Файл: Изучение работы склада и разработка регламента выполнения складского учета.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
Особенностями склада ЗАО «Консультант Плюс» являются:
- специфика полиграфической продукции: в одной паллете могут быть десятки тысяч экземпляров, а отгружаться продукция может как упаковками, так и поштучно (поэтому учет осуществляется в двух единицах измерения);
- в случае нарушения упаковки часть товара может прийти в негодность (подмокнуть, помяться и т.п.)
- необходимость управления остатками товара, т.к. часть товара может относительно быстро устаревать, после чего этот товар уже может никогда быть не востребован;
- номенклатура продукции относительно часто меняется (например, товар, приуроченный к какой-либо акции КЦ, заказывается единожды; к следующей акции будет заказываться другой товар);
- склад осуществляет отгрузку партий товара только в КЦ, а отправку товара непосредственно в РИЦ осуществляет отдел сбыта КЦ;
- на склад поступает продукция от десятков поставщиков, причем перечень поставщиков не является стабильным.
Владелец процесса, выходы и входы процесса
Модель функционирования склада (рисунок 1) показывает, что на склад поступают товарно-материальные ценности (ТМЦ) от поставщиков, и результатом деятельности склада является отгрузка ТМЦ клиентам компании.[3]
Основные участники логистических процессов – сотрудники склада. Все бизнес-процессы на складе выполняются в соответствии с регламентом работы склада [6, с.57]
Входными документами системы является приходная накладная и накладная на внутреннее перемещение.
Выходными документами являются: журнал прихода, журнал отгрузок, отчет по качеству, отчет по остаткам, отчет по инвентаризации, отчет «Резервы отделов КЦ».
За основу форм документов берутся бланки, используемые на предприятии. Их необходимо проанализировать, оценить полноту содержащейся в них информации, и использовать при проектировании системы.
Рис. 1. Контекстная диаграмма модели деятельности «как есть» [8, с.42]
Основные ресурсы выполнения складского учета являются сотрудники следующих отделов:
- Отдела снабжения;
- Бухгалтерии;
- Сотрудники склада;
- Отдела сбыта.
Схемы управления процессов, схемы подпроцессов
Декомпозиция модели (рисунок 1) характеризует основные бизнес-процессы склада [8, с.46]:
- приемку товара;
- учет товаров на складе;
- хранение товара;
- комплектацию и отгрузку;
- управление складскими остатками.
Рис.2. Декомпозиция контекстной диаграммы
На рисунке 2 видно, что приемку товара на складе курирует отдел снабжения, т.к. этот отдел размещал заказ поставщику на изготовление и поставку товара. Комплектация и отгрузка товара со склада осуществляется под руководством отдела сбыта, т.к. этот отдел собирает заявки от РИЦ и отделов КЦ, и распределяет между ними товары. Также отдел сбыта участвует в бизнес-процессе «Управление остатками». Бухгалтерию интересует приемка и отгрузка товара со склада с позиции ведения бухгалтерского учета.
Приемка товара на склад происходит следующим образом (рисунок 6):
- При поступлении машины с грузом, кладовщик проверяет товарно-транспортные накладные или прочие документы. Если документы оформлены в соответствии с требованиями ЗАО «Консультант Плюс», то принимается решение о начале разгрузки товара. В Журнале приемки грузов делается запись о прибытии машины, содержащая данные: дата