Файл: Роль основных фондов и оборотных средств, эффективное их использование на АТП.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, значение, состав и структура основных фондов и оборотных средств предприятия
1.3. Особенности основных фондов и оборотных средств на АТП
2. Показатели использования основных фондов и оборотных средств на ВАТП
2.1. Учет и оценка ОПФ на ВАТП
2.2. Показатели эффективности использования ОФ
2.3. Показатели эффективности использования оборотных средств
3. Пути повышения эффективности использования ОФ и ОС на ВАТП
Введение
Роль основных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС), эффективное их использование при различных экономических отношениях всегда важна. Это обусловлено тем, что главным источником прибыли любого предприятия, национального богатства страны является умелое, разумное достаточно полное использование ОФ и ОС, со своевременной их модернизацией и обновлением. В сочетании с человеческим трудом, развитым менеджментом на различных уровнях производства и маркетингом достигается максимальная эффективность использования ОФ и ОС. Это особенно важно в настоящее время для каждого предприятия, области, всей страны в целом, т.к. экономика России сейчас находится в кризисе, выход из которого может быть осуществлен только на основе увеличения объемов производства, работ, услуг во всех отраслях народного хозяйства.
В настоящей курсовой работе дается толкование ОФ и ОС, их структура, состав, значение в деятельности предприятия, показатели их использования, методы повышения эффективного использования применительно к любой отрасли народного хозяйства. Вместе с этим в курсовой работе, используя теоретические основы повышения эффективности использования ОФ и ОС, произведен анализ использования ОФ и ОС по данным конкретного автотранспортного предприятия г. Волгодонска(ВАТП).
Транспорт, в т.ч. и автомобильный, является одной из важных производственной инфраструктурой, обеспечивающей основное производство. В силу своей специфики большую часть ОФ на автотранспорте составляют автомобили. Главную роль в работе автомобиля играют ГСМ, шины, запчасти и т.д., которые для ВАТП являются ОС. Учитывая, что ВАТП перевозит в основном строительные грузы (щебень, кирпич), сельхозпродукцию (зерно, сахарная свекла, силос), продукцию Волгодонских предприятий можно сделать вывод, что рационально используя автотранспорт, производственная деятельность ВАТП влияет на себестоимость вышеуказанной и другой продукции. Это, в свою очередь, сказывается на реализации продукции и в конечном итоге на экономике строительных, сельскохозяйственных, промышленных и других предприятий. В этом, как я считаю, заключается актуальность выполненной ниже работы. Анализ эффективности использования ОФ и ОС произведен на основе годовых бухгалтерских отчетов, статистических отчетов и сведений о наличии и использовании автотранспорта за три года (2012-2014).Этот период в работе грузового автотранспорта области в целом отмечен снижением объемов перевозок с соответствующим ухудшением различных показателей использования автотранспорта. Руководство ВАТП в этот период сумело, используя законы менеджмента и маркетинга, улучшить показатели использования своего подвижного состава, т.е. ОФ и ОС предприятия.
1. Сущность, значение, состав и структура основных фондов и оборотных средств предприятия
1.1. Основные фонды
В распоряжении каждого предприятия выделяются необходимые для производственной деятельности различные материальные ценности и денежные средства, которые являются фондами производственного назначения. Эти фонды представлены тремя формами - денежной, производственной и товарной. Денежные фонды предназначены для закупки средств производства и оплаты труда работников. Производственные фонды в виде средств и предметов труда используются для создания товаров или оказания услуг. Товарные фонды существуют в виде готовой реализуемой продукции.
Процесс производства совершается с участием предметов труда и средств (орудий) труда. Средства труда принимают участие в создании продуктов труда в течение продолжительного времени и ряда производственных циклов, перенося часть своей стоимости на создаваемый с их помощью продукт. Предметы труда участвуют в производственном процессе один раз, перенося свою стоимость полностью на продукт, после чего выбывают из него.
Средства труда составляют материально-вещественное содержание основных производственных фондов, а предметы труда - оборотных фондов.
Основные производственные фонды - это часть средств производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия производства (здания, сооружения) и являются орудиями труда (силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства). Основные фонды сохраняют свою натуральную форму и первоначальное значение, но постепенно изнашиваясь, частями переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.
Отдельные элементы основных производственных фондов (ОПФ) играют различную роль в производственном процессе. Поэтому их принято делить на две части; активную и пассивную. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт и определяют главным образом масштабы его производства. Так, в машиностроении - это машины и станки, установленные в основных цехах предприятий, в металлургии - доменные и мартеновские печи, на транспорте - подвижной состав.
Пассивными основными фондами считаются такие, которые лишь обеспечивают нормальное использование активной части фондов. Это здания, дороги, передаточные устройства. Так, в машиностроении, строительстве, промышленности строительных материалов транспортные средства (ТС) относятся к пассивным основным фондам, а на транспорте - к активным.
Основные фонды всех отраслей по типовой классификации подразделяют на следующие виды: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь производственный, хозяйственный инвентарь и др.
1.2. Оборотные средства
В отличие от основных оборотные фонды в качестве предметов труда вступают в процесс производства постепенно и полностью входят в состав производимых товаров или полностью уничтожаются, теряют свою материальную форму и вещественно перестают существовать (топливо, смазочные материалы и т.п.), перенося таким образом, свою стоимость на создаваемый продукт в течение одного производственного цикла. После реализации продукции, перевозок и прочих услуг стоимость используемых предметов труда возмещается доходом предприятия, что создает возможность их возобновления.
Экономическая сущность оборотных средств, как экономической категории и составной части производства, состоит в том, что они находятся в непрерывном движении - кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя из денежной в материальную, из материальной в товарную и из товарной в денежную, т.е. проходят три стадии кругооборота.
Оборотные средства (ОС) - это денежные средства, выделяемые предприятиями и используемые ими для текущего финансирования и обеспечения нормальной деятельности. Они используются для создания производственных запасов материалов, топлива, запасных частей, инструмента, инвентаря, заделов незавершенного производства, включая средства в расчетных документах, на расчетных счетах в банках и в кассах предприятий. Оборотные средства, выраженные в материальной форме, называются оборотными фондами, оставшаяся часть оборотных средств в денежной форме - фондами обращения.
Оборотные фонды в свою очередь делятся на производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.
1.3. Особенности основных фондов и оборотных средств на АТП
Специфика работы транспорта по сравнению с другими отраслями производства определяет некоторую особенность в использовании и распределении фондов АТП.
Характерной особенностью основных производственных фондов АТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов - транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов, в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня организации производства, концентрации и специализации АТП, климатических условий и ряда других факторов.
В отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и услуг. Оборотные фонды на автотранспорте состоят главным образом из производственных запасов.
В составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.
В сфере обращения на автотранспорте находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства в кассе предприятия для мелких хозяйственных нужд и расходов на командировки.
В деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим нередко считают, что применительно к транспорту оборотные средства имеют только две стадии кругооборота.
Однако опыт показывает, что между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортных услуг. Этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.
Состав и структура основных фондов и оборотных средств ОАО ВАТП представлены ниже в таблицах.
Таблица 1 - Состав и структура основных фондов ОАО ВАТП (на конец 2012г.)
Виды фондов тыс. руб. в %
Здания 11 498 20,4%
Сооружения 11 764 20,9%
Машины и оборудование 2 555 4,5%
Транспортные средства 28 278 50,3%
Производств. и хоз. инвентарь 26 0,0%
Другие виды основных фондов 2 127 3,8%
Итого 56 248 100,0%
В т.ч. Производственные 55 418 98,5%
Непроизводственные 833 1,5%
В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (50,3%), здания (20,4%), сооружения (20,9%). Структура транспортных средств приводится ниже.
Таблица 2- Состав и структура подвижного состава по типам и маркам
Грузо-подъ-ем-ность |
коли че-ство |
по типам и маркам |
по маркам |
Общая грузоподъем- ность |
по типам и маркам |
% по маркам |
||||||||||
Всего автомобилей |
222 |
100,0% |
2 007,2 |
100,0% |
||||||||||||
Цистерны |
8 |
3,6% |
100,0% |
93,2 |
4,6% |
100,0% |
||||||||||
из них |
Камаз-5410 |
20,6 |
3 |
1,4% |
37,5% |
61,8 |
3,1% |
66,3% |
||||||||
Зил-130 |
6,7 |
4 |
1,8% |
50,0% |
26,8 |
1,3% |
28,8% |
|||||||||
Газ-53 |
4,6 |
1 |
0,5% |
12,5% |
4,6 |
0,2% |
4,9% |
|||||||||
Бортовые |
87 |
39,2% |
100,0% |
622,1 |
31,0% |
100,0% |
||||||||||
из них |
Камаз-5320 |
8 |
32 |
14,4% |
36,8% |
256,0 |
12,8% |
41,2% |
||||||||
Камаз-53212 |
10 |
3 |
1,4% |
3,4% |
30,0 |
1,5% |
4,8% |
|||||||||
Камаз-53208 |
7.5 |
13 |
5,9% |
14,9% |
97,5 |
4,9% |
15,7% |
|||||||||
Камаз-53213 |
11 |
4 |
1,8% |
4,6% |
44,0 |
2,2% |
7,1% |
|||||||||
Камаз-53202 |
8,2 |
2 |
0,9% |
2,3% |
16,4 |
0,8% |
2,6% |
|||||||||
Зил-431610 |
5,4 |
33 |
14,9% |
37,9% |
178,2 |
8,9% |
28,6% |
|||||||||
Самосвалы |
98 |
44,1% |
100,0% |
947,3 |
47,2% |
100,0% |
||||||||||
из них |
Краз-256 |
12 |
1 |
0,5% |
1,0% |
12,0 |
0,6% |
1,3% |
||||||||
Камаз-5511 |
10 |
86 |
38,7% |
87,8% |
860,0 |
42,8% |
90,8% |
|||||||||
Зил-ММЗ 554 |
5 |
1 |
0,5% |
1,0% |
5,0 |
0,2% |
0,5% |
|||||||||
Камаз-55102 |
7 |
4 |
1,8% |
4,1% |
28,0 |
1,4% |
3,0% |
|||||||||
Зил-ММЗ 45023 |
5,75 |
3 |
1,4% |
3,1% |
17,3 |
0,9% |
1,8% |
|||||||||
Зил-4514 |
10 |
2 |
0,9% |
2,0% |
20,0 |
1,0% |
2,1% |
|||||||||
Зил-ММЗ 5054 |
5 |
1 |
0,5% |
1,0% |
5,0 |
0.2% |
0,5% |
|||||||||
Фургоны |
3 |
1,4% |
100,0% |
14,8 |
0,7% |
100,0% |
||||||||||
Газ-3307 |
4 |
1 |
0,5% |
33,3% |
4,0 |
0,2% |
27,0% |
|||||||||
Зил-138 |
5,4 |
2 |
0,9% |
66,7% |
10,8 |
0,5% |
73,0% |
|||||||||
Седельные тягачи с полуприцепами бортовыми |
26 |
11,7% |
100,0% |
329,8 |
16,4% |
100,0% |
||||||||||
из них |
Камаз-5410 |
14,2 |
22 |
9,9% |
84,6% |
312.4 |
15,6% |
94,7% |
||||||||
Камаз-54112 |
1,2 |
2 |
0,9% |
7,7% |
2,4 |
0,1% |
0,7% |
|||||||||
Зил-441510 |
7,5 |
2 |
0,9% |
7,7% |
15.0 |
0,7% |
4,5% |