Файл: Понятие и значение приватизации (Сущность и становление приватизации и разгосударствления в 1990-х годах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В план приватизации включены акционерные общества, созданные путем приватизации соответствующих федеральных государственных унитарных предприятий в рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 1111-р.

В целях обеспечения непрерывности процесса приватизации в план приватизации также включены объекты федерального имущества, приватизация которых не завершена в предыдущем плановом периоде и проводилась в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в целях завершения выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса, за исключением:

организаций, включенных в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, которые будут включаться в план приватизации после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий;

находящихся в собственности Российской Федерации миноритарных пакетов акций акционерных обществ, являющихся дочерними обществами головных компаний вертикально интегрированных структур, в целях их последующего внесения в уставные капиталы головных обществ соответствующих интегрированных структур;

организаций, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации.

Реализация плана приватизации направлена на достижение основных целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", направленных на сокращение участия государства в экономике, в том числе на повышение эффективности продаж акций крупных хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики.


В 2017 - 2019 годах планируется приватизировать 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1041 объект иного имущества государственной казны Российской Федерации.

Перечень федерального имущества, планируемого к приватизации в 2017 - 2019 годах, будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры государственной собственности.

На основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации также будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.

Так, в 2017 - 2019 годах планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале акционерных обществ:

"Новороссийский морской торговый порт", "Объединенная зерновая компания", "Приокский завод цветных металлов" и "Производственное объединение "Кристалл".

До 2019 года планируется также сокращение доли участия Российской Федерации в уставных капиталах следующих акционерных обществ:

"Акционерная компания "АЛРОСА" (до 29 процентов плюс 1 акция с координацией продажи акций, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) и в муниципальной собственности, с возможностью направления на развитие инфраструктуры Республики Саха (Якутия) денежных средств, поступающих от приватизации акций);

"Современный коммерческий флот" (до 25 процентов плюс 1 акция);

"Банк ВТБ (ПАО)" (до 25 процентов плюс 1 акция от общего количества обыкновенных именных акций).

Сокращение доли участия Российской Федерации в акционерном обществе "Банк ВТБ (ПАО)" ниже 50 процентов плюс 1 акция от общего количества обыкновенных акций будет осуществляться с координацией мероприятий по сокращению участия Российской Федерации в публичном акционерном обществе "Сбербанк России".

Конкретные сроки и способы приватизации этих компаний будут определяться Правительством Российской Федерации с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов в случаях, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации.

Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, ожидаются в 2017 - 2019 годах в размере 5,6 млрд. рублей ежегодно (в том числе за счет федерального имущества, приватизация которого не завершена в 2014 - 2016 годах).


Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений о приватизации акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность.

Принимая во внимание аспекты долгосрочного развития акционерных обществ, их инвестиционные потребности, необходимые для реализации стратегий развития, а также нормативы достаточности капитала (применительно к банкам), Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут быть приняты решения о приватизации путем снижения доли государства в уставном капитале общества за счет дополнительной эмиссии и направления вырученных средств на докапитализацию самого акционерногообщества.

Сверхпрогнозные доходы от приватизации в 2017-2019 году незначительно снизят дефицит бюджета и сократят объем внешних госзаимствований на 12–20%. Впрочем, похоже, что на совещании обсуждалась не столько приватизация-2017, сколько принципы приватизации на 2017–2019 годы, когда из-за исчерпания резервного фонда проблемы с дефицитом бюджета могут быть острее. Кроме того, Владимир Путин объявил, что правительству нужно иметь «ясный и понятный план работы с избыточными активами», накопленными государством в кризис. Приватизация 2017–209 годов, таким образом, не призвана изменить баланс частного и государственного секторов в экономике, а в 2017 году он даже может сдвинуться в сторону государства, несмотря на новые планы приватизации.

Заключение

Следует согласиться со многими авторами выступлений почти во всех газетах периода активного хода приватизации (1992–1996 гг.), которые в один голос высказывали одну и ту же мысль: истоки многих политических драм – в несовпадении законов экономической эффективности со светлыми идеалами социальной справедливости. Разуверившись в возможности создания общества равенства и счастья, лидеры постсоветских государств взяли прагматический курс: хорошо только то, что выгодно. «Но следовать этому курсу предстояло в рамках, ограниченных сильными социальными стереотипами. Немало стереотипов довлело и над самими политиками. Только этим можно объяснить многочисленные попытки приватизации по социалистическим рецептам: с помощью ваучеров, приватизационных чеков, жилищных и инвестиционных купонов. Потребовалось время, чтобы понять горькую истину: право на приобретение конвейерной линии имеет не простой гражданин, не тот, кто тридцать лет на ней проработал, а тот, кто может выложить большие деньги, чтобы завтра сменить ее на более современную».


Прослеживая эволюцию приватизации и исследуя подходы и результаты программы приватизации, важно учитывать, что приватизация в сущности, представляет собой политическую трансформацию. Это связано с тем, что происходит изменение роли государства в экономике и в обществе целом. Вот почему процессы приватизации сопровождаются такими трудностями, как впрочем, любые кардинальные преобразования.

Проблемы приватизации и разгосударствления нашли наиболее широкое и в целом адекватное отражение в прессе. Это связано с тем, что именно эти проблемы решались в процессе перестройки экономики в первую очередь, и законодательные власти в довольно сжатые сроки разработали реальную программу передачи собственности на самых разных основах владения. Вовремя разработанные документы стали основой реального воплощения этих процессов на практике. Кроме того, именно эти документы стали руководством к действию при сверке происходящих событий с намеченными планами и программами.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» 
  2. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. №1024).
  3. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. – М.: Издательство «Олита», 2004.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Общество «Знание» России; Центральный институт непрерывного образования, 2001.
  5. Герасименко В.В. Теория переходной экономики – ТЕИС.2007.
  6. Дерябина М.А. Приватизация в России: борьба за реальную собственность // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. – Новосибирск, 1996. – №8. – С. 25–36.
  7. Евсеенко А.В., Некрасовский К.В., Медведева Л.В. Парадоксы приватизации в свете современного западного опыта // ЭКО: Экономика и организация пром. пр-ва. – Новосибирск, 1995. – №7. – С. 119–125.
  8. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
  9. К.С. Кирюхин. Приватизация в Восточной Европе и России: параллели и отличия // Аналитический вестник Совета Федерации. – М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. – №7 (163). – С. 38–58.
  10. Курс экономической теории. Учебное пособие под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.М. 1999.
  11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика: В 2-х т. Т. 1. – М.: ИНФРА – М, 2000.
  12. Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 9,15. – Киров 1996.
  13. Приватизация: сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. (А.М. Васильев, В.Ю. Кукушкин, А.А. Ткаченко Российская академия наук). – М.: Изд-во «Вост. лит.», 2002.
  14. Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году. // Вопросы экономики. №4.1996.
  15. Радыгин А.Д. Российская приватизационная программа и ее результаты. М.: ИЭПП, 1998.
  16. Райзберг Б.А. Рыночная экономика (Учебник). – М. 2015
  17. Консультант плюс 2017