу Федерального закона № 231-ФЗ от 18.12.2006 «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации».

При Федеральной службе по интеллектуальной собственности создан консультативный совет. Основная его цель - поиск эффективных путей защиты собственности, выработка предложений по совершенствованию законодательства, создание среды для здоровой конкуренции и благоприятного инвестиционного климата.

Кроме всем известных патента и лицензии в большинстве стран формами защиты интеллектуальной собственности являются:

- «копирайт (право на воспроизведение) - правовая норма, регулирующая отношения, связанные с воспроизведением произведений литературы, искусства, аудио- или видео- произведений. Латинская буква -С- в кружке, наносимая на произведение, указывает на то, что данное произведение охраняется авторским правом» [9], об этом мы упоминали в параграфе 1.2 настоящей работы;


- товарный знак и знак обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц (правовая охрана в РФ предоставляется на основании их государственной регистрации);

- фирменное наименование - после регистрации является бессрочным и прекращается только в случае ликвидации фирмы, не подлежит продаже.

Итак, под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Новое авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предусмотрен законодательством впервые.

Универсальным средством защиты, применимым ко всем объектам исключительных прав, является возмещение убытков и выплата компенсации. При этом следует учитывать, что в отношении объектов исключительных прав доказывание причинённых убытков связано с серьёзными сложностями. Как правило, использование объектов исключительных прав не приносит физического ущерба самому объекту, а зачастую выражается в создании конкуренции для экономической деятельности правообладателя. Доказывать убытки в такой ситуации довольно сложно, так как на выбор потребителями товаров конкурента могут влиять и многие другие факторы. Обладатели авторского права вправе требовать компенсации за каждый случай неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, либо за допущенные правонарушения в целом.

По общему правилу, убытки взыскиваются в денежной форме. Вместе с тем следует иметь в виду, что «новое авторское законодательство допускает передачу обладателю авторских или смежных прав по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться причиненные убытки».[10]

Наряду с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода или компенсации обладатели нарушенных авторских или смежных прав вправе требовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда.

Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит, применяется и в рассматриваемой сфере. Форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.


Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой.

«В соответствии с российским гражданским законодательством автор вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действие, являющееся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.д. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего».[11]

Требование реального исполнения может быть заявлено по отношению к большинству гражданско-правовых обязательств. Но в рассматриваемой области оно практического значения не имеет. Ни автор, ни заказчик не могут принудить друг друга к реальному исполнению основных обязанностей по договору - созданию произведения или его использованию.

Поэтому сфера реализации указанного способа в области защиты авторских прав ограничивается достаточно узкими рамками. В частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения обязанности по выдаче причитающихся ему бесплатных экземпляров произведения; собственник произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, может быть принужден к предоставлению автору реальной возможности для их реализации и т. п.

Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты права, находит достаточно широкое применение. Так, например, «в целом ряде случаев авторский договор может быть прекращен досрочно по требованию автора или заказчика в связи с нарушением условий договора другой стороной; конкретные авторские договоры могут предусматривать случаи, когда условия договора подлежат изменению по требованию одного из контрагентов и т. п.»[12]

Чаще всего указанный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе не исключается и его самостоятельное применение потерпевшим. Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений была прямо предусмотрена законом или договором.


Защита авторских прав может осуществляться путем признания недействительным не соответствующего законодательству административного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти. Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские права которых нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в арбитражный суд. Важны лишь два обстоятельства: во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер, и, во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен быть противоправен с точки зрения его соответствия действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Например, если местным органом власти наложен не основанный на законе запрет на воспроизведение иди распространение произведения, он может быть обжалован в суд как нарушающий авторские права.

Таким образом, законодательство предоставляет авторам и исполнителям достаточно широкие возможности для защиты своих нарушенных прав.

Однако наряду с указанными способами важное значение имеет также авторский договор. Если он составлен правильно и не нарушает прав договорившихся сторон, то такой договор имеет юридическую силу и является реальной гарантией соблюдения авторских и смежных прав или их судебной защиты.

Глава 3. Участие Российской Федерации в международной охране авторских прав

Законом кроме общих правил установлено правило (ранее неизвестное советскому законодательству), что произведение считается опубликованным на территории России, если в течение 30 дней после даты первого опубликования в другом государстве оно было опубликовано на нашей территории. Следует отметить, что данное правило касается лишь опубликованных произведений. Обнародование в указанный 30-дневный срок произведения иностранного автора в Российской Федерации иным, чем опубликование, способом не приравнивает это произведение к впервые опубликованным на территории России.

Закон устанавливает три случая охраны произведений с иностранным элементом: произведений иностранцев, впервые выпущенных в свет на российской территории; произведений, созданных российскими гражданами и выпущенных в свет в других странах; произведений созданных иностранными авторами, впервые выпущенные в свет за границей при наличии международного договора с участием России. Что касается смежных прав, то в 1977 году ст. 35 Закона была дополнена пунктом 4, в соответствии с которым смежные права иностранных физических лиц признаются на российской территории только в соответствии с международными договорами с участием нашей страны[13].


Если произведение не подпадает под действие охраны ст.5 Закона, то права автора на это произведение начинают охраняться с момента его первого опубликования на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что некоторые произведения иностранных авторов в России не охраняются. К ним относятся произведения:

  • перешедшие в общественное достояние после истечения сроков охраны;
  • не пользовавшиеся никогда правовой охраной (правовые акты, судебные решения, информационные материалы, народное творчество, а также не охраняемые согласно упомянутой ранее «оговорке при присоединении к Бенской конвенции и др.);
  • изданные впервые в других государствах для авторов стран, которые не участвуют во Всемирной, Бернской конвенциях и других многосторонних договорах или не заключивших с Россией двусторонних договоров о взаимной охране авторских или смежных прав;
  • выпущенные в свет в других странах до вступления СССР во Всемирную (до 27 мая 1973 года) или до присоединения России к Бернской (до 15 марта 1995 года) конвенциям, а также до вступления в силу двусторонних соглашений с Россией о взаимной охране авторских прав[14].

Неохраняемые произведения иностранных авторов могут свободно использоваться любыми лицами и дозволенными способами путем перевода, переделки и т.п. Однако во всех таких случаях должны строго соблюдаться такие личные права, как право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведения, и на защиту репутации.

Глава 4. Охрана произведений авторов Российской Федерации за рубежом

Авторские права российских авторов признаются и охраняются в других странах при наличии международных договоров или на основе принципа взаимности.

Если, например, российский автор впервые опубликовал свое произведение в Париже, а через год в Московском издательстве «Юридическая литература» после 27 мая 1973 года и на них стоят знаки охраны авторского права (С), то это произведение охраняется во всех странах Всемирной конвенции 1952 года, а после 13 марта 1995 года во всех странах участницах Бернской Конвенции[15]. К таким произведениям применяются как правила названных конвенций, так и в силу национального режима нормы права соответствующих иностранных государств об авторском праве и смежных правах.