Файл: Эффективность менеджмента организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы.

Многосложной структурой предприятия образуется единое целое за счет целенаправленного влияния на ее главные связи и процессы. Это может достигаться управленческой деятельностью, являющаяся сочетанием различных функций (видов деятельности), каждая из которых ориентирована на разрешение специфических, различных и сложных проблем взаимодействия отдельных подразделений фирмы, которые требуют проведения большого комплекса определенных мероприятий. Сферой управления охвачено не только производство, но и НИОКР сбыт, финансы, коммуникации, то есть все стороны обширной деятельности компании.

Управленческие функции исполняются специальным аппаратом (органами управления), которые включают в себя взаимодействующие между собой подразделения. За каждым из них закрепляются свои особенные функции (как функции аппарата управления). Их исполнение связано с разрешением определенных задач, которые входят в сферу деятельности (ответственности) соответствующего органа управления. А этому необходимо применение конкретных методов и средств. Таким образом, для осуществления функции маркетинга используется метод разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому товару и метод прогноза развития; для осуществления функций планирования – разработки планов и прогнозов; для выполнения контрольной функции – составление балансов, счетов прибыли и убытка и другие.

Функции менеджмента – актуальный вопрос управления, поскольку управление обладает большим местом в системе управления предприятием.

Степень разработанности проблемы.

Теоретической и методологической базой работы послужили монографии и периодические издания отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Исследованием функций менеджмента занимались такие исследователи как: Глухов В.В, Китов А.И., Коротков Э.М., Мескон M.X. и др.

Объектом исследования является ООО «Гранд-Строй».

Предметом исследования являются функции и модели менеджмента.

Целью данной работы является исследование и анализ эффективности системы менеджмента и разработка проектных мероприятий на основе современных научных положений позволяющих повысить эффективность деятельности предприятия за счет применения методов современного менеджмента.

Для раскрытия поставленной цели следует рассмотреть ряд следующих задач:

  • Исследованы теоретические основы анализа эффективности менеджмента;
  • исследованы основные функции менеджмента;
  • Проведен анализ системы управления ООО «Гранд-Строй» и выявлены основные проблемы реализации функций менеджмента;
  • Предложен комплекс мероприятий по совершенствованию системы менеджмента и проведен расчет их эффективности.

1. Теоретические аспекты эффективности менеджмента

1.1 Понятие и сущность эффективности менеджмента

Эффективность менеджмента - результативность управленческой деятельности.

Особенностью менеджмента является то, что управленческий труд не создает непосредственно материальных ценностей, а участвует в их создании через организацию труда других лиц, поэтому результаты труда менеджеров воплощаются в результатах труда возглавляемых коллективов и организации в целом.

Целью деятельности организации является достижение максимальных результатов производственной деятельности при минимальных затратах. Следовательно, эффективность менеджмента организации проявляется в эффективности производства. Эффективность менеджмента показывает, в какой мере менеджеры реализуют цели организации, достигаются ли высокие результаты производства при минимальных затратах.

Т.о. эффективность менеджмента - это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами.

При оценке эффективности менеджмента необходимо дать ответы на 2 вопроса:

1. Какие результаты были достигнуты в процессе управления? (Что сделала управляемая система?)

2. Как система управления добилась этих результатов? (Ценой каких затрат были получены результаты)

В связи с этим различают внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента.

Внешняя эффективность определяется результатами деятельности:

- степенью достижения целей организации

- соответствием организации требованиям внешней среды

- степенью использования возможностей предоставляемых внешней средой

Внутренняя эффективность менеджмента – это экономичность, т.е. способность наилучшим (оптимальным) образом использовать имеющиеся ресурсы для достижения поставленных целей. Данный вид эффективности отражает степень использования компонентов внутренней среды организации, в том числе производственных, финансовых, кадровых и др. возможностей.

Эффективность управления складывается из нескольких элементов:

1. Экономическая эффективность — выражается в количественной форме и измеряется в стоимостных или натуральных измерителях – максимум производства продукции на единицу затраченных средств (средств производства и живого труда).


2. Социальная эффективность управления – повышение удовлетворенности потребностей работников.

