Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты эффективности менеджмента
1.1 Понятие и сущность эффективности менеджмента
1.2 Понятие и сущность функций менеджмента
1.3 Роль функций: планирование, организация, мотивация и контроль в менеджменте
2. Анализ эффективности менеджмента ООО «Гранд-Строй»
2.1. Краткая характеристика организации
Введение
Актуальность темы.
Многосложной структурой предприятия образуется единое целое за счет целенаправленного влияния на ее главные связи и процессы. Это может достигаться управленческой деятельностью, являющаяся сочетанием различных функций (видов деятельности), каждая из которых ориентирована на разрешение специфических, различных и сложных проблем взаимодействия отдельных подразделений фирмы, которые требуют проведения большого комплекса определенных мероприятий. Сферой управления охвачено не только производство, но и НИОКР сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны обширной деятельности компании.
Управленческие функции исполняются специальным аппаратом (органами управления), которые включают в себя взаимодействующие между собой подразделения. За каждым из них закрепляются свои особенные функции (как функции аппарата управления). Их исполнение связано с разрешением определенных задач, которые входят в сферу деятельности (ответственности) соответствующего органа управления. А этому необходимо применение конкретных методов и средств. Таким образом, для осуществления функции маркетинга используется метод разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому товару и метод прогноза развития; для осуществления функций планирования – разработки планов и прогнозов; для выполнения контрольной функции – составление балансов, счетов прибыли и убытка и другие.
Функции менеджмента – актуальный вопрос управления, поскольку управление обладает большим местом в системе управления предприятием.
Степень разработанности проблемы.
Теоретической и методологической базой работы послужили монографии и периодические издания отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.
Исследованием функций менеджмента занимались такие исследователи как: Глухов В.В, Китов А.И., Коротков Э.М., Мескон M.X. и др.
Объектом исследования является ООО «Гранд-Строй».
Предметом исследования являются функции и модели менеджмента.
Целью данной работы является исследование и анализ эффективности системы менеджмента и разработка проектных мероприятий на основе современных научных положений позволяющих повысить эффективность деятельности предприятия за счет применения методов современного менеджмента.
Для раскрытия поставленной цели следует рассмотреть ряд следующих задач:
- Исследованы теоретические основы анализа эффективности менеджмента;
- исследованы основные функции менеджмента;
- Проведен анализ системы управления ООО «Гранд-Строй» и выявлены основные проблемы реализации функций менеджмента;
- Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию системы менеджмента и проведен расчет их эффективности.
1. Теоретические аспекты эффективности менеджмента
1.1 Понятие и сущность эффективности менеджмента
Эффективность менеджмента - результативность управленческой деятельности.
Особенностью менеджмента является то, что управленческий труд не создает непосредственно материальных ценностей, а участвует в их создании через организацию труда других лиц, поэтому результаты труда менеджеров воплощаются в результатах труда возглавляемых коллективов и организации в целом.
Целью деятельности организации является достижение максимальных результатов производственной деятельности при минимальных затратах. Следовательно, эффективность менеджмента организации проявляется в эффективности производства. Эффективность менеджмента показывает, в какой мере менеджеры реализуют цели организации, достигаются ли высокие результаты производства при минимальных затратах.
Т.о. эффективность менеджмента - это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами.
При оценке эффективности менеджмента необходимо дать ответы на 2 вопроса:
1. Какие результаты были достигнуты в процессе управления? (Что сделала управляемая система?)
2. Как система управления добилась этих результатов? (Ценой каких затрат были получены результаты)
В связи с этим различают внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента.
Внешняя эффективность определяется результатами деятельности:
- степенью достижения целей организации
- соответствием организации требованиям внешней среды
- степенью использования возможностей предоставляемых внешней средой
Внутренняя эффективность менеджмента – это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом использовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленных целей. Данный вид эффективности отражает степень использования компонентов внутренней среды организации, в том числе производственных, финансовых, кадровых и др. возможностей.
Эффективность управления складывается из нескольких элементов:
1. Экономическая эффективность — выражается в количественной форме и измеряется в стоимостных или натуральных измерителях – максимум производства продукции на единицу затраченных средств (средств производства и живого труда).
2. Социальная эффективность управления – повышение удовлетворенности потребностей работников.
