Файл: Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы (Базовые понятия объектно-ориентированного программирования).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Объектно-ориентированный подход к анализу и проектированию информационной системы
1.1 Базовые понятия объектно-ориентированного программирования
1.2 Унифицированный язык моделирования UML
2 Анализ информационной системы обработки заказов на основе объектно-ориентированного подхода
2.1 Создание диаграмм вариантов использования
2.2 Моделирование системы с использованием диаграммы классов
3 Проектирование информационной системы обработки заказов
3.1 Диаграмма последовательности
3.2 Разработка физической модели проектируемой системы
4 Выбор модели жизненного цикла разработки информационной системы
4.1 Модели и стандарты жизненного цикл информационных систем
4.2 Характеристика и оценка основных моделей жизненного цикла информационных систем
Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей, а не бумажных документов, поэтому этот процесс привязан к использованию конкретных средств моделирования (UML), а так же конкретной технологии проектирования и разработки (объектно-ориентированный анализ, object-oriented analysis, OOA, объектно-ориентированное программирование, object-oriented programming, OOP).
- Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.
Приведенный перечень далеко не полный, разработчики крупных информационных систем и компании-интеграторы так же предлагают свои методологии внедрения. Так, компания IBM внесла значительный вклад в теорию проектирования и разработки информационных систем, предложив еще в середине 1970-х годов методологию BSP (Business System Planning, система организационного планирования).
Все существующие сегодня методики определения требований к ИС являются наследниками BSP, используют предложенные в ней методы сбора информации, подходы в определении приоритетов требований, обеспечении полноты и непротиворечивости требований.
Важнейшие шаги процесса BSP, их последовательность (получить поддержку высшего руководства, определить процессы предприятия, определить классы данных, провести интервью, обработать и организовать данные интервью) можно встретить практически во всех формальных методиках, а так же и в проектах, реализуемых на практике.
4.2 Характеристика и оценка основных моделей жизненного цикла информационных систем
Различают две основные формальные модели ЖЦ: каскадную (последовательную) и спиральную (итерационную).
Спиральная модель предполагает циклическое выполнение всех этапов каскадной модели, в результате чего реализуемость технических решений проверяется с помощью прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии ПО, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы.
В соответствии с каскадной моделью переход на следующий этап может происходить только после завершения предыдущего. Каскадная модель включает следующие этапы:
- Исследование концепции, изучение требований на системном уровне с целью определения возможности реализации данной концепции.
- Исследование системы, определение функций, которые будут реализованы аппаратно-техническими средствами ее архитектуры.
- Определение требований для информационно-предметной области системы, ее назначения, линии поведения, интерфейсов, производительности.
- Проектирование системы с учетом ее логически последовательной технической характеристики.
- Реализация системы путем создания информационного продукта.
- Внедрение системы путем установки ПО на вычислительное средство конечного пользователя, его проверки и приема заказчиков, а также обучения персонала работе с ней.
- Эксплуатация и поддержка. Запуск системы пользователем, ее каждодневное применение, предоставление технической помощи, обсуждение возникающих вопросов, корректировка и устранение ошибок.
По наблюдениям специалистов, сегодня большинство учреждений используют каскадную модель разработки и внедрения информационных систем. Можно выделить следующие причины, по которым каскадная модель сохраняет свою популярность:
- Модель доступна для понимания, проста и удобна в применении, ей может руководствоваться даже персонал, не имеющий специальной подготовки. Нужно отметить, что этот аспект будет являться немаловажным, так как разработанная информационная система предназначена для пользователей, не имеющих глубоких познаний в данной сфере.
- Данная модель отличается стабильностью требований. Здесь необходимо учесть тот факт, что определенные для информационно-предметной области системы требования, ее назначение, линии поведения и интерфейсы заранее оговорены и конкретны. Их изменение в процессе выполнения проекта маловероятно.
- В некоторых областях спиральная модель не может применяться, поскольку невозможно использование/тестирование продукта, обладающего неполной функциональностью. Трудозатраты при поэтапном итерационном внедрении оказываются значительно выше, а управление проектом требует настоящего искусства. Предвидя указанные сложности, заказчики выбирают каскадную модель, чтобы «внедрять систему один раз».
- Вывод системы из эксплуатации осуществляется путем прекращения работы с ней и замены ее на новую. В данном конкретном случае это удобно, поскольку если система перестанет удовлетворять потребности ее пользователей ее можно безболезненно заменить на более подходящую.