Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (1. Теоретические основы антимонопольного законодательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В эпоху широко распространенных капиталистических отношений становление и развитие в Российской Федерации рыночной экономики, несомненно, подразумевает гарантию со стороны государства и его исполнительных органов власти для многочисленных элементов, необходимых для нормального и эффективного функционирования рыночных отношений: многообразие форм собственности на средства производства, свободу предпринимательской деятельности, рыночное ценообразование. В этой связи невозможно представить себе практическую реализацию данных элементов рыночной экономической системы без эффективной и беспристрастной государственной антимонопольной политики, которая призвана ограничивать условия возникновения и функционирования монополий, а также способствовать защите конкурентного рынка.

Данные мероприятия антимонопольные государственные органы реализуют посредством целого комплекса административных, экономических и законодательных мер.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому в условиях рыночной экономики огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

Цель курсовой работы: исследовать эволюция антимонопольного законодательства в России и зарубежных странах.

Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:

- изучить понятие, сущность и виды монополии;

- рассмотреть необходимость и закономерности развития антимонопольного законодательства в России;


- изучить особенности монополизма и антимонопольное регулирование зарубежных стран.

- выявить проблемы и пути совершенствования антимонопольного законодательства в РФ.

При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и сравнение.

В данной работе использованы источники, где методично изложены основы естественных монополий такие как: Иохин В. Я. «Экономическая теория», Земляков Д. Н. «Конспект лекций по Микроэкономике»; также была использована периодическая литература: журналы «Общество и экономика», «Российское предпринимательство», «Экономист», «Финансовый менеджмент», «Банковское дело».

1. Теоретические основы антимонопольного законодательства

Одной из главных проблем российской экономики является формирование конкурентных рынков. Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции.

Это отдельные крупные предприятия или их объединения, которые производят значительное количество определенных товаров, благодаря чему доминируют на рынке и получают возможности влиять на процесс ценообразования, получая высокие прибыли.

Развитию монополий в настоящее время способствует ряд факторов: научно-техническая революция, межнациональный характер взаимодействия, усиление роли транснациональных корпораций, а также введение в сферу зависимости от монополий формально самостоятельных предприятий малого и среднего бизнеса через систему подконтрактов. Усиление централизации капитала, перераспределение собственности содействует структурным изменениям в экономике.

Под влиянием процессов монополизации произошли серьезные изменения в социальной и хозяйственной жизни общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, значительно больше негативных факторов, связанных с деятельностью монополий: образование монопольных цен, торможение научно-технического прогресса, деформация хозяйственных отношений и процессов. Таким образом, монополия препятствует созданию конкурентоспособного рынка.[28]

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.


Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).[27]

Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России является необходимым атрибутом структурных преобразований во всех сферах экономики страны. В настоящее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной.

Обеспечение благоприятной конкурентной среды является одним из условий развития экономики. Конституция РФ гарантирует свободу предпринимательской деятельности с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством. Одновременно с этим одним из основных принципов предпринимательской деятельности является государственное регулирование. В целях реализации названных гарантий и принципов применяется ряд нормативных правовых актов, составляющих определенную систему антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство принято и применятся практически во всех странах с рыночной моделью хозяйствования.


По своему уровню антимонопольное законодательство было и остается федеральным. Это связано с тем, что п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Если какой-либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, касающийся защиты конкуренции, противоречит федеральному Закону о защите конкуренции, то на основе положений ч. 5 ст. 76 Конституции РФ подлежит применению федеральный закон о защите конкуренции.

Антимонопольное законодательство призвано урегулировать отношения как между участниками предпринимательской деятельности, так и между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов, с другой стороны, на всей территории Российской Федерации.

В то же время, по мнению Е. П. Губина и П. Г. Лахно, под антимонопольным законодательством понимают совокупность нормативных правовых актов, направленных на ограничение экономического процесса монополизации экономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным) положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов и объединением субъектов предпринимательства, а также предупреждения и преследования монополистической деятельности

Что касается легального определения антимонопольного законодательства, то оно дано в ч.1 ст. 2 Закона о защите конкуренции, а именно: «антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона».[7]

Акты антимонопольного законодательства действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.

Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы главы 1 Конституции РФ. Поддержка конкуренции - наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Конституцию РФ не могут быть внесены изменения и дополнения.


Применительно к частноправовым отношениям указанный запрет конкретизирован в ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ, где не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением.

С точки зрения публичных интересов непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закрепленные в ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ. Они запрещают устанавливать на территории России юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы, пошлины, сборы и т. п.) для осуществления свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК РФ.

Анализ конституционных положений показывает, что Конституция РФ рассматривает поддержку конкуренции как обязательную деятельность государства и одновременно как гарантию реализации принципа свободы экономической деятельности в допускаемых законом границах.

Антимонопольное законодательство, основываясь на Конституции Российской Федерации, взаимодействует с другими нормативными актами.

Среди них важное место занимают акты гражданского законодательства (прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации). Дело в том, что антимонопольное и гражданское законодательство имеют схожий предмет регулирования:

1) отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

2) отношения с участием таких лиц.

Из этого вытекает возможность и необходимость их взаимодействия по самому широкому кругу юридических ситуаций. [2]

Другим важнейшим инструментом взаимодействия Закона о защите конкуренции им гражданского законодательства служат их общие понятия. В блок таких понятий входят традиционные категории гражданского права, содержащиеся в ГК РФ и используемые в настоящее время в Законе о защите конкуренции.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что антимонопольное законодательство России представляет собой сформировавшийся институт, который обеспечил достаточно широкую практику правоприменения. Одновременно с этим отечественное антимонопольное законодательство реформируется с учетом вовлечения России в мировые экономические процессы, в том числе вступлением в ВТО. Серьезное влияние на анализируемое законодательство оказывает антикоррупционное законодательство. Антимонопольное законодательство развивается в зависимости от предпринимательской активности, экономического прогресса, а также с учетом обобщения административной и судебной практики.