Файл: Процесс построения модели управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение     

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Моделирование (в широком смысле) является основным методом исследований во всех областях знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, используемым для принятия решений в самых раз личных сферах. В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования.

Актуальность темы исходит из того, что для успешного осуществления управленческой деятельности необходимо составить четкое представление о структуре организации, взаимодействии ее составных частей и связях организации с внешней средой.

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть суть процесса принятия управленческих решений. Данная цель будет достигнута при помощи следующих задач:

  • раскрыть суть организационного решения как процесса;
  • исследовать классификацию управленческих решений;
  • изучить сам процесс построения модели управленческого решения; изучить методы принятия решений.

Объектом работы выступают модели управленческих решений. Предметом работы является процесс построения модели управленческого решения.

В процессе написания курсовой работы был подробно изучен и обобщен накопленный опыт исследований в области моделирования.

1. Сущность управленческих решений

1.1. Организационное решение как процесс

Прежде чем говорить о сущности процесса принятия управленческих решений, имеет смысл обозначить его неразрывную связь с управленческой наукой. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо привести наиболее распространенные определения понятия «процесса управления».

1) Процессом управления называется деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, которая направлена на достижение целей организации путем реализации всех функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля – используя при этом методы управления.


2) Процесс управления представляет собой совокупность цикличных действий, которые направлены на выявление существующих проблем, поиск и организацию исполнения принятых решений. В свою очередь, решение представляет собой выбор той или иной альтернативы. В соответствии с определением профессора Л.Г. Зайцева, «управленческое решение является директивным актом целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе существующей ситуации, определении целей действия и включающий в себя программу по достижению целей».[1]

Следовательно, процессам принятия управленческих решений отводится центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности. Можно уверенно заявить о том, что именно они определяют сущность и содержание профессии менеджера. Довольно часто успешная деятельность организации, а также реальные возможности достижения ее целей, напрямую зависят от правильности принятых решений.

Управленческое   решение   -   это   результат   конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:[2]

·        выработку и постановку цели;

·        изучение проблемы на основе получаемой информации;

·       выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;

·     обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи);

·     выбор и формулирование оптимального решения;

·      принятие решения;

·      конкретизацию решения для его исполнителей.

 

8     Контроль и   оценка результатов

2     Идентификация проблемы

7     Управление реализацией

3     Определение     критериев выбора

6    Согласование решений

 4   Разработка альтернатив

1     Анализ ситуации

5    Выбор наилучшей альтернативы

Рис. 1. Процесс принятия управленческих решений

Следует, однако, отметить, что схема эта является идеализированной моделью, так как реальные процессы принятия решений, вследствие разнообразия организа­ций, ситуаций и проблем, требующих решения, как пра­вило, от нее отличаются, т.е. фактически структура процесса принятия управленческого решения во многом определяется ситуацией и решаемой пробле­мой.


Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:[3]

·       подготовка решения;

·       принятие решения;

·       реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов;

·       производится отбор критериев выбора оптимального решения;

·       выбор и принятие наилучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Проблема выбора решения одна из важнейших в современной науке управления. Она предполагает необходимость всесторонней оценки конкретной обстановки и самостоятельность принятия им одного из нескольких вариантов возможных решений. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

·       обоснованность решения;

·       оптимальность выбора;

·       правомочность решения;


·       краткость и ясность;

·       конкретность во времени;

·       адресность к исполнителям;

·       оперативность выполнения.

1.2. Классификация управленческих решений

Отражая многогранность и сложность взаимодействия объективных и субъективных факторов, действующих в производственных системах, управленческие решения отличаются многообразием форм. Классификация управленческих решений позволяет систематизировать информацию и ситуации.

Обычно в принятии управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

Способ принятия управленческого решения, основанный только на суждении, не очень надежен, так как здравый смысл встречается достаточно редко, хотя метод является достаточно дешевым и быстрым.

Суждение очень часто невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде имела место, а менеджер стремится действовать так, как действовал раньше в другой ситуации, а потому рискует упустить хороший результат в новой ситуации, сознательно или бессознательно отказываясь от ее детального анализа.

Интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор человека правилен. Характерны для оперативного управления.

Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:[4]

·     по функциональному содержанию;

·     по характеру решаемых задач (сфере действия);

·     по иерархии управления;

·     по характеру организации разработки;

·     по характеру целей;

·      по причинам возникновения;

·     по исходным методам разработки;

·     по организационному оформлению.

Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:

·     решения плановые;

·     организационные;

·      контролирующие;

·     прогнозирующие.

Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.


Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:

·     экономических;

·     организационных;

·      технологических;

·      технических;

·     экологических и прочих.

Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне базовой системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.

В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:[5]

·    единоличные;

·    коллегиальные;

·     коллективные.

Предпочтение способа организации выработки управленческого решения зависит от многих причин:

·     компетентности руководителя;

·     уровня квалификации коллектива;

·      характера задач;

·      ресурсов и т.д.

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

·     текущие (оперативные);

·     тактические;

·      стратегические.

По причинам возникновения управленческие решения делятся на:

·    ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;

·    по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;

·    программные, связанные с включением данного объекта управления;

·    инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например, в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;

·    эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе.

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческого решения. К их числу можно отнести:

·     графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);

·     математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;

·    эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения делятся на:

·     жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;

·     ориентирующие, определяющие направление развития системы;