Файл: Планирование товарного ассортимента торгового предприятия..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Значение изучения покупательского спроса на современном этапе развития рынка

1.1. Классификация рынков

1.2. Виды рыночного спроса

Глава 2. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия.

2.1. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

2.2. Структура ассортимента

2.3. План маркетинга, как итоговый документ по планированию ассортимента

2.4 Факторы, влияющие на процесс планирования ассортимента.

2.5 Система планирования с использованием элементов маркетинга.

2.6 Этапы планирования товарного ассортимента

Глава 3. Анализ формирования торгового ассортимента на примере ООО «Хозтовары-НН»

3.1. Краткая характеристика предприятия

3.2. Анализ ассортиментной политики ООО «Хозтовары-НН»

3.3. Изучение покупательского спроса

3.4. Конкурентоспособность торгового ассортимента ООО «Хозтовары-НН»

Заключение

Список литературы

Итоговым документом по планированию ассортимента на предприятии является производственная программа.

Коррекция производственной программы осуществляется в результате изменений договоров с торговлей, которые на протяжении года нестабильны.

Планирование продукции в маркетинге предполагает систематическую подготовку и принятие решений по всем направлениям производственно-сбытовой деятельности предприятия, включая процессы формирования спроса, создание маркировки и упаковки.

Планирование ассортимента предполагает определение номенклатуры или структуры ассортимента (что производить), объёмов выпуска продукции по различным ассортиментным группам и моделям (сколько производить). Времени производства и выхода с товаром на рынок (когда производить и когда продавать), уровня цены на продукции, особенности и потребительские свойства товаров для различных групп потребителей и др.

Итоговым документом по планированию ассортимента в маркетинге является производственно-сбытовая программа или план маркетинга.

2.4 Факторы, влияющие на процесс планирования ассортимента.

Факторы, влияющие на процесс планирования ассортимента, разделяются на внешние и внутренние.

К внешним относится:

Состояние рынка и перспектив его развития.

  • Объём и структура спроса населения.
  • Объём и структура потребностей.
  • Требования покупателей, потребительские оценки и предпочтения.
  • Наличие изделий-аналогов, производимых конкурентами.
  • Тенденции моды и их динамика.
  • Уровень и механизм регулирования цен.
  • Тенденции научно-технического прогресса.
  • Стадия жизненного цикла товара.

Внутренние факторы:

  • Производственная мощность предприятия, применяемое оборудование, технология, степень автоматизации производственных процессов.
  • Наличие сырья, фурнитуры и комплектующих изделий.
  • Финансовое положение и кадровые возможности2.

В результате исследования рынка предприятие получает информацию, позволяющую выявить из общего числа потребителей определенные группы (потребительские сегменты), которые предъявляют однородные требования к рассматриваемому ассортименту товаров, торговому обслуживанию, рекламе и сориентировать производство на выпуск изделий для выбранных групп потребителей. Выделенный потребительский сегмент рынка должен отвечать следующим условиям:


  • Быть в данный момент и в перспективе достаточно ёмким.
  • Предоставлять возможности дальнейшего роста объёмов реализации продукции.
  • Не быть объектом коммерческой деятельности конкурентов.
  • Характеризоваться некоторыми неудовлетворенными потребностями.

2.5 Система планирования с использованием элементов маркетинга.

Принципиальное отличие процесса планирования в маркетинге состоит в том, что он непрерывен, динамичен и ориентирован на оперативный учёт и изменение рыночной ситуации, а те ограничения, которые сложились в практике директированного государственного регулирования не являются необходимыми исходными данными.

Переход к системе планирования с использованием элементов маркетинга возможен при выполнении следующих условий1:

  • максимальном снятие вышеуказанных ограничений (лимитов, заказов торговли, госзаказа и т. д.);
  • при переходе на рыночные принципы взаимоотношений с партнёрами и поставщиками сырья, материалов, оборудования и др.

Цена изделия всегда была одним из важнейших факторов, определяющих выбор покупателя и прибыль производителя.

Предприятию необходимо иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары.

Цена изделия зависит от множества факторов, в том числе от:

  • цели предприятия, которую оно преследует достичь с помощью товара на конкретном рынке;
  • уровень спроса на товар на конкретном рынке;
  • уровня издержек на его производство;
  • товарного предложения конкурентов (цен и качество товаров-аналогов) и т. д.

В обобщённом виде можно представить основные факторы, которыми следует руководствоваться при назначении цены на товар следующим образом:

Taблица 2

Основные факторы, которыми следует руководствоваться при назначении цены на товар

Слишком низкая цена

Возможная цена

Слишком высокая цена

Получение прибыли по этой цене невозможно

  • Себестоимость продукции;
  • Цены конкурентов и цены товаров заменителей;
  • Уникальные достоинства товара.

Формирование спроса при этой цене невозможно


2.6 Этапы планирования товарного ассортимента

Первый этап состоит из 7 основных пунктов и имеет целью выяснить настоящее состояние товарного ассортимента фирмы и ее возможности в области использования внутренних ресурсов для улучшения структуры товарного ассортимента.

1. Ревизия товарного ассортимента:

  • анализ показателей сбыта, валовой и чистой прибыли по каждому товару отдельно, расчет доли рынка различных товаров;
  • исследование отношения клиентов к различным товарам.

2. Анализ производственных мощностей, технологии и имеющихся материальных ресурсов;

3. Оценка эффективности НИОКР;

4. Исследование и анализ системы технического обслуживания;

5. Анализ организации и деятельности службы сбыта;

6. Анализ финансовых ресурсов;

7. Анализ кадровой политики.

