Файл: Определение рынка сбыта, как один из этапов организации коммерческой деятельности (на примере ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рост производства продукции растениеводства обусловлен прогнозируемым ежегодным увеличением производства овощей и картофеля. Основная часть картофеля выращивается хозяйствами населения. Доля личных хозяйств по сбору картофеля в 2013 году составила 92,4%, доля фермерских хозяйств – 7,6%.

В 2015 году и в последующие годы за счет расширения площади посадки, использования высококачественного семенного картофеля ожидается увеличение урожая.

По прогнозу 2014 года в общем объеме производственного молока доля хозяйств населения составит 94,3%, доля фермерских хозяйств – 5,7%; производства скота и птицы (в живом весе) соответственно 98,2% и 1,8%.

Производством яиц в городе Ногинск занимаются только хозяйства населения. [Шишкин А.В., 2012, С. 4]

В 2013 году на территории города Ногинск осуществляли деятельность 1018 субъекта малого предпринимательства. На них было занято 10,25 тыс. человек. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом наблюдалось увеличение количества малых предприятий на 33,4%. В 2015 году, в связи с кризисом, не предполагается дальнейшее увеличение количества малых предприятий. [http://www.gorod-noginsk.ru – официальный сайт Администрации города Ногинск]

Говоря о рынке сбыта необходимо отметить, что в 2013г. в городе Ногинск оборот розничной торговли осуществляли 832 организаций различных видов экономической деятельности, а также индивидуальные предприниматели. За прошедший год оборот розничной торговли вырос на 1784,6 млн. рублей и составил 18968,4 млн. рублей. [http://www.gorod-noginsk.ru – официальный сайт Администрации города Ногинск]

Предприятие ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» занимает садоводством и огородничеством. Данное предприятие с 1996 года является ведущим оптово-розничным предприятием Ногинского района, осуществляющим продажу сельскохозяйственной продукции садоводства и растениеводства.

Услугами ООО пользуются муниципальные предприятия, организации коммунального хозяйства и социальной сферы, крупные и мелкие предприятия региона, свыше 200 контрагентов.
Предприятие постоянно ведет поиск новых направлений, значительно увеличило объемы продаж продукции для потребителей всех уровней.

В настоящее время в стратегии предприятия определены следующие задачи:

- насыщение рынка конкурентоспособной продукцией на основании создания и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, способных удерживать позиции фирмы на внутреннем рынке в условиях открытой экономики;

- создание и обновление производственных мощностей с целью выпуска востребованной рынком продукции;


- внедрение энергосберегающих технологий, обеспечивающих снижение затрат на производство продукции и повышение ее рентабельности в условиях прогнозируемого роста цен на сырье и энергоресурсы в России;

- активизация инвестиционной деятельности для ускорения процесса обновления основных средств и пр.

Проведем сравнительный конкурентный анализ работы нашего ООО на рынке Ногинского района (см. табл. 2.1).

Виды оценок: "О" – отлично, "Х" – хорошо, "У" – вызывает опасение, "Н" – неудовлетворительно.

Таблица 2.1 – Анализ конкурентов в Ногинском районе

№ п/п

Показатели (критерии оценки)

Имени Чапаева

Кудиново Агро

Ногинский комбинат питания

Ногин-ское

Талан

Ювентис

1

Расположение

О

О

Х

У

О

Х

2

Цена

Х

Х

О

У

Х

Н

3

Обслуживание

Х

Х

У

Х

Х

Х

4

Ассортимент

У

Х

У

О

Н

О

5

Качество

О

Н

Х

Х

У

У

Источник: составлена автором

Емкость рынка сельскохозяйственных услуг (Е) = объем реализации среднего с/х предприятия *количество с/х предприятий в Ногинском районе.

Е=1100*24=26400 тыс. руб.

Доля рынка (Д) = объем реализации/емкость рынка (Е)*100%.

