Файл: Современные концепции менеджмента компании и проблемы принятия управленческих решений.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Современные концепции менеджмента компании и проблемы принятия управленческих решений
1.2 Концепции принятия управленческих решений
1.3 Модели разработки и принятия управленческого решения в системах менеджмента
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОАО «НЛМК»
2.2 Структура управления ОАО «НЛМК»
2.3 Специфика принятия решений в различных структурах в системы менеджмента в ОАО «НЛМК»
2.4 Оценка эффективности системы менеджмента в ОАО «НЛМК»
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОАО «НЛМК»
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Итак, подведя итог, можно сказать, что технология менеджмента имеет следующий регламент:
1. Общее руководство принятия решений.
2. Правила принятия решений.
3. Планы в принятии решений.
4. Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия.
5. Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).
6. Матричный тип взаимодействия. Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три-горизонтальную связь в координации принимаемых решений.
Модели разработки и принятия управленческого решения в системах менеджмента представлены далее.
1.3 Модели разработки и принятия управленческого решения в системах менеджмента
Современные методики и модели принятия управленческих решений ориентированы на автоматизацию бизнес-процессов. Рассмотрим некоторые основные методологии и средства, которые их используют[15].
SADT - методология структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique). Основана на понятиях функционального моделирования. Является методологией, отражающей такие системные характеристики, как управление, обратная связь и исполнители. Возникла в конце 60-х годов.
IDEF1X - методология описания данных. Применяется для построения баз данных.
IDEF4 - объектно-ориентированная методология. Отражает взаимодействие объектов. Удобна для создания программных продуктов на объектно-ориентированных языках (например С++). Пока, на мой взгляд, широкого распространения не нашла. Более широко сейчас используется UML.
ARIS - описывает бизнес-процесс в виде потока последовательно выполняемых работ. Её использует программное средство ARIS Toolset.
UML - (Unified Modeling Language) язык визуального моделирования, основанный на объектно-ориентированном подходе. UML включает в себя двенадцать типов диаграмм, которые позволяют описать статическую структуру системы и её динамическое поведение.
Словосочетание «управление бизнес-процессами» (УБП) стало активно использоваться в литературе относительно недавно, с середины 90-х годов прошлого столетия, практически одновременно с английским аналогом Business Process Management (BPM). Системы управления бизнес-процессами пришли в Россию с Запада, где этот класс программ называется BPMS (Business Process Management System) или BPM-системы.
Система управления бизнес-процессами организации основана на простой идее: моделирование бизнес-процессов организации с помощью наглядных диаграмм, загрузка этих описаний в компьютерную систему и контроль исполнения процессов в реальной практике работы предприятия.
Любая BPM-система содержит ряд стандартных компонентов, которые соответствуют стадиям жизненного цикла (Деминга) процесса PDCA (Plan, Do, Check, Act)[16]:
- Проектирование (моделирование).
- Исполнение.
- Контроль и Мониторинг.
- Улучшение процессов.
- Проектирование (моделирование бизнес процессов).
Более продвинутые формы BPM, включающие в себя управление взаимодействием между людьми, встречаются в ситуациях сложного взаимодействия между работниками, выполняющими коллективную задачу. BPM позволяет построить и понять организацию совершенно новым образом: увидев и представив её в более широком плане - через отношения между процессами. Когда эти отношения, к тому же, интегрированы в процесс-ориентированную модель, то такая их репрезентация обеспечивает более глубокий и разносторонний учёт и анализ. Не случайно некоторые специалисты считают BPM главной основой, «костяком», Системы управления корпоративной информацией (Enterprise Content Management).
В силу того, что система BPM позволяет организациям абстрагировать бизнес процессы от технологической инфраструктуры, она выходит далеко за рамки автоматизации бизнес процессов или решения конкретных бизнес задач. BPM позволяет бизнесу оперативно реагировать на изменения клиентов, рынка и законодательства, причем делать это быстрее, чем конкуренты, - а это создает неоспоримое конкурентное преимущество. В фокусе BPM[17]:
- Видение (создать стратегию для функций и процессов).
- Определение направления и границ (выработать основную линию процессов и их усовершенствования).
- Моделирование (моделировать изменения процесса).
- Анализ (сравнить результаты разных симуляций и определить, какое улучшение будет оптимальным).
- Усовершенствование (выбрать и внедрить улучшение).
- Контроль (развернуть реализацию этого усовершенствования и производить её мониторинг при помощи специальной системы, позволяющей получать информацию об эксплуатации от пользователя в реальном времени (т.н. User defined dashboard), после чего сразу же вводить эту информацию в симулятивную модель, готовясь к следующей итерации улучшения).
- Ре-инжиниринг (полная перестройка процессов во имя улучшения результатов).
Для моделирования ситуаций и принятия решений в практической деятельности применяются различные количественные и качественные методы[18].
Количественные методы (приемы) базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления. Примеры этих методов анализ временных рядов, каузальное (причинно-следственное) моделирование.
Качественные методы основаны на экспертных оценках специалистов в области принимаемых решений, например методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребителя (опрос клиентов).
Можно привести краткую характеристику методов прогнозирования, используемых чаще других[19].
- Экспертные методы.
- Метод эвристического прогнозирования.
- Коллективная генерация идей.
- Морфологический анализ.
- Прогнозный граф и «дерево решений».
- Прогнозирование по аналогии.
