Файл: Исследование и диагностика конфликта (ГЛАВА 1 Проблема типологии и дефиниции конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Границы конфликта. «Границы социальных конфликтов – это пространственные и временные характеристики, относительно которых возможно употребление понятия «граница» и в рамках которых существует конфликт…»[26]. «Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт»[27]. «Временные границы - это продолжительность конфликта, его начало, и конец»[28]. Начало конфликта определяется объективными внешними актами поведения оппонентов, направленными друг против друга. При этом необходимо, чтобы оба оппонента осознавали эту направленность и взаимно противодействовали её актам. Окончание конфликта может быть связано с примирением сторон, выхода одной из сторон из конфликта, вмешательством третьей стороны.

Системный аспект. Конфликт происходит в определенной системе: семья, группа и т. п. При этом конфликт между сторонами, которые входят в одну и ту же систему, может быть как частным и ограниченным, так и глубоким и обширным.

1.4 Динамика развития конфликта

«Динамика конфликта зависит от характеристики участников и внешних обстоятельств, в которых разворачивается конфликт, и определяется изменениями, характеризующими те или иные стороны конфликта»[29]. Всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, который нередко является довольно длительным. М. С. Вершинин выделяет три основные стадии конфликта: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта[30]. В. П. Ратников и др. выделяют следующие стадии конфликта[31]: - скрытую, или латентную; - стадию открытого конфликта; - стадию разрешения конфликта.

Основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины, и главные участники (основная база предпосылок для конфликтных действий) возникает на скрытой (латентной) стадии конфликта. На этой стадии могут предприниматься попытки разрешить конфликт мирным путём. Если примирение не произошло, конфликт переходит в открытую стадию. Признаком перехода скрытой стадии конфликта в открытую является конфликтное поведение сторон – выраженные вовне действия противоборствующих сторон. Другие признаки - расширение числа участников; нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта. Для характеристики всей совокупности действий участников конфликта на открытой стадии существует термин эскалация - интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга. «Возрастание лояльности и приверженности групповым целям, отказ от каких-либо уступок, стремление принудить соперника, ощущение нарастания тревоги и кризиса, - все это показатели эскалации»[32]. «Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но ещё не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившая конфликтное поведение… Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации…»[33].


1.5 Психология конфликта

Конфликты возникают в результате столкновения противоречий между отдельными людьми, группами и социальными структурами. Специалисты различают два типа конфликтов: антагонистические, то есть непримиримые и агонистические (примиримые). Агонистический конфликт, если упущены возможности его разрешения, переводится в разряд хронического и даже антагонистического. Конфликты бывают реальными и мнимыми (имитированными). «Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально конфликтной форме. Возможное при этом «сужение сознания» подавляет в индивидах чувство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта, а победа над оппонентом часто оказывается «пирровой победой»[34]. В конфликтах между индивидами и малыми группами происходит противостояние интересов, реализуемое в поведении противоборствующих сторон. В конфликтах между большими группами сталкиваются настроения, и общественное мнение. Конфликты могут быть реальными и нереальными. Нередко возникают ситуации ложного конфликта - конфликтные отношения из-за мнимых противоречий. Стороны - участники конфликта находятся в ситуации выбора, происходящего в состоянии крайнего психического напряжения. Неконструктивные острые конфликты сопровождаются психологическим подавлением и дискредитацией оппонента. Дальнейшее обострение конфликта сопровождается углублением проблемной ситуации, нарастанием эмоциональной напряженности.

Среди участвующих в конфликте индивидов различаются три поведенческие типа: деструктивный, конформный и конструктивный. Деструктивный - во имя достижения цели идёт на постоянное углубление конфликта, невосприимчив к поведению оппонентов. Конформный - склонен к безоговорочным уступкам, побуждает противоположную сторону к наращиванию агрессивного поведения. Конструктивный - старается снять конфликт путем нахождения взаимоприемлемых решений.

Вывод по главе 1:

Таким образом, конфликт – это противостояние, противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Классификация конфликта имеет важное значение для сравнительного изучения существенных признаков конфликтов, их связей, функций, отношений. Концептуальное решение проблемы о дефиниции и классификации конфликтов имеет важное методологическое значение, так как будет напрямую влиять на исследовательскую практику. От разного решения данной проблемы анализ причин, процессов и последствий конфликта, определения его структуры будет иметь различное содержание.


ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА

В социальной психологии при исследовании конфликта наиболее популярными и разработанными являются подходы, связанные с когнитивной ориентацией: теория равновесия, когнитивного диссонанса и т.п. В исследовании основной акцент делается на социальной перцепции и согласованности-рассоглассованности когнитивных структур личности (представлений, установок, мотивов). Важная проблема исследования и изучения конфликта - логика взаимосвязи теории, эксперимента и практики. Нарушение их оптимального соотношения приводит к снижению результативности работы исследователя. «Эмпирическая база исследования является фундаментом, от качества которого зависит устойчивость теоретических обобщений к серьёзным испытаниям практикой»[35]. Практическая ценность обобщений и рекомендаций, полученных на солидной эмпирической базе, гораздо выше выводов, сделанных лишь на основе личного опыта исследователя, дополненного небольшим количеством эмпирических данных и информацией. Практика имеет особое место в процессе исследования, так как служит критерием истинности полученных знаний, и конечным результатом исследования и познания.

