Файл: Основы принятия управленческих решений (Применение метода Дельфи на предприятие ООО «Цветочный регион»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы реализации основных этапов принятия управленческого решения
1.1 Основные принципы принятия управленческих решений. Этапы процесса принятия решений
1.2 Процесс принятия управленческих решений. Среда принятия решений
1.3 Модели и методы принятия управленческих решений. Обзор модели науки управления
Глава 2 Теоретические основы метода Дельфи
Глава 3 Принятие управленческих решение методом «Дельфи» на ООО «Цветочный регион»
3.1 Характеристика предприятия ООО «Цветочный регион»
3.2 Применение метода Дельфи на предприятие ООО «Цветочный регион»
Глава 2 Теоретические основы метода Дельфи
2.1 Сущность метода
Метод Дельфи относится к методам групповых экспертных оценок и используется для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база. Он разработан в США и впервые применен в 1964 году сотрудниками научно – исследовательской корпорации РЭНД О. Хелмером и Т. Гордоном.
Метод Дельфи представляет собой многоуровневую процедуру анкетирования экспертов различных областей науки и техники, работающих инкогнито по отношению друг к другу, с целью формирования информации, отражающей индивидуальные оценки экспертов, которые могут быть основаны как на логическом анализе, так и на интуитивном опыте. В каждой из используемых в серии анкет содержатся информация и мнения, полученные из предыдущего анкетирования.
В основе анкетирования при использовании метода Дельфи лежат следующие принципы сбора и обработки информации об объекте:
1) вопросы в анкетах подбираются таким образом, чтобы им можно было дать количественную оценку;
2) опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых ответы уточняются;
3) все эксперты знакомятся с результатами предыдущего опроса;
4) эксперты обосновывают оценки и мнения, отличающиеся от мнения большинства.
Итоговый результат метода Дельфи заключается в выявлении преобладающего суждения специалистов, по какому – либо вопросу, с учетом мнения своих коллег. Тем не менее, при проведении опроса сохраняется анонимность ответов экспертов по отношению друг к другу. Это исключает влияние конформизма, т.е. подавления мнений за счет «веса» научного авторитета или должностного положения одних экспертов по отношению к другим.
Процедура опроса с сообщением результатов обработки после каждого тура обеспечивает лучшее согласование мнений экспертов. Пересмотр и возможность изменения своих прежних оценок на основе соображений других экспертов стимулируют опрашиваемых учитывать факторы, которые вначале они игнорировали как несущественные.
Необходимость аргументации или корректировки своих оценок экспертами не означает, что цель экспертизы состоит в достижении полной согласованности мнений экспертов. Конечным результатом может оказаться выявление двух или более групп мнений, отражающих принадлежность экспертов к различным научным школам, ведомствам или категориям лиц. Однако даже такой результат является полезным, так как позволяет выявить наличие разных точек зрения на существующую проблему.
В процессе обработки суждений экспертов используются понятия медианы и моды.
Медиана – это такое значение интересующего организаторов экспертизы фактора, которым обладает центральный член ряда, составленного в порядке возрастания значений признака.
Медиана вычисляется по формуле:
Ме (Т) = ТМе + ((N - SМе-1) / fМе) i, (1.1)
где ТМе – нижняя граница интервала, в котором лежит медиана;
N – порядковый номер члена ряда, на котором лежит медиана;
SМе-1 – сумма частот ответов экспертов во всех интервалах, предшествующих медианному;
fМе – частота ответа экспертов медианного интервала;
i – величина интервала отсчета прогнозируемого признака.
Мода – наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака:
Мо (Т) = ТМо + ((fМо - fМо-1) / (2fМо – fМо-1 + fМо+1)) j, (1.2)
где ТМо – нижняя граница интервала ответов экспертов, в котором находится мода;
fМо – номер эксперта (частота), соответствующий этому интервалу;
fМо-1 – номер последнего эксперта (частота), соответствующий интервалу ответов, пред шествующему «модовому» интервалу;
fМо+1 – номер первого эксперта (частота), соответствующий интервалу ответов, следующему за «модовым»;
j – величина интервалов ответов экспертов.
2.2 Реализация метода
Метод идеи Дельфи используется в рамках метода прогнозирования для нахождения идей. При этом процесс реализации метода идеи Дельфи осуществляется следующим образом (см. рис.2).
1) от 5 до 20 экспертов просят представить им письменные предложения по решению какой – либо заранее определенной проблемы, причем не зависимо друг от друга. В зависимости от типа и трудности проблемы по количеству желаемых предложений может быть выработана определенная директива.
2) для выработки и отправки предложений устанавливается временное ограничение – приблизительно 14 дней.
3) после получения всех ответов, содержащиеся в них предложения, суммируют, а повторяющиеся отсеивают (I этап).
4) на II этапе этот список рассылают всем участникам опроса с просьбой посмотреть еще раз имеющиеся предложения, разработать новые идеи или сделать дополнения к уже существующим предложениям по решению проблемы. Этот этап работы также ограничен по времени, а в случае необходимости, возможно, его повторение.
5) на III этапе может быть задан, простой оценочный ключ, с помощью которого опрошенные эксперты должны оценить поступившие предложения по
Подготовка
Подготовка письменной формулировки проблемы для экспертов ведущим руководителем |
к письменной
формулировки
проблемы и
направление
просьбы экспертам
(до 30 дней)
Направление экспертам в письменном виде проблемы с просьбой представить письменные предложения по ее решению (в течение 14 дней) |
Подготовка экспертами предположений по решению проблемы и направление их ведущему руководителю |
I этап. Рассмотрение и
суммирование первичных
Рассмотрение ведущим руководителем поступивших предложений экспертов и суммирование предложений |
предложений (7 дней)
Направление экспертам суммированных предложений с просьбой их вторичного рассмотрения и расширения предложений по решению проблемы |
II этап. Разработка
дополнительных
предложений
экспертами (10-20 дней)
Подготовка экспертами дополнительных предложений, идей для решения проблемы |
Вторичное рассмотрение дополнительных предложений ведущим руководителем |
III этап.