Объем реализации ООО «Имени Чапаева» = 1300 тыс.руб.

Доля ООО «Имени Чапаева» = 1300/26400 = 0,049, т.е. 4,9%

Проведем также СВОТ-анализ (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2 - SWOT-анализ

Сильные стороны

- умеренные цены

- отличное обслуживание

- удобное месторасположение офиса и склада

- высокое качество продукции

- система скидок

Слабые стороны

- высокая конкуренция

- зависимость от погодных условий

- отсутствие логиста в штате

- зависимость от курса валюты

Возможности

- освоение большей части рынка за счет лучшего сервиса и расширения ассортимента услуг;

- постройка овоще-фруктохранилища;

- сотрудничество с зарубежными с/х программами развития

Угрозы

- дальнейшее ослабление рубля;

- ухудшение отношений с местными властями;

- потеря части постоянных клиентов;

- снижение покупательской способности населения.


Источник: составлена автором

В итоге, ООО «Имени Чапаева» имеет достаточно сильные конкурентные преимущества на с/х рынке Ногинского района.

2.2 Исследование процесса принятия решений при определении рынка сбыта

С учетом участившихся проявлений кризисных моментов в мировой и отечественной экономике, ООО «Имени Чапаева» работает в среде, характеризующейся неопределенностью. Управленческие, финансовые, валютные, организационные и другие риски подстерегают руководителя ежедневно, при принятии каждого решения. К сожалению, не всегда принятые решения оказываются правильными или своевременными. Все это снижает результативность ведения бизнеса.

Обеспечение способности предприятия решать поставленные задания и достигать долгосрочных целей является одной из предпосылок для стабильного успеха. Уровень достижения целей определяет показатель результативности, а соблюдение его высокого уровня в сочетании с соответствующим показателем эффективности, позволяет постоянно улучшать деятельность предприятия. [Ореховский П.В., 2011. С. 33]

Механизм поиска решений должен охватывать отдельные стороны деятельности предприятия, а именно: маркетинг, сбыт, финансы, внутренние процессы, развитие, ресурсы, рычаги, инструменты повышения эффективности.

Механизм поиска решений касаемо рынка сбыта предполагает поиск необходимых возможностей и разработку стратегического поведения. Управление таким механизмом должно включать следующую последовательность действий (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1 - Последовательность в механизме поиска решений

Источник: составлена автором

Основными предпосылками формирования механизма поиска эффективных решений для определения рынка сбыта являются [Жигалко З.М., 2012, С. 40]:

- определение миссии предприятия и задач повышения конкурентоспособности;

- анализ внешней среды и сегментирование рынка;

- анализ имеющегося потенциала предприятия, перспектив его развития;

- выбор необходимого механизма повышения той или иной составляющей потенциала предприятия;

- разработка функциональных и ресурсных мероприятий;

- внедрение, контроль и оценка результатов внедренного механизма.

При разработке механизма поиска решений всегда нужно систематически проводить диагностику и мониторинг процессов формирования и реализации потенциала для обеспечения корректировки процессов управления по результатам анализа.


В основе управления разработкой и реализацией механизмов поиска решений лежат следующие принципы, показанные на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 – Принципы механизма поиска решений

Источник: составлена автором

Итак, механизм поиска решений при определении рынка сбыта - актуальное условие эффективного маркетинга, достижения достаточной доходности в будущем, долгосрочной конкурентоспособности предприятия.

2.3 Поиск рынка сбыта для продукции садоводства

ООО «Сельскохозяйственное предприятие им. Чапаева» активно обсуждает бизнес-проект «Райское яблочко». Данный проект предусматривает создание яблоневого сада для реализации продуктов садоводства населению с целью получения прибыли.

Сад предполагается разместить на земельных участках, принадлежащих предприятию, а также родственникам и знакомым. Участки родственников находятся в одном садоводческом кооперативе и прилегают один к другому, что дает возможность без особых проблем их обрабатывать. Кроме того, немаловажно, что охрана территории также не представляет особого труда.

