Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность кодирования информации
1.1. Основные определения кодирования. Алфавит кодирования
1.2 Кодирование информации с помощью систем счисления
Глава 2.Кодирование информации в системе обработки информации
2.1. Кодирование текстовой информации
2.2. Кодирование целых и действительных чисел
2.3. Кодирование графических данных
Несмотря на тривиальную очевидность такого подхода, простой механический переход на данную систему долгое время сдерживался из-за недостатков ресурсов средств вычислительной техники (в системе кодирования UNICODE все текстовые документы становятся автоматически вдвое длиннее). Но во второй половине 90-х годов технические средства достигли необходимого уровня обеспечения ресурсами, и сегодня мы наблюдаем постепенный перевод документов и программных средств на универсальную систему кодирования UNICODE.
2.2. Кодирование целых и действительных чисел
Естественным представлением целого неотрицательного числа является двоичная система счисления. Кодирование отрицательных чисел производится тремя наиболее употребительными способами, в каждом из которых крайний левый бит - знаковый. Отрицательному числу соответствует единичный бит, а положительному - нулевой.
1. Прямой код. Изменение знака производится просто, путем инверсии бита знака. Пусть 00001001 = 9, тогда 10001001 = -9. Если при сложении двух чисел в этом коде знаки совпадают, то трудностей нет. Если знаки различаются необходимо найти наибольшее число, вычесть из него меньшее, а результату присвоить знак наибольшего слагаемого.
2. Обратный код, инверсный или дополнительный "до 1". Изменение знака производится просто - инверсией всех бит: 00001001 = 9, а 11110110 = - 9. Сложение также выполняется просто, т.к. знаковые биты можно складывать. При переносе единицы из левого (старшего) бита, она должна складываться с правым (младшим). Например: 7 + (-5) = 2.
00000111 = 7
11111010 =-5 (инверсия 00000101 = 5)
1 00000001
1
00000010 = 2
Сложение в обратном коде происходит быстрее, т.к. не требуется принятие решения, как в предыдущем случае. Однако суммирование бита переноса требует дополнительных действий. Другим недостатком этого кода является представление нуля двумя способами, т.к. инверсия 0...00 равна 1...11 и сумма двух разных по знаку, но равных по значению чисел дает 1...11. Например: (00001001 = 9) + (11110110 = -9) = 11111111. Кстати, из этого примера понятно, почему код называется дополнительным "до 1". Этих недостатков лишен код, дополнительный до 2.
3. Дополнительный или дополнительный "до 2" код. Число с противоположным знаком находится инверсией исходного и добавлением к результату единицы. Например, найти код числа -9.
00001001 = 9 11110111 =-9
11110110 - инверсия 00001000 - инверсия
1 1
11110111 =-9 00001001 = 9
Проблемы двух нулей нет. +0 = 00000000, -0 = 11111111 + 1 = 00000000 (перенос из старшего бита не учитывается).Сложение производится по обычным для неотрицательных чисел правилам.
00001001 = 9
11110111 =-9
1 00000000
Из этого примера видно, что в каждом разряде двух равных по модулю чисел складываются две единицы, что и определило название способа. Этот метод применяется наиболее часто, и когда говорят о дополнительном коде, то имеется в виду дополнительный "до 2-х" код.
Примеры однобайтных целых чисел:
D7 |
D6 |
D5 |
D4 |
D3 |
D2 |
D1 |
D0 |
Целое двоичное без знака (256 чисел) |
S |
D6 |
D5 |
D4 |
D3 |
D2 |
D1 |
D0 |
Целое двоичное co знаком (от ‑27 до |
+(27‑1) |
||||||||
D3 |
D2 |
D1 |
D0 |
D3 |
D2 |
D1 |
D0 |
Десятичное двоично-кодированное |
старшая цифра |
младшая цифра |
(упакованный формат) |
Числа с плавающей точкой. Вещественные числа хранятся в показательной форме, т.е. в виде двух составляющих: мантиссы и порядка. Различия в способах такого представления чисел заключаются в количестве байтов, отводимых под порядок и мантиссу и небольших отличиях в форме их хранения. Например в четырехбайтовом формате под мантиссу отводится 3 байта и один байт для хранения порядка (КВ - короткий вещественный формат):
Пример одного из вариантов формата:
байт 3 |
байт 2 |
байт 1 |
байт 0 |
|||||||||||||||||||||||||||||
s |
s |
|||||||||||||||||||||||||||||||
порядок |
мантисса (от 2-1 до 1) |
Старший разряд старшего байта хранит знак мантиссы, следующий за ним - знак порядка.