Во всех развитых странах мира менеджмент связывают с устойчивым и успешным развитием экономики, её динамичностью и потенциалом. Все больше и больше развитие производства, экономики, общества становится зависимым от менеджмента и принятия управленческих решений.
Методы прогнозирования, как и все методы, используемые при проведении маркетинговых исследований, можно классифицировать на эвристические (преобладание субъективных начал) и на экономико-математические (преобладание объективных начал).
Так, значительное место в системе моделирования и принятия управленческих решений занимают экономико-математические методы, в частности, методы статистики[20].
Определение системы факторов и причинно-следственных связей - исходная точка экономико-математического моделирования.
Можно выделить два метода разработки прогнозов, основанных на методах математической статистики: экстраполяцию и моделирование.
В первом случае в качестве базы прогнозирования используется прошлый опыт, который пролонгируется на будущее. Во втором случае строится прогнозная модель, характеризующая зависимость изучаемого параметра от ряда факторов, на него влияющих. Она связывает условия, которые, как ожидается, будут иметь место, и характер их влияния на изучаемый параметр.
Методы экстраполяции во многих случаях сходны с методами интерполяции.
Наиболее распространённым методом экстраполяции является параболическая экстраполяция.
Так, экстраполяция – нахождение уровня ряда (по модели) за пределами изучаемого исходного ряда. Т. е. продление будущей тенденции, которая наблюдается в перспективе[21].
Одним из методов прогнозирования являются параметрические методы.
Основу параметрических методов составляют количественные зависимости между свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Параметрические методы могут использоваться для:
- обоснования цены на новую модификацию производимых товаров;
- обоснования поправок принятым к ценам.
Итак, параметрические методы – это методы прогнозирования элементов полезного эффекта, затрат и других, основанные на установлении зависимости между параметрами объекта.
Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.
Активно в настоящее время применяются методики автоматизированных систем принятия решений (определены в рамках программных продуктов управления).
Характеристика основных программных продуктов в управленческой деятельности представлена в Таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика основных программных продуктов в л управленческой деятельности
Наименование программного продукта |
Характеристика программного продукта |
Продукт MRP I |
Автоматизированная система управления, которая была разработана в 60-х годах ХХ века и применяется организациями по настоящий момент времени. Продукт используется также современными предприятиями (например, многие отечественные мелкооптовые организации ориентированные на указанный программный продукт). |
Продукт MRP II |
Несмотря на то, что продукт MRP I активно применяется, с ним связаны некоторые проблемы и недоработки (определен загроможденными вычислениями, характеризуется сбоями в процессе работы) была внедрена система MRPII, которая явилась усовершенствованным продолжением первой. |
Продукт DRP |
Это так называемая дистрибутивная система, которая ориентирована, прежде всего, на обеспечение цепочки «производитель – потребитель» (программа представлена единым массивом процессов управления запасами, ТМЗ, доставкой товара до потребителя, учетом и проч._ |
Продукт ОРТ |
Это система, ориентированная на организацию транспортной логистики в производстве (преимущественно организует бизнес-процессы в рамках производственной деятельности предприятия на основе циркулирования транспортными связями). В рамках данного продукта предусмотрена возможность разработки управленческих решений. |
Продукт RP |
Это система, наиболее часто применяемая современными организациями: система ориентирована на полный управленческий цикл. |
Продукт «Just-in-time» |
Система , которая, так же, как система LP, определена увязкой со сроками (в основе программного обеспечения управленческой деятельности лежит ориентир «сроки»). |
Продукт LP |
Система, ориентированная на сроки (в рамках автоматизированной системы все процессы увязаны на сроки реализации). |
В качестве вывода по Таблице 1 можно сделать вывод, что в настоящее время существует значительное количество программ информатизированной управленческой деятельности, предприятие выбирает систему, наиболее подходящую в том или ином конкретном случае.
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОАО «НЛМК»
2.1 Характеристика ОАО «НЛМК»
Группа НЛМК – лидирующий международный производитель высококачественной стальной продукции с вертикально-интегрированной моделью бизнеса. Добыча сырья и производство стали сосредоточены в низкозатратных регионах, изготовление готовой продукции осуществляется в непосредственной близости от основных потребителей в России, Северной Америке и странах ЕС.
Компания активно инвестирует в экологические проекты, снижая негативное воздействие на окружающую среду в регионах присутствия, и стремится к соответствию самым высоким экологическим стандартам. Группа НЛМК создает безопасные условия труда, совершенствуя процессы, инвестируя в повышение квалификации сотрудников и применяя лучшие мировые практики в области охраны труда[22].
Благодаря самообеспеченности в основных сырьевых материалах и энергии и высокой технологической оснащенности НЛМК входит в число самых эффективных и прибыльных производителей стали в мире. Компания имеет диверсифицированный продуктовый портфель, обеспечивающий лидерство на локальных рынках и высокую эффективность продаж. Используя преимущества гибкой производственной цепочки, сбалансированного продуктового ряда, эффективной системы сбыта и обширной географии продаж, Компания обладает возможностью своевременно реагировать на постоянно изменяющиеся рыночные условия.
2.2 Структура управления ОАО «НЛМК»
Вертикально-интегрированная структура Группы распределена по географическому принципу на три укрупненных дивизиона, которые включают в себя все производственные процессы от добычи сырья до переработки стали в готовую продукцию. Сервисные центры и трейдинговые компании обеспечивают бесперебойность поставок точно в срок и высокое качество услуг потребителям в более чем 70 странах мира.