Суммарная площадь участков – 2 Га. Земля будет передана в аренду на 30 лет (примерный срок эксплуатации яблоневого сада). Основной вид яблони – карликовая яблоня (см. рис. 2.3).

Рис. 2.3 – Карликовая яблоня в условиях России

Во многих странах мира, активно занимающихся плодоводством, от сильнорослых деревьев (груш и яблонь) давно отказались из-за того, что за ними намного сложнее ухаживать, плодоношение начинается поздно и урожайность повышается долго. Да и деревья с большими размерами крон требуют значительные площади земли. К примеру, если на одной сотке участка можно разместить 4 сильнорослых яблони, то карликовых поместится уже 16. [Козлова О.И., 2010, С. 123] Стоит ли сомневаться, что рентабельность такого яблоневого сада будет в несколько раз выше при более комфортных условиях работы.

Поскольку места в саду карликовые яблони занимают немного, лучше сразу высадить несколько сортов с разными сроками плодоношения. Хорошей зимостойкостью и высокой урожайностью отличаются следующие сорта карликовых яблонь: позднелетний сорт «Чудное» с яблоками десертного вкуса, осенние сорта «Ковровое» (вкус плодов десертный) и «Приземление» (с кисло-сладкими яблочками), зимние сорта с кисловато-сладкими плодами «Подснежник» и «Соколовское».


Высаживают карликовую яблоню на безветренные склоны или возвышенные участки, хорошо освещаемые солнечными лучами, хотя допустимо и затемнение. Почва предпочтительна плодородная, залегание грунтовых вод допускается не ближе, чем в полутора метрах от поверхности.

Карликовые саженцы можно размещать на участке на расстоянии двух-трех метров друг от друга. Посадочную яму выкапывают глубиной в полметра, диаметром около 70 см. Верхний слой на время откладывают в сторону, а затем насыпают его на дно ямы, смешивая с ведром перегноя и ведром воды. В полученную сырую массу устанавливают карликовый саженец, чтобы место прививки оказалось на пару сантиметров над уровнем ямы. Засыпают саженец оставшейся землей, уплотняя ее, а затем формируют по диаметру приствольного круга валик высотой 10 см.  [Козлова О.И., 2010, С. 124]

Уход за карликовыми яблонями заключается в еженедельном поливе в течение лета и рыхлении земли после поливов и дождей. За лето достаточно два раза внести настой коровяка или куриного помета. Небольшую обрезку деревца делают в первый год для создания нижнего яруса кроны, а в последующие годы обрезают приросты при хорошем плодоношении, чтобы плоды не мельчали, и яблоня дольше оставалась молодой.

Итак, карликовые яблони имеют много плюсов:

- рано начинают плодоносить;

- быстро наращивают урожай;

- за счет компактных размеров деревца большая часть питательных веществ идет на формирование плодов, а не на построение древесины;

- яблоки можно легко срывать с ветвей, не используя дополнительные приспособления, благодаря чему и товарный вид плодов сохраняется лучше;

- благодаря расположению корней у поверхности, карликовые деревца можно садить на участках с грунтовыми водами, довольно близко подходящими к поверхности.

Из-за раннего плодоношения карликовые яблони быстрее стареют, но в этом есть и свои плюсы – можно чаще заменять сорта в саду на более современные. Основные товары, которые можно реализовывать с помощью обработки яблоневого сада показаны на рисунке 2.5.

Рис. 2.5 - Производные продукты яблоневого сада

Источник: составлена автором

В качестве альтернатив данному бизнес-проекту рассматривалось кролеводство и пчеловодство. Основные причины выбора яблоневого сада в качестве бизнеса следующие:

- наличие возможности взять в аренду земельные участки по выгодной цене;

- низкий уровень конкуренции по продаже качественных продуктов садоводства в районе;