В другом варианте знак мантиссы может храниться в старшем разряде байта 2, а сам порядок храниться в "смещенной" форме, в виде числа Е‑127.
Тогда представление числа D: D = ±M * 2^(E-127), где мантисса, Е – смещенный порядок, хранящийся в старшем байте. При этом может быть принято соглашение о неявном присутствии единицы слева от десятичной точки, так что мантисса будет принимать значения от 1 до 2. Соответственно в зависимости от вариаций формата будут слегка отличаться и диапазоны представления чисел. Так, в последнем варианте, где у нормализованной мантиссы первая значащая цифра (единица) мысленно находится слева от запятой, а справа располагаются 23 разряда - 1,xx..xx, Mmax = 1,111..11 = 1 +1/2 +1/4+ 1/8 +...= 2, а Mmin= 1,000..00 = 1 для положительных чисел (SM=0) и -1 и -2 для отрицательных, (SM=1). Порядок числа Emax = 11111110 = 254, а Emin = 00000001 = 1. Теперь можно определить диапазон представления положительных чисел от +Dmax = Mmax * 2(254-127) = 3,4 * 1038 до +Dmin = Mmin * 2(1-127) = 1,17 * 10-38. Точность определяется числом достоверных десятичных цифр. При 23 двоичных разрядах мантиссы 223 примерно равно 107, т.е. достоверными являются только 6-7 значащих десятичных знаков, а не 38. Необходимо отметить, что значения порядка 11111111 и 00000000 по международным стандартам IEEE 754 и IEEE 854 предназначены для кодирования денормализованных чисел, отрицательной и положительной бесконечностей, неопределенности и так называемых "Не-чисел" [7, c.89].
Целые числа кодируются двоичным кодом достаточно просто - необходимо взять целое число и делить его пополам до тех пор, пока частное не будет равно единице. Совокупность остатков от каждого деления, записанная справа налево вместе с последним частным, и образует двоичный аналог десятичного числа.
Для кодирования целых чисел от 0 до 255 достаточно иметь 8 разрядов двоичного кода (8 бит). 16 бит позволяют закодировать целые числа от 0 до 65535, а 24 – уже более 16,5 миллионов различных значений.
Для кодирования действительных чисел используют 80-разрядное кодирование. При этом число предварительно преобразовывают в нормализованную форму:
3,1414926 = 0,31415926 101
300 000 = 0,3 106
Первая часть числа называется мантиссой, а вторая – характеристикой. Большую часть из 80 бит отводят для хранения мантиссы (вместе со знаком) и некоторое фиксированное количество разрядов отводят для хранения характеристики.
2.3. Кодирование графических данных
Телевизионный способ представления видеоинформации во многом повлиял на формирование принципов представления графической информации в компьютере. Одной из основополагающих идей телевидения является создание изображения на базе системы точек, «обегаемых» по очереди, например, электронным лучом. Подобную систему точек принято называть растром. Посмотрев через лупу на экран телевизора или на фотографию, вы увидите множество точек различных цветов, составляющих растр (см. рис. 1.1).
Рис. 2.2. Растровое изображение под увеличением
Поскольку линейные координаты и индивидуальные свойства каждой точки (яркость) можно выразить с помощью целых чисел, то можно сказать, что растровое кодирование позволяет использовать двоичный код для представления графических данных. Закодировав каждый цвет каким-нибудь числом, можно представить изображение в виде последовательности чисел. Для чёрно-белого изображения на каждую точку будет достаточно одного бита: белый цвет будет обозначаться единицей, а чёрный — нулём, как показано на рисунке 1.2.
Рис. 2.3. Цифровое представление чёрно-белого изображения
Общепринятым на сегодняшний день считается представление чёрно-белых иллюстраций в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета, и, таким образом, для кодирования яркости любой точки обычно достаточно восьмиразрядного двоичного числа.
Когда изображение включает оттенки серого цвета, требуется кодировать каждый оттенок цвета. Очевидно, что чем больше число оттенков, тем большее количество битов необходимо на каждую точку изображения. Справедлива общая формула
N = 2i,
где N есть число цветов, а i — необходимое количество битов информации [19, c. 27].
Например, для кодирования 256 градаций серого потребуется 8 битов, то есть 1 байт. В этом случае 0 будет означать чёрный цвет, 255 — белый, а числа от 1 до 254 — серые цвета различной яркости.