Принятие руководителем решения о прекращении разработки идей и предложений или проведении очередного этапа |
Оценка
экспертами поступивших предложений
В случае прекращения разработки предложений разрабатываются критерии для оценки экспертами поступивших предложений |
Рисунок 2 - Модель организации прогнозирования методом идеи Дельфи
различным критериям (например, по ожидаемому обороту, смете расходов). Этот оценочный этап представляется целесообразным и ценным с практической точки зрения, поскольку поставщики проблемы получают предварительную выборку предложений по решению проблемы, которые можно в последующем представить на обсуждение.
Глава 3 Принятие управленческих решение методом «Дельфи» на ООО «Цветочный регион»
3.1 Характеристика предприятия ООО «Цветочный регион»
Предприятие ООО «Цветочный регион» расположен по адресу Вологодская область, город Вологда, пер. Ершовский, д. 10а.
Сущность этого бизнеса состоит в предоставлении товаров и услуг с целью расширения клиентской базы, а также сделать цветы общедоступными для разных слоев населения, достичь высочайшего уровня удовлетворения потребности населения, достичь популярности и узнаваемости бренда компании.
Основные виды деятельности предприятия: выращивание, переработка и сбыт срезанных, комнатных цветов, декоративных деревьев, кустарников, рассад, рулонного газона и т.д.
За годы существования ООО «Цветочный регион» значительно расширил ассортимент выращиваемой продукции. Сейчас предприятие имеет более 30 сортов роз, которые выращиваются на территории 4 га. Также в наличие имеются различные сорта гербер, которые располагаются на участке, размером 2 га.
Основным направлением производства является выращивание рассады цветочной продукции, а именно рассады клумбовых и балконных однолетников: тагетис, колеус, сальвия, агератум, сенеция, петуния многоцветковая, дахлия, костус, газания, целозия, лобелия, лобулария, бегония семперфлоренс, бегония тубергибрида, виола, мимулюс, пеларгония, пенстемон.
Предприятие выращивает и реализует комнатные растения, такие как: бегония «Элатиор»; драцена; сингониум; фикус; шефлера; юкка; диффенбахия; замиокулькас; кротон; пахира.
На базе предприятия ежегодно проводятся всевозможные выставки, ярмарки, карнавалы цветочной моды, мастер – классы известных флористов – профессионалов как российских, так и зарубежных. Все это, а также введение новых спектров услуг таких как – оформление залов, оформление офисов, ландшафтный дизайн сада, оформление свадебных и торжественных букетов и т.д. дает возможность работать с людьми высшего и среднего социального уровня. Одной из составляющих задачи улучшения качества жизни населения является развитие интереса к цветам, к прекрасному, нравственное воспитание, культурное общение людей между собой, что позволяет увеличить потребительскую способность, которая несет за собой увеличение дохода.
Стратегия корпоративного имиджа.
Изучение потребностей общественности, и их удовлетворения в предоставлении качественных товаров и услуг. Стратегия рассчитана на публичную политику, постоянно добровольно вносит вклад в жизнь общества, что подкупает, вызывает нейтральную доброжелательность.
Стратегическая цель.
Доверие – налаживание и поддержания диалога между организацией и ее окружающей средой на основе осознанности.
Предпосылки развития доверия:
1. Общественность понимает причинно – следственную связь между сферой деятельности предприятия и качеством своей жизни, включающем духовные, ментальные и социальные аспекты.
А) Ментальный аспект.
Работая на этом предприятии, ощущается, что сотрудники этой фирмы действительно являются профессионалами в своей области. Они обучают, делятся своими навыками, опытом.
Б) Социальный аспект.
Приобретая товары и пользуясь услугами этого предприятия – престижно, так как оно зарекомендовало себя быстротой и качеством обслуживания среди населения.
В) Духовный аспект.
Интерес и любовь к цветам несет за собой развитие нравственного воспитания, культурного общения, как взрослых, так и детей.
Выбор сегмента целевого рынка.
Потребитель: оптовый и индивидуальный.
1. Оптовый (50%) (крупные предприятия, организации, компании, фирмы и т.д.) - покупают в большом количестве, особо не придерживаются мировых брендов. Ценят качество, результат, быстроту выполнения. Предпочтение в рекламе – презентации, ярмарки, выставки – дорого выполненная, необычная, яркая, остроумная.
2. Индивидуальный (50%) (это общественность) – делятся на средний и высший класс.
А) Средний класс (35%) – люди среднего достатка, небольших потребностей, настороженное отношение к новому. Покупают в малом количестве, не особо ценят качество и результат. Предпочтение к рекламе – высокая критичность в рекламе;
Б) Высший класс (15%) – люди высокого достатка, могут позволить себе покупать практически все, для них очень важны деньги и то, на что они их потратят. Следят за развитием цветочной моды, придерживаются мировых брендов. Предпочтение отдают новому, необычному. Ценят качество, результат, быстроту выполнения. Предпочтения в рекламе – дороговыполненная, необычная, остроумная.
3.2 Применение метода Дельфи на предприятие ООО «Цветочный регион»
Перед руководством предприятия стоит задача установить возможность появления новых источников сырья, которые способны вытеснить продукцию, производимую в данной отрасли, а также срок возникновения данного события.