Второй этап редполагает организацию товарного планирования и создание новых товаров. Состоит из 7 основных элементов:

    1. Компании, занимающиеся разработкой новых товаров имеют в своем составе исследовательский отдел или центр, и группу административного управления, занимающуюся проблемами НИОКР, технического обслуживания, исследований рынка и организации сбыта, а также отдел товарного планирования. На различных этапах к участию в работе так или иначе привлекаются все функциональные подразделения компании, причем некоторые из них - на протяжении всего процесса1.
    2. Поиск идеи нового товара.
    3. Оценка идей и выбор наилучшей.
    4. Исследование потребительских свойств нового товара.
    5. Изучение особенностей процесса производства.
    6. Организация опытного производства и пробного сбыта (коммерциализация).
    7. Переход к серийному производству и осуществление комплексной программы маркетинга.

Прекращение производства товаров.

Всегда болезненным является процесс по снятию с производства устарелых или неудачных товаров. Этот процесс необходим, поскольку «неудачники» могут тормозить процесс развития производства в целом и отнимать много времени и средств у компании, которые никогда не окупятся. Снятие конкретного товара с производства необходимо осуществлять по следующей схеме:

1. Отбор кандидатов для снятия с производства:

  • сокращение объемов сбыта;
  • снижение нормы прибыли;
  • уменьшение доли рынка;
  • появление более совершенного товара-заменителя;
  • рост издержек производства;
  • необходимость постоянного контроля со стороны руководства для обеспечения безубыточности.

2. Сбор и анализ информации для принятия решения:

  • вскрытие причин неблагополучности товара:
  • существуют ли пути спасения товара;
  • что будет с капиталом, вложенным в оборудование;
  • потери от снятия;
  • как повлияет снятие товара с производства.

Порядок снятия товара с производства. Необходимо известить заблаговременно клиентов о снятии товара с производства. Процесс снятия товара с производства должен быть тщательно спланирован. Серьезной проблемой является выбор оптимального времени для снятия товара с производства.

Глава 3. Анализ формирования торгового ассортимента на примере ООО «Хозтовары-НН»

3.1. Краткая характеристика предприятия

ООО «Хозтовары-НН» - магазин, занимающийся оптово-розничной торговлей. Адрес: 603000, Россия, г. Нижний Новгород, Молодежный просп., д. 78Б.

Режим работы магазина: ежедневно с 8:00 до 18:00.

Фирма создана в марте 2001 года.

Вид деятельности: продажа хозтоварами и товарами для дома. ООО «Хозтовары-НН» предоставляет покупателям следующие услуги:

  • Оптово-розничная продажа товара;
  • Консультации специалистов, помощь в выборе товара;
  • Доставка на дом крупногабаритных товаров;
  • Гарантийный ремонт.

Услуги, предлагаемые ООО «Хозтовары-НН» призваны удовлетворить потребности клиентов. Все услуги, предлагаемые фирмой, отвечают требованиям действующего законодательства РФ.

ООО «Хозтовары-НН» реализует свой товар в Нижнем Новгороде и его области. ООО «Хозтовары-НН» реализует свой товар оптом или в розницу через торговую точку, магазин.

ООО «Хозтовары-НН» предлагает товар разной ценовой категории: от дешевых до дорогих, разных фирм изготовителей. Магазин рассчитан на покупателя со средним достатком.

Организационно-правовая структура ООО «Хозтовары-НН» - это общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов1.


Главной целью создания ООО «Хозтовары-НН» является предоставление разнообразного торгового ассортимента от производителей, в том числе и эксклюзивного от всемирно-известных фирм. ООО «Хозтовары-НН» успешно развивается. Из года в год растут обороты продаж, увеличивается прибыль.

ООО «Хозтовары-НН» предлагает покупателю такой товар, который наиболее предпочтительней для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.

Ценность предлагаемого магазином товара заключается в его уникальности и необходимости для покупателя. Магазин «Хозтовары-НН» один из немногих магазинов в Н. Новгороде, в котором представлен огромный выбор велосипедов разных фирм изготовителей (от отечественных до импортных). Ценность товара прямопропорционально влияет на цену, но цена не выше покупательского спроса. Повышенная цена оправдана качеством товара, уникальностью и необходимостью для покупателя. ООО «Хозтовары-НН» при расчете цены на товар исходят из ощущаемой ценности своих товаров. Цена призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара.

Основным направлением деятельности ООО «Хозтовары-НН» является розничная торговля хозяйственными товарами и товарами для дома. С каждым годом предлагаемы ассортимент растет.

3.2. Анализ ассортиментной политики ООО «Хозтовары-НН»

ООО «Хозтовары-НН» предоставляет покупателям ассортимент разных производителей, как русских, так и импортных. ООО «Хозтовары-НН» работает с теми поставщиками, которые надежно зарекомендовали себя на рынке. Продукция идет от среднего класса до класса люкс, разной ценовой категории. ООО «Хозтовары-НН» предлагает своим покупателям более 3500 наименований товаров.

Новые идеи и современный подход к делам в сочетании с профессионализмом и многолетним опытом сотрудников фирмы в сфере продаж позволили ООО «Хозтовары-НН» за короткий период времени завоевать доверие покупателей.

Ассортимент ООО «Хозтовары-НН» чрезвычайно многообразен. Бытовая химия, замки, клеёнки, плёнка для теплиц. Тазы, баки для кипячения белья, утюги, веники. Вёдра, сельхозинвентарь, обои, удобрения для цветов и т.д. Всё это необходимо разместить, и разместить оптимальным образом. На пристенных стеллажах размещается бытовая химия (без удобрений); в стеклянных стойках в центре зала – мелкие изящные вещицы (салфетницы, статуэтки, сувениры); на подиуме или просто на огороженном участке пола – разнообразный инвентарь.