Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Изучение особенностей невербального общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и энергии нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем – это язык телодвижений или невербальный язык, который мы используем каждый миг нашей жизни. До двух третей сообщений, полученных каким-либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи.

Современный мир стремится к интеграции, и общение с представителями разных культур, носителями разных языков стало повседневным явлением.

Значение человеческой речи, как наиболее известного вербального средства коммуникации, трудно переоценить. Вместе с тем в процессе общения всегда осуществляется и невербальная коммуникация. Эффективность общения, особенно в контексте межкультурной коммуникации, зависит не только от того, насколько понятны собеседнику слова, но и от умения корректно и адекватно интерпретировать информацию, передаваемую жестами, мимикой, движениями тела, темпом, тембром голоса и другими невербальными средствами коммуникации. Поэтому в процессе общения с людьми разных культур необходимым является знание элементов культурно-специфической невербальной коммуникации – обладание межкультурной компетенцией.

Современные исследования невербальной коммуникации проводились Ф. Пойатосом, работы которого посвящены исследованию культурных особенностей использования жестов и их отображению в лингвистических текстах. Необходимо также отметить труды А. Пиза, в которых предпринимается попытка предложить авторские варианты кодификации жестовой системы, призванные дать читателю эффективный инструмент понимания поведения окружающих.

Цель исследования - выяснить возможность понимания эмоциональных состояний других людей методом наблюдения и анализа экспрессии лица и взгляда.

Гипотезой исследования  явилось  следующее предположение: эмоциональные состояния человека распознаются по выражению лица. Данная

общая гипотеза может быть конкретизирована в следующих частных гипотезах:

1. Наиболее успешно распознаются эмоции по фотографиям знакомых людей, чем незнакомцев.

2. На точность опознания эмоций по выражениям лицевой экспрессии влияет межличностный аспект эмоционального интеллекта, а именно эмпатия и способность к распознанию, пониманию эмоциональных состояний других людей.

Для достижения цели исследования были поставлены следующиезадачи:


1. Изучить научные литературные источники для существующих методик диагностики распознавания эмоций по выражению лица и выявлению способности понимания отношения личности, репрезентуемые в эмоциях.

2. Сформировать комплекс наиболее информативных методик для изучения опознавания и интерпритации эмоций.

3. Разработать и адаптировать методики исследования опознания эмоций по лицевой экспрессии для подросткового возраста.

4. Спланировать и провести эксперимент по распознаванию эмоциональных состояний человека по лицевой экспрессии и изучению эмоционального интеллекта подростков.

5. Исследовать особенности восприятия эмоций знакомых и незнакомых людей на фотоснимках.

6. Обработать и проанализировать полученные данные, составить таблицы, и диаграммы.

7. Выявить зависимость уровней парциального эмоционального интеллекта на особенность восприятия эмоций человека по фотоснимку.

Объектом исследования являются мимические выражения экспрессии лица и взгляда.

Предмет исследования: особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица на фотоснимке.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1 Теоретические аспекты невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

1.1 Изучение особенностей невербального общения

Невербальное общение – неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся - 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение) – 55%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики[1].


Невербальная коммуникация включает следующие основные системы:

- оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;

- пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,

- организация пространства и времени коммуникативного процесса,

- визуальный контакт,

- ольфакторная.

Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу.

Выделяют основные функции невербального общения:

- выражение межличностных отношений,

- выражение чувств и эмоций,

- управление процессами невербального общения,

- обмен ритуалами,

- регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального общения является то, что его поведение обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное ещё до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата.

Психологические возможности улучшения общения», выделяет ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

  • Национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
  • Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
  • Профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
  • Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании;
  • Статус человека (чем выше стоит на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утончёнными);
  • Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
  • Актёрские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
  • Возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту

же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);

  • Сочетание невербальных знаков (обычно состояние передаётся не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
  • Возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнёрами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону)[2].

Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – это всё примеры невербальной коммуникации.

1.2 Мимика как отражение эмоциональных состояний человека

Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо – это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о

состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам – лоб, рот, глаза – и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.


Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур).

  1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.
  2. ГОРЕ: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.
  3. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
  4. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
  5. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
  6. ОТВРАЩЕНИЕ: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе[3].

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению.