Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Анализ жизненного цикла аэропорта «Шереметьево»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, на стадии роста происходит внедрение технологических инноваций в работу организаций. В ноябре 1979 года на территории аэропорта был дислоцирован информационно-вычислительный центр «Сириус», целью которого было повышение качества информационного обслуживания пассажиров и улуч­шение взаимодействия служб в аэропорту «Шереметьево». Сотрудниками ИВЦ «Сириус» была произведена комплексная переоценка основных технологических циклов «Шереметьево».

Также на стадии роста организации обычно происходят изменения, связанные со сменой руководства управляемыми объектами или перестройкой организационной структуры. 7 июня 1979 года был полностью обновлен руководящий состав «Шереметьево». Впервые к руководству аэропортом приступил не летчик, а профессиональный управленец-инженер — В. В. Потапов1, который продолжил развивать «Шереметьево», внедряя технологические разработки во все сферы работы аэропорта.

С одобрения В. В. Потапова впервые был поставлен вопрос о повышении эффективности работы на каж­дом участке работы аэропорта и на всем производстве в целом. Для оценки деятельности структурных под­разделений «Шереметьево» стали применяться экономические критерии: доходы, расходы, прибыль, но в условиях внутреннего хозрасчета это были все еще условные показатели.

В начале 1990-х годов произошли знаковые преобразования в организационной структуре, и было прове­дено разделение ГП «МАШ»2 на два самостоятельных авиапредприятия — ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»3 и ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии».

1 Выдающимися достижениями В. В. Потапова можно считать разработку регламента по техническому обслуживанию Ту-134, который и сегодня является базовым документом при обслуживании воздушных судов, разработку и внедрение системы подготовки авиационно-технического персонала, которая действует в «Шереметьево» с 1977 года.

2 ГП «МАШ» было образовано в 1991 году.

3 Распоряжением Госкомимущества России от 24 июня 1996 г. № 754-р утвержден Устав ОАО «Международный аэро­порт Шереметьево». Открытое акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» зарегистрировано Московской регистрационной палатой 9 июля 1996 г., о чем выдано Свидетельство № 5283.

Особенности управления аэропортом «Шереметьево» до приватизации заключались в том, что его дея­тельность осуществлялась в условиях высокой степени определенности внешней среды, планирование явля­лось прерогативой государства. Новые условия функционирования аэропорта привели к тому, что утратили работоспособность стандартные для стабильных условий советские системы управления организациями.


Последующее развитие аэропорта «Шереметьево» потребовало обратного движения по кривой жизнен­ного цикла, которое в конечном итоге образует «петлю жизненного цикла». На мой взгляд, «петля жизнен­ного цикла» состоит из двух стадий: «трансформация» и «возрождение» (Рис. 3).

Рис. 3 - Характеристики движения аэропорта «Шереметьево» по «петле жизненного цикла»

Согласно рисунку, стадия «трансформация» — это первая стадия «петли жизненного цикла» приватизи­рованного ОАО «Шереметьево», обозначающая его движение в «обратную сторону» на кривой традицион­ного жизненного цикла организации от стадии «стабильность» к стадии «юность». Стадия «трансформация» характеризуется необходимостью перехода к активному предпринимательству в целях создания нового по­тенциала развития. Этот процесс сопровождается нестабильностью основных показателей деятельности, требует кардинальных изменений систем управления и корпоративной культуры.

В Международном аэропорту «Шереметьево» с 1994 года находятся сторонние организации, которые за­нимают часть его производственных площадей, и, осуществляя хозяйственную деятельность, не соблюдают инструкции и предписания руководства аэропорта, что несовместимо с требованиями обеспечения безопас­ности воздушных перевозок.

Следует отметить, что с преобразованием ГП «МАШ» в ОАО «МАШ» работа по совершенствованию ор­ганизационной структуры управления стала носить систематический характер. Решения о ее изменении и совершенствовании принимались Советом директоров общества. Можно заключить, что руководству «Ше­реметьево» удалось довольно быстро перейти от стадии «трансформация», для которой было характерно резкое снижение основных показателей деятельности предприятия, к перестройке всех без исключения ор­ганизационно-управленческих систем аэропорта (стадия «возрождение»). Так, преобразование организаци­онно-правовой формы предприятия позволило изменить систему управления, существенно расширить пол­номочия органов управления, повысить их заинтересованность в достижении высоких результатов произ­водственно-финансовой деятельности. Деятельность органов управления ОАО «МАШ» в значительной мере была ориентирована на повышение эффективности функционирования имущественного комплекса и произ­водства различных услуг, входящих в сферу деятельности общества.

Выручка от реализации услуг аэропорта (стоимость оказанных услуг) стала расти. Прирост выручки получен за счет увеличения количества обслуживаемых воздушных судов и пассажиров, увеличения объемов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, увеличения доходов от неавиационной деятельности, совершенствования системы ценообразования на аэропортовые услуги.


Одним из факторов роста выручки, получаемой аэропортом, явилось значительное увеличение доходов от неавиационной деятельности. Прирост получен за счет мероприятий, выработанных аэропор­том. Было предусмотрено в первую очередь развитие направлений деятельности, не требующих дополнитель­ных капитальных и финансовых вложений. Это - предоставление услуг транспорта, коммунальных услуг, услуг связи, отпуск электроэнергии, предоставление производственных помещений в аренду.

Уровень развития аэропорта и его конкурентоспособность определяются, в первую очередь, генерируемыми пассажиро- и грузопотоками, что приводит к росту доходов, большей частью, за счет неавиационной деятельности. нвестиционная привлекательность аэропортов также значительно повышается при росте доходов от неавиационной сферы деятельности.

Заключение

Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы о развитии и упадке организации:

Условно можно выделить следующие этапы функционирования организации:

1) зарождение предприятия;

2) рост деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия;

3) зрелость;

4) спад.

Этап зарождения характеризуется созданием предприятия и постепенным внедрением на рынок, происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. Так как в этот период предприятие еще не работает на полную мощность, делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости еще рано. На этапе зарождения предприятие имеет довольно большую долю заемных средств и финансовый риск, связанный с предприятием довольно высок, поэтому необходимо стабилизировать финансовые показатели.

На этапе роста деловой активности и финансово-экономической стабильности предприятия темпы роста продаж резко возрастают, предприятие признается потребителями, поставщиками, кредиторами. На этапе роста важными становятся показатели оборачиваемости и рентабельности продаж. Чем выше эти показатели, тем лучше идут дела у предприятия.

Стадия спад, жизненного цикла предприятия, по сути своей не может характеризоваться финансово-экономической стабильностью или не стабильностью, поэтому ее мы не рассматриваем. На данной стадии важно принять верные управленческие решения, способствующие переходу организации из этой стадии в стадию «зрелость».

Принятие управленческих решений - это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специалисты консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения, поэтому они являются его основной «продукцией».