Файл: Право государственной и муниципальной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Учитывая, что государство выполняет широкий круг функций при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны, оно должно располагать соответствующей материально-технической и финансовой базой. В собственности государства должны быть сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов природных ресурсов, продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения, т.е. сохранение в собственности государства значительного числа объектов топливно-энергетического комплекса, производственного, социально-культурного и иного назначения одна из приоритетных задач государства. Также заботясь о своей безопасности (это касается не только военной сферы, но также экологической, социальной, санитарно-эпидемиологической и т.д.), государство должно сохранять высокий удельный вес государственной собственности в различных структурах основных производственных фондов страны.

Так же государственное имущество всегда было одним из источников доходов государства. Принят ряд нормативно-правовых актов, разграничивающих государственную и муниципальную собственность, определен список объектов государственной собственности, которые относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.

Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее, независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации[1].

Также определен список объектов, относящихся исключительно к муниципальной собственности.[2] Но, несмотря на всё это, работа по разграничению собственности до сих пор не завершена.

Проблематикой права государственной и муниципальной собственности занимались ученые-цивилисты: Браева Э.Х., Братусь С.Н., Венедиктов А.В., Виноградов В.А., Генкин Д.М., Дозорцев В.В., Егоров Н.Д., Ковалев А.Г., Каменецкий В.А., Рясенцев В. А., Куликов В.В., Мазаев В.Д.[3], Патрикеев В.Л., Половинкин П.Д., Толстошеев В.В., Суханов Е.А., Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Тихомиров М.Ю. и т.д.


1. Понятие государственной и муниципальной собственности

Традиционно вопрос о собственности считается одним из столпов гражданского права. Государственная и муниципальная формы собственности призваны обеспечивать интересы как населения страны в целом, так и ее субъектов. Конституция Российской Федерации затрагивает вопросы собственности в ст. 8, 35, 36, 71, 72, 114, 130, но в основном, это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации[4] государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня - федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации.

Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст. 294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

Субъектами управления государственной собственностью, по общему правилу, являются государственные органы исполнительной власти. Управление государственным имуществом составляет одну из основных функций органов государственной администрации и предполагает закрепление в составе их компетенции конкретных материальных и процессуальных полномочий (прав и обязанностей), необходимых для осуществления права государственной собственности в публичных интересах.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота. Последнее является одной из особенностей права государственной собственности.


Другой особенностью права государственной собственности является то, что субъектом этого права является само государство. Следующая особенность заключается в том, что полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов. Также существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т.п., основание прекращения права собственности, присущее только государству, - приватизация[5].

Ст. 215 ГК РФ гласит, что муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности[6].

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования[7]. Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений[8].

2. Нормативное регулирование государственной и муниципальной собственности

 Серьезная проблематика новых социально-экономических явлений, возникших в нашей стране в начале 90-хх годов, потребовало активного рассмотрения государством роли государственной и муниципальной собственности в социально-экономическом развитии страны.

Одним из первых нормативных правовых актов в нашей стране был Закон Российской Федерации от 03 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»[9], который устанавливал организационно - правовые основы приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. В соответствии с этим Законом была разработана государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год[10], которая помимо целей и порядка приватизации в 1992 году, установила также и ограничения в этой области.


Согласно данной Программе главными целями приватизации являлось формирование слоя частных собственников, которые содействовали бы созданию социально ориентированной рыночной экономики, и повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации, социальная защита населения, стабилизация финансового положения в Российской Федерации. К объектам, приватизация которых была запрещена согласно Программе, относились недра, лесной фонд, водные ресурсы, воздушное пространство, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, а также право на размещение и эксплуатацию спутников связи в определенных точках геостационарной орбиты, охраняемые или особым образом используемые природные территории, объекты исторического и культурного населения народов России, автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание и т.д.

Одним из следующих актов был Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года № 2144 «О федеральных природных ресурсах»[11]. Согласно этого Указа по-прежнему считалось целесообразным осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира, федеральных природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственного значения.

Далее нормативным правовым актом, регулирующим право государственной собственности, было Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»[12]. Данным Постановлением был определены:

  • объекты, составляющие основу национального богатства страны;
  • объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
  • объекты оборонного производства;
  • объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства,
  • объекты, относящиеся к муниципальной собственности.

В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».


3. Разграничение государственной собственности на землю

Земля является одним из важнейших для человечества объектом материального мира, главным средством производства в сельском, лесном хозяйстве, а также это пространственный операционный базис для размещения объектов капитального строительства (здания, строения, сооружений и другие объекты).

Особенности регулирования земельного права и его выделение в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель, поэтому отдельную главу своей курсовой работы я посвящаю именно разграничению собственности на земельные участки. И так, при разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются:

1) гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду;

2) государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное (срочное) пользование;

3) гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Земельного Кодекса РФ[13].

Отчуждение земельных участков из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или определенных юридических лиц представляет собой передачу земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, по решению соответствующего публичного субъекта (ст.217, п.2 ст.235 ГК РФ).

Изначально приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в нашей стране проходила в соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1992 года № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»[14]. Согласно этого Указа продажа земельных участков в собственность осуществлялась органами, уполномоченными местными Советами народных депутатов, по цене земли не ниже нормативной.