Цветные изображения кодируются сложнее. Часто при кодировании цвета используют трёхбайтовое кодирование, когда каждый байт представляет собой интенсивность одного из трёх базовых цветов — красного, зелёного и синего. Это связано с природной цветовой чувствительностью глаза человека. Практически любой цвет, воспринимаемый глазом, можно получить, смешивая три этих базовых цвета. Например, пурпурный цвет получается от смешения красного и синего, а жёлтый — от смешения красного и зелёного. Меняя пропорции, можно получить различные оттенки. Если смешать все три базовых цвета в одинаковой пропорции, то получится серый цвет. Такой способ кодирования цвета называется RGB (Red, Green, Blue).
Если яркость каждого из базовых цветов кодировать числом от 0 до 255, то потребуется 3 байта (то есть 24 бита) на каждую точку. В этом случае белый цвет будет кодироваться тремя числами (255,255, 255), чёрный — (0, 0, 0). Коды (255, 255, 200) будут обозначать блёкло-жёлтый цвет, а (100, 0, 100) — тёмно-фиолетовый.
Режим представления цветной графики с использованием 24 двоичных разрядов называется полноцветным (True Color).
Каждому из основных цветов можно поставить в соответствие дополнительный цвет, т.е. цвет, дополняющий основной цвет до белого. Нетрудно заметить, что для любого из основных цветов дополнительным будет цвет, образованный суммой пары остальных основных цветов. Соответственно дополнительными цветами являются: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и жёлтый (Yellow). Принцип декомпозиции произвольного цвета на составляющие компоненты можно применять не только для основных цветов, но и для дополнительных, т.е. любой цвет можно представить в виде суммы голубой, пурпурной и жёлтой составляющей. Такой метод кодирования цвета принят в полиграфии, но в полиграфии используется ещё и четвёртая краска – чёрная (Black). Поэтому данная система кодирования обозначается четырьмя буквами CMYK (чёрный цвет обозначается буквой К, потому, что буква В уже занята синим цветом), и для представления цветной графики в этой системе надо иметь 32 двоичных разряда. Такой режим также называется полноцветным.
Если уменьшить количество двоичных разрядов, используемых для кодирования цвета каждой точки, то можно сократить объём данных, но при этом диапазон кодируемых цветов заметно сокращается. Кодирование цветной графики 16-разрядными двоичными числами называется режимом High Color.
Отдельный элемент графического изображения имеет широко распространённое название — пиксель (от англ. picture element — элемент изображения). Чем гуще сетка пикселей на мониторе, тем лучше качество изображения. Размер графической сетки обычно представляется в форме произведения числа точек в горизонтальной строке на число строк: MxN. Мы можем настраивать режим работы монитора, например: 800x600 или 1024x768 пикселей.
По существу, кодирование цветов отдельных пикселей аналогично кодированию символов текста. Таблица нумерации цветов есть своеобразный алфавит, пользуясь которым, компьютер записывает графическую информацию. В итоге, как и в случае с текстом, получается последовательность целых чисел, которая стандартным образом сохраняется в памяти.
С практической точки зрения очень важно понимать, что количество используемых на рисунке цветов существенным образом сказывается на размере графического файла. Для записи чёрно-белого изображения, имеющего 100 точек по вертикали и 100 точек по горизонтали, потребуется 100x100 = 10000 битов (1250 байтов). Изображение такого же размера, но использующее 256 градаций серого цвета, потребует 100 х 100 х 8 = 80 000 битов (10000 байтов). Изображение, использующее 24-битный код, потребует:
100x100x24 = 240 000 битов (30 000 байтов).
2.4. Кодирование звуковой информации
Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, причем ее значения изменяются непрерывно. При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений, причем ее величина изменяется скачкообразно. Примером аналогового представления графической информации может служить, скажем, живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно, а дискретного — изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета. Примером аналогового хранения звуковой информации является виниловая пластинка (звуковая дорожка изменяет свою форму непрерывно), а дискретного — аудиокомпакт-диск (звуковая дорожка которого содержит участки с различной отражающей способностью). Звуковая информация из аналоговой формы в дискретную преобразуется путем дискретизации, т.е. разбиения непрерывного (аналогового) звукового сигнала на отдельные элементы. В процессе дискретизации производится кодирование, т. е. присвоение каждому элементу конкретного значения в форме кода.