Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Развитие теорий конкуренции).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие теорий конкуренции
1.1. Понятие конкуренции. Классические теории конкуренции
1.2. Неоклассические теории конкуренции
1.3. Развитие теорий конкуренции в ХХ веке
Глава 2. Современное развитие теорий конкуренции
2.1. Новейшие теории конкуренции
Введение
Актуальность исследования. Возрастающая конкуренция требует применения новых управленческих методов, в том числе и грамотное управление финансовыми потоками, налоговая оптимизация, минимизация издержек производства и обращения, подготовка специализированной отчетности для руководства. Все это возможно только при создании единого информационного поля между экономическими агентами.
Важнейшим элементом модернизации экономики является дальнейшее развитие системы конкурентных отношений. Глобализация социально-экономических процессов, изменение структуры экономики, рост открытости национальных хозяйств, информатизация и сетевой характер экономических отношений, постепенная трансформация хозяйственных процессов в сторону формирования экономики, основанной на информационно-знаниевых ресурсах, приводят к изменению содержания конкуренции. Теоретическое осмысление современного содержания конкуренции, ее роли в современной экономике требует исследования эволюции теоретических трактовок конкуренции.
Цель работы – исследование теорий конкуренции, проведение их сравнительного анализа.
Указанная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:
1) исследовать понятие конкуренции; рассмотреть классические теории конкуренции;
2) рассмотреть неоклассические теории конкуренции;
3) рассмотреть развитие теорий конкуренции в ХХ веке;
4) выявить особенности новейших теорий конкуренции;
5) рассмотреть взгляды российских ученых на конкуренцию.
Объектом исследования выступает конкуренция.
Предметом исследования являются теории конкуренции в эволюции их развития; особенности различных теорий, их преимущества и слабые стороны.
Методы исследования. В процессе исследования использовались общие и специальные научные методы системного анализа, синтеза, сравнения и обобщения, диалектической логики.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам конкуренции.
Глава 1. Развитие теорий конкуренции
1.1. Понятие конкуренции. Классические теории конкуренции
Интерес к изучению отдельных аспектов конкуренции и конкурентоспособности проявляли представители различных экономических школ. Способы достижения преимущественного положения компаний на рынке, стратегии достижения лидерства и обеспечения влияния на глобальные экономические процессы характеризуют исследования второй половины XX – начала XXI века.
Большой энциклопедический словарь рассматривает конкуренцию (от лат. concurrere – сталкиваться) как «…соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов…»[1]. Большая экономическая энциклопедия определяет конкуренцию как «…борьбу предпринимателей за получение прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства, сбыта продукции, … характерную для товарного производства, основой которого является частная собственность на средства производства»[2].
Проблема экономического соперничества вызывала интерес множества авторов на различных этапах развития экономической науки. Отдельные аспекты конкурентных отношений рассматривались, в том числе, и на ранних этапах развития научной мысли, сведения об ограничениях на ссудном рынке изложены в своде законов царя Хаммурапи, древнекитайских и древнегреческих источниках, а концепция справедливой цены рассматривалась в работах Августина Блаженного и Фомы Аквинского[3].
Развитие международной торговли и зарождение мирового рынка привело к росту внимания к исследованию конкурентных отношений со стороны представителей меркантилизма. Его представители (Т. Ман, А. Монкретьен, У. Стаффорд) уделяли большое внимание ограничению конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей посредством государственного протекционизма. Тем не менее, фрагментарный и исключительно прикладной характер работ меркантилистов в сфере конкуренции определяет интерес к их исследованиям лишь в историческом контексте.
Наиболее стройная теория конкуренции представлена в трудах ученых английской классической школы политической экономии — У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо. Несомненной заслугой классиков является обоснование принципов свободного рынка (естественный порядок вещей), в частности В. Петти, отмечает: «...Для частного спокойствия каждого человека будет лучше... брести по собственному желанию»[4].
Активное развитие капиталистических отношений и обострение конкурентной борьбы за факторы производства обусловили интерес представителей классической английской политэкономии к проблеме конкуренции.
Для А. Смита и его последователей таким естественным порядком вещей становится свободная конкуренция. Им положено начало в экономической теории концепции однозначности и однонаправленности исхода конкуренции, рассматриваемой им в качестве силы, возвращающей рынок через механизм взаимодействия спроса и предложения к некоей точке равновесия[5].
Работа Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» послужила отправной точкой в теории конкуренции. Несмотря на то, что А. Смит в своей работе[6] не дает однозначного определения конкуренции и использует дефиниции «соперничество» и «соревнование», для характеристики взаимоотношений между участниками рынка, он формулирует основную функцию конкуренции, которая реализуется посредством «невидимой руки». Коммерческие интересы являются определяющими для субъектов рынка, роль конкуренции в том, что она «направляет» действия участников рынка для достижения наибольшего блага для всех. Более эффективное распределение ресурсов является результатом конкуренции, что и представляет собой общественное благо. В качестве основного механизма конкуренции А. Смит рассматривает цены, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на динамику спроса и предложения, что приводит к конкуренции покупателей, в случае возникновения дефицита товаров, и конкуренции среди производителей в случае возникновения профицита. При этом равновесная цена формируется в процессе взаимодействия покупателей и продавцов.