Организация – это элемент окружающего мира и помимо реализации экономических целей, она должна нести социальную ответственность перед обществом. Наиболее ярко влияние экономической эффективности деятельности предприятия на социальную среду прослеживается у градообразующих предприятий. Необходимо стремиться к росту не только экономической, но и социальной эффективности менеджмента. В практической деятельности эти два элемента очень тесно взаимосвязаны друг с другом.

3. Социально-экономическая эффективность - имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социального результата. Так, при улучшении экономической обстановки в организации улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Например, повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества труда и, как следствие, увеличивает прибыльность и т.д.

Т.О. менеджмент должен обеспечивать рост социально-экономической эффективности.

Сущность эффективности менеджмента может быть выражена через ее критерий и показатели.

При оценке показателей эффективности менеджмента необходимо исходить из следующих принципов:

  1. Эффективность менеджмента – это один из аспектов эффективности самого производства, поэтому расчет производится на основе общепринятых методик оценки эффективности.
  2. Специфика управленческого труда заключается в том, что как труд производительный, он характеризуется результатами деятельности коллектива (а не только данного работника управления). Соответственно и оценивается по результатам работы всего коллектива организации (или ее подразделения).
  3. В менеджменте, так же как и при оценке инвестиций учитывается временной разрыв между вложениями и отдачей. Наиболее ярко это проявляется в социальной составляющей эффективности менеджмента.
  4. Учитывается влияние отраслевой специфики производства, например, в сельском хозяйстве – это сезонность производства, влияние природно-климатических условий на результаты производства и др. (необходимо анализировать показатели за ряд лет.)
  5. Сопоставимость сравниваемых показателей, например, сравнивая эффективность менеджмента в различных предприятиях необходимо учитывать их специализацию.

Критерием эффективности менеджмента является степень соответствия поведения системы управления конкретной ситуации, это выживаемость организации в быстро меняющейся внутренней и внешней среде.

1.2 Понятие и сущность функций менеджмента

Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений являются неразрывно связанными с ее постоянным совершенствованием и развитием. Вместе с тем совершенствование организации должно происходить по принципу приспособленности к внешней среде.

На данный момент достаточно ясно обозначились факторы, которые определяют необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации организации к внешней среде. Ими являются[1]:

  • рынок сбыта производимой либо продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика либо потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

Организация является открытой системой взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), которая работает с конкретной целью, смыслом, миссией и располагающая такими ресурсами:

  1. финансовыми ресурсами;
  2. материальными ресурсами (оборудованием и т.п.);
  3. людскими ресурсами;
  4. информационными ресурсами;
  5. временными ресурсами.

Всякая организация независимо от ее назначения может описываться при помощи ряда параметров, из которых главные: цели организации, её организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Все организации обладают своей системой управления, также являющаяся предметом исследования.

Управление является процессом распределения и движения вышеперечисленных видов ресурсов в организации с заблаговременно заданной целью по заблаговременно выработанному стратегическому плану с постоянным контролем результатов работ.


Под системой управления следует понимать совокупность действий, которые определяют направление управленческой деятельности. Структурно процесс управления выражен на рисунке 1.

Рис. 1. Блок-схема понятия «управление»

Система управления должна отвечать современным рыночным условиям:

  • иметь высокую гибкость производства, дающая возможность быстрого изменения ассортимента изделий (услуг);
  • быть адекватной сложной технологии производства, которая требует абсолютно новых видов контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений.
  • учитывать изменение структуры издержек производства;
  • принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды[2].

Процесс управления устанавливает согласованные действия, обеспечивающие реализацию общей цели либо набора идей, которые стоят перед организацией. Для того, чтобы координировать действия, должен иметься специальный орган, который реализует функцию управления. В связи с этим во всех организациях выделяются управляемые части.

Часть деловой организации, которая реализует функции управления, включает в себя многие взаимодействующие звенья и является управляющей системой, которая обеспечивает в рамках организации исполнение ряда специфических функций. В данный момент один из основных принципов построения любых систем – иерархия. В новейшей теории организации иерархия используется, по большому счету, для того, чтобы отражать вертикальное подчинение между различными уровнями управление организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

Рис. 2. Взаимодействие управляющей и управляемой частей организации

Современный тип иерархии управления обладает множеством разновидностей. Их возможно условно поделить на 2 вида: бюрократический и органический тип структуры управления.