«В исследовании социального конфликта на разных уровнях применяется весь арсенал методов социальной психологии – от лабораторного эксперимента до полевых исследований»[36]. При исследовании и диагностике конфликтов, в зависимости от того, что именно анализируется - сам конфликтный процесс или условия, дающие систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях традиционно используется ряд методов, в числе которых можно выделить такие методы, как наблюдение, социометрию, изучение документов, опрос, эксперимент, системно-ситуационный анализ, математическое моделирование, а также личностные тесты.

Качество исследования конфликта определяется качеством его программы. «Программа изучения конфликтного взаимодействия – изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций проверки гипотез»[37]. Программа изучения конфликтного взаимодействия по В. А. Ядову включает следующие этапы: обоснование и формулировка проблемы анализа, определение объекта и предмета исследования, определение цели изучения, логический анализ основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, определение задач исследования конфликтов, составление принципиального (стратегического плана исследования, набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.


2.1 Принципы исследования и диагностики конфликтов

Анцупов А.Я. и Баклановский С.В. в своей работе указывают, что для обеспечения результативности исследования конфликтов важно и необходимо использовать общенаучные принципы их изучения. Далее авторы приводят эти принципы[38].

Общенаучные принципы исследования конфликтов: принцип развития (требует выявления тенденции эволюции конфликта – постепенное, длительное, непрерывное развитие конфликта от одних форм к другим); принцип всеобщей связи ориентирует на то, что при исследовании конфликта нельзя ограничиваться рассмотрением его отдельных элементов, а стремиться исследовать максимальное количество существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами; принцип соблюдения законов диалектики требует учета основных законов диалектики и её парных категорий (закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов, закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, а также ориентирует на поиск закономерностей, закон отрицания отрицания помогает прогнозировать развитие конфликта – от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому, парные категории диалектики, такие как материальное и идеальное, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, форма и содержание, причина и следствие и др. позволяют определить общий подход к исследованию конфликтов и дать общую оценку правильности получения выводов исследования); принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики раскрывает диалектику знания к истине и определяющую роль практики в познавательном процессе; принцип системного подхода ориентирует исследователя на поиск причин как позитивных, так и негативных тенденций в развитии конфликта; принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость в процессе изучения конфликтов учёта всех конкретных условий их развития; принцип объективности требует минимизировать влияние субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Методологические принципы исследования конфликтов[39]: принцип междисциплинарности ориентирует исследователя на максимально широкое изучение конфликта, поскольку он явление междисциплинарное; принцип преемственности требует от исследователя максимально полного знания исследователем всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет; принцип эволюционизма ориентирует исследователя на учёт основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов; принцип личностного подхода формулируется как необходимость выявления и учёта конкретных личностных особенностей конкретных людей, которые выступают центральным звеном конфликта всех без исключения уровней; принцип поиска скрытого содержания конфликтов ориентируется на изучение не только открытой и доступной и информации, но и скрытых, глубинных причин конфликта. При исследовании конфликта необходимо также находить глубинные механизмы конфликта в целом. Важной проблемой исследования конфликта является логика взаимодействия теории, эксперимента и практики.


2.2 Диагностика конфликта

«Диагностика конфликта – знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаимодействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны»[40]. «Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т. д.; б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы (объективный и субъективный); г) измерение интенсивности; д) определение сферы распространённости»[41]. В каждом из вышеуказанных элементов предполагается объективное понимание, оценка и учёт всех основных переменных конфликта (содержание противоборства, состояние участников конфликта, целей и тактики действий участников конфликта, а также возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах как состояние и процесс. «Конечная цель диагностики конфликтов - получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов» [42].

Действия конфликтантов как диагностический признак конфликта. Это в «Действия, характеризующихся как враждебные и провоцирующие конфликт». К ним относятся «Создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений данной стороны. Невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств…. Нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации» противоположной стороны и т.п.[43].

2.3. Исследование конфликта

При исследовании конфликта используют три уровня исследований: эмпирический, теоретический и методологический.

2.3.1Анализ и изучение документов

Анализ и изучение документовисследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте»[44]. Данный метод является разновидностью способов анализа человеческой деятельности и предполагает изучение информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на компьютерном диске, на фото- или киноленте и т. п. для ретроспективного анализа конфликтов[45]. О конфликтующих группах и отдельных людях можно узнать в многочисленных источниках, таких, как документы (договоры между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки), архивные или статистические источники, доклады и т. п. в зависимости от ситуации. Анализ содержания документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для углубленного анализа проблемы. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого из вышеуказанных методов лежат механизмы процесса понимания текста исследователем, т. е. интерпретации им той информации, которая содержится в исследуемом документе. Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение, поскольку при исследовании документов обычно встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. В этом случае применяется методика их изучения, которая называется контент-анализом. Дословно данный термин означает анализ содержания. «Контент-анаолиз – метод выявления психологических особенностей текста (других носителей информации), в котором выделяются смысловые единицы и осуществляется замер частоты их повторения. На этой основе делаются вывод о личностной направленности» [46]. По полученным количественным характеристикам текста делаются выводы о качественном, в том числе латентном, скрытом содержании документов. В контент-анализе широкое применение находит применение компьютеров в обработке данных. При применении данной методики удается найти и подсчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание. В то же время следует учитывать тот факт, что результаты, полученные в ходе анализа, могут носить неполный, фрагментарный характер или же выражать интересы одной из конфликтующих сторон.