Файл: «Формирование, распределение и использование прибыли».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия

1.1. Содержание процесса формирования, распределения и использования прибыли на предприятии

1.2. Методика анализа формирования, распределения и использования прибыли

Глава 2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли ОАО «КуйбышевАзот»

2.1. Анализ формирования прибыли на предприятии

2.2. Анализ распределения прибыли предприятия

2.3. Анализ использования прибыли предприятия

Глава 3. Рекомендации по повышению прибыли ОАО «КуйбышевАзот»

3.1. Расчет резервов роста прибыли предприятия

3.2. Мероприятия, направленные на совершенствование

формирования, распределения и использования прибыли

предприятия

Заключение

Список литературы

Выписка из отчета о финансовых результатах за 2012 г.

Приложение 2

Выписка из отчета о финансовых результатах за 2013 г.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Капитализация прибыли — это превращение финансовых средств в капитал. В акционерных обществах основной целью распределения прибыли предприятия является обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций предприятия за счет капитализации части прибыли.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

1.2. Методика анализа формирования, распределения и использования прибыли

Анализ формирования, распределения и использования прибыли предполагает следующие этапы: 1) анализ состава и динамики прибыли до налогообложения; 2) анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности; 3) анализ уровня средних цен; 4) анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности; 5) анализ рентабельности деятельности предприятия; 6) анализ распределения и использования прибыли[10].


Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции, работ, услуг (VРП); структуры продукции, работ, услуг (УДi); себестоимости (Зi) и уровня средних цен (Цi).

Объем продаж продукции, работ, услуг может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельных продукции, работ, услуг приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продукции, работ, услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции, работ, услуг в общем объеме ее продаж, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных видов продукции, работ, услуг общая сумма прибыли уменьшится[11].

Себестоимость продукции, работ, услуг и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж:

изменение суммы прибыли за счет объема продажи продукции, работ, услуг:

, (1)

изменение суммы прибыли за счет структуры продукции, работ, услуг:

, (2)

изменение суммы прибыли за счет цен:

, (3)

изменение суммы прибыли за счет себестоимости продукции, работ, услуг:

. (4)

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, работ, услуг, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема продажи с плановым в натуральном (если продукция, работы, услуги однородны), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция, работы, услуги неоднородны по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка[12].


Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованных продукции, работ, услуг, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

, (5)

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции, работ, услуг. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

. (6)

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, работ, услуг, тогда структура реализованных продукции, работ, услуг определяется отношением каждого вида продукции, работ, услуг в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель:

, (7)

где Riпл – плановая рентабельность i-х видов продукции, работ, услуг.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от продажи отдельных видов продукции, работ, услуг, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи (VРПi), себестоимости (Зедi) и средних цен (Цi).

Факторная модель прибыли от продажи отдельных видов продукции имеет вид:

, (8)

Средняя цена единицы продукции, работ, услуг рассчитывается путем деления выручки от продажи соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемых продукции, работ, услуг, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы. Качество продукции, работ, услуг – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены. За более высокое качество продукции, работ, услуг устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены за счет его качества (Цкач) можно определить следующим образом:

, (9)

где Цн и Цп – соответственно цена изделия, услуги нового и прежнего качества;

VРПн – объем продажи продукции, работ, услуг нового качества;

VРПобщ – общий объем продаж i-го вида за отчетный период[13].

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции, работ, услуг. Это финансовые результаты, полученные от прочих операций. Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок. Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции. Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета[14].


Особого внимания заслуживают доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам). Предприятия-держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

Глава 2. Анализ формирования, распределения и использования прибыли ОАО «КуйбышевАзот»

2.1. Анализ формирования прибыли на предприятии

Основные виды деятельности ОАО «КуйбышевАзот» – производственная, коммерческая, строительство, внешнеэкономическая, торгово-посредническая, подрядная, бытовое обслуживание, передача в аренду имущества.

Предприятие образовано в 1961 г. Юридический статус – открытое акционерное общество. Основные акционеры – работники предприятия.

ОАО «КуйбышевАзот» является динамично развивающимся комплексом по производству аммиака, азотных удобрений, капролактама и другой химической продукции. За выдающийся вклад в расширение внешнеэкономических связей РФ, развитие отечественного производства экспорта и высокую профессиональную культуру предприятие награждено Почетным дипломом «Лучший российский экспортер» Министерством экономического развития и торговли РФ. В рейтинге «Эксперт» предприятие занимает 108-е место среди 200 крупнейших промышленных компаний РФ по объему реализованной продукции, а среди 100 ведущих предприятий химического комплекса – 13-е место.

Основные виды производимой продукции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные виды продукции[15]

Основные виды продукции

2010

2011

2012

2013

Аммиак

530,6

100%

546,0

100%

478

100%

558,6

100%

Аммиачная селитра

313,7

78%

341,6

85%

305,9

76%

281,0

80%

Карбамид

192,3

71%

245,1

91%

199,3

74%

219,0

81%

Сульфат аммония

307,9

100%

302,4

98%

297,8

97%

322,4

100%

Капролактам

105,0

88%

107,0

89%

106,3

89%

116,5

99%


Для анализа влияния факторов на прибыль ОАО «КуйбышевАзот», проанализируем Отчеты о финансовых результатах. В таблице 2 представлен анализ прибыли от продажи продукции.

Таблица 2

Анализ финансовых результатов основной деятельности

ОАО «КуйбышевАзот» за 2011-2013 гг.[16]

Наименование показателя

2011

2012

2013

Изменения, млн.руб.

Темп роста, %

2012/2011

2013/

2012

2012/

2011

2013/

2012

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

13307

21879

38611

8572

16732

164,42

176,48

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

3903

7 188

10 061

3 285

2 873

184,17

139,97

Валовая прибыль

9 404

14691

28 550

5 287

13 859

156,22

194,34

Коммерческие расходы

115

178

354

63

176

154,78

198,88

Управленческие расходы

1 698

1 644

2 246

-54

602

96,82

136,62

Прибыль (убыток) от продаж

7 591

12869

25 950

5 278

13 081

169,53

201,65

По данным таблицы 2 видно, что за 2012 г. рост прибыли от продаж составил 5 278 млн.руб. В 2013 г. прибыль от продаж выросла по сравнению с 2012 г. на 13 081 млн.руб. В 2012 г. себестоимость продукции росла большими темпами, чем выручка от продаж. В результате валовая прибыль увеличилась лишь на 56,22 % (при росте выручки от продаж на 64,42 %). В 2013 г. рост выручки от продаж опережал рост себестоимости, что положительным образом отразилось на показателе валовой прибыли: она на 94,34 % выше, чем в 2012 г. В 2013 г. отмечается существенный рост коммерческих и управленческих расходов: коммерческие расходы на 98,88 % выше, чем в 2012 г., управленческие – на 36,62 %.