Организация – это элемент окружающего мира и помимо реализации экономических целей, она должна нести социальную ответственность перед обществом. Наиболее ярко влияние экономической эффективности деятельности предприятия на социальную среду прослеживается у градообразующих предприятий. Необходимо стремиться к росту не только экономической, но и социальной эффективности менеджмента. В практической деятельности эти два элемента очень тесно взаимосвязаны друг с другом.
3. Социально-экономическая эффективность - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социального результата. Так, при улучшении экономической обстановки в организации улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Например, повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества труда и, как следствие, увеличивает прибыльность и т.д.
Т.О. менеджмент должен обеспечивать рост социально-экономической эффективности.
Сущность эффективности менеджмента может быть выражена через ее критерий и показатели.
При оценке показателей эффективности менеджмента необходимо исходить из следующих принципов:
- Эффективность менеджмента – это один из аспектов эффективности самого производства, поэтому расчет производится на основе общепринятых методик оценки эффективности.
- Специфика управленческого труда заключается в том, что как труд производительный, он характеризуется результатами деятельности коллектива (а не только данного работника управления). Соответственно и оценивается по результатам работы всего коллектива организации (или ее подразделения).
- В менеджменте, так же как и при оценке инвестиций учитывается временной разрыв между вложениями и отдачей. Наиболее ярко это проявляется в социальной составляющей эффективности менеджмента.
- Учитывается влияние отраслевой специфики производства, например, в сельском хозяйстве – это сезонность производства, влияние природно-климатических условий на результаты производства и др. (необходимо анализировать показатели за ряд лет.)
- Сопоставимость сравниваемых показателей, например, сравнивая эффективность менеджмента в различных предприятиях необходимо учитывать их специализацию.
Критерием эффективности менеджмента является степень соответствия поведения системы управления конкретной ситуации, это выживаемость организации в быстро меняющейся внутренней и внешней среде.
1.2 Понятие и сущность функций менеджмента
Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений являются неразрывно связанными с ее постоянным совершенствованием и развитием. Вместе с тем совершенствование организации должно происходить по принципу приспособленности к внешней среде.
На данный момент достаточно ясно обозначились факторы, которые определяют необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации организации к внешней среде. Ими являются[1]:
- рынок сбыта производимой либо продаваемой продукции и вида услуг;
- рынок поставщика либо потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
- финансовый рынок;
- рынок труда;
- окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.
Организация является открытой системой взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), которая работает с конкретной целью, смыслом, миссией и располагающая такими ресурсами:
- финансовыми ресурсами;
- материальными ресурсами (оборудованием и т.п.);
- людскими ресурсами;
- информационными ресурсами;
- временными ресурсами.
Всякая организация независимо от ее назначения может описываться при помощи ряда параметров, из которых главные: цели организации, её организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Все организации обладают своей системой управления, также являющаяся предметом исследования.
Управление является процессом распределения и движения вышеперечисленных видов ресурсов в организации с заблаговременно заданной целью по заблаговременно выработанному стратегическому плану с постоянным контролем результатов работ.
Под системой управления следует понимать совокупность действий, которые определяют направление управленческой деятельности. Структурно процесс управления выражен на рисунке 1.
Рис. 1. Блок-схема понятия «управление»
Система управления должна отвечать современным рыночным условиям:
- иметь высокую гибкость производства, дающая возможность быстрого изменения ассортимента изделий (услуг);
- быть адекватной сложной технологии производства, которая требует абсолютно новых видов контроля, организации и разделения труда;
- учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
- учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений.
- учитывать изменение структуры издержек производства;
- принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды[2].
Процесс управления устанавливает согласованные действия, обеспечивающие реализацию общей цели либо набора идей, которые стоят перед организацией. Для того, чтобы координировать действия, должен иметься специальный орган, который реализует функцию управления. В связи с этим во всех организациях выделяются управляемые части.
Часть деловой организации, которая реализует функции управления, включает в себя многие взаимодействующие звенья и является управляющей системой, которая обеспечивает в рамках организации исполнение ряда специфических функций. В данный момент один из основных принципов построения любых систем – иерархия. В новейшей теории организации иерархия используется, по большому счету, для того, чтобы отражать вертикальное подчинение между различными уровнями управление организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.
Рис. 2. Взаимодействие управляющей и управляемой частей организации
Современный тип иерархии управления обладает множеством разновидностей. Их возможно условно поделить на 2 вида: бюрократический и органический тип структуры управления.