В исследовании Д. Рикардо прослеживается идея ограничения рыночной конкуренции, более уравнительного распределения доходов[7]. Д. Рикардо[8], рассматривая конкуренцию, не принимает в расчет такие факторы как государственное регулирование, монопольная власть, географические особенности рынка, равновесная цена, по его мнению, результат исключительно свободной конкурентной борьбы участников рынка. В качестве антипода свободной конкуренции Д. Рикардо рассматривал монополию, возникновение на рынке которой приводит к росту цены до максимального значения, при котором покупатель готов приобрести товар.
Таким образом, в представлениях экономистов классического этапа развития экономической мысли конкуренция представлена как свойство рынка, им не удалось дать ей четкое определение, и большинство экономистов той эпохи не подвергали ее детальному анализу. Однако в трудах этих ученых уже закладывались основы научной теории конкуренции[9].
Ж-Б. Сей[10] рассматривая различные аспекты конкуренции товаропроизводителей и регулирования стоимости произведенных товаров, отмечал негативное влияние государственного протекционизма на развитие свободной конкуренции и ущерб наносимый потребителям подобными мерами.
Значительное влияние на развитие теории конкуренции оказал Дж. Стюарт Милль[11] разработав уравнение международного спроса, выделив «не конкурирующие группы на рынке», дав тройственную классификацию ценовой эластичности спроса, разработав понятия «экономия на масштабах» и «альтернативные издержки». С точки зрения Дж.С. Милля, конкуренция выступает в качестве единственного регулятора рыночных цен, заработной платы и ренты, она сама является законом, который устанавливает правила этого регулирования.
Идеи классической школы о конкуренции получили развитие в экономических концепциях индустриального периода.
Дальнейшее развитие исследования в сфере конкурентных отношений нашли в работах К. Маркса[12], труды которого представляют собой дальнейшее развитие классической политэкономии, но, безусловно, стоят особняком. Принципиальное отличие позиции К. Маркса от позиции последователей А. Смита заключалось в точке зрения на предмет исследования. Если представители классической политэкономии рассматривали конкуренцию как инструмент обеспечения равновесия на рынке и фактор экономического оздоровления в среде производителей, то К. Маркс уделял большее внимание социальным последствиям конкурентной борьбы. В частности, более крупные производители изначально имеют более преимущественное положение на рынке, следствием конкурентной борьбы является разорение мелких производителей, что приводит к еще большей концентрации капитала и господству монополий. Тем не менее, К. Маркс рассматривает конкуренцию как фактор стимулирующий развитие капиталистического производства, обуславливающий научно-технический прогресс и техническое перевооружение производства. В конечном счете в своей работе[13] К. Маркс делает вывод о сущности конкуренции, которую он понимает как «закон, регулирующий общую норму прибыли и определяемые ею так называемые цены производства».
Опираясь на достижения классической школы политической экономии, К. Маркс (1818–1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820–1895 гг.) предприняли всестороннее исследование капиталистического общества. В своих работах Маркс поднимает проблему взаимоотношений конкуренции и монополии: «Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию …монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами»; «монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу»[14].
1.2. Неоклассические теории конкуренции
Неоклассическая школа, наиболее ярким представителем которой является А. Маршалл[15], рассматривала рынок с позиций совершенной конкуренции, что предполагает свободный доступ покупателей и продавцов и отсутствие решающего влияния субъектов рынка на его динамику (уровень цен). Форма конкуренции имеет решающее значение, так как только совершенная конкуренция выступает в качестве «движителя экономического роста».
В рамках неоклассического направления А. Маршалл продолжил и расширил теорию конкуренции А. Смита[16]. Принимая в целом концепцию рынка свободной конкуренции как оптимальной экономической среды деятельности фирмы, А. Маршалл продолжил разрабатывать условия и последствия подобного механизма взаимодействия спроса и предложения. Свободная конкуренция рассматривается ученым как особый институт организации бизнеса, а условием эффективной конкуренции является свобода частной собственности, свобода предпринимательства.
Справедливо полагая наличие зависимости спроса и предложения от цены, А. Маршалл сформулировал концепцию равновесной цены, которая является результатом конкурентной борьбы субъектов рынка, трактуя конкуренцию с поведенческих позиций и связывая её с борьбой за редкие экономические блага, в результате которой достигается оптимальное разделение труда и обеспечивается эффективность экономики.
Представители различных направлений маржинализма в своем анализе рассматривают также различные аспекты конкурентных отношений. В частности, Л. Вальрас[17], при рассмотрении модели общего экономического равновесия исходил из наличия совершенной конкуренции на рынке, что в свою очередь привело к большому количеству допущений.
Сколько-нибудь глубокого и систематического осмысления конкуренции вплоть до конца XIX в. не было[18]. Лишь последующие десятилетия принесли теоретический образ (модель) конкуренции, а к началу 20-х гг. XX столетия эта модель сложилась в окончательном виде и нашла свое место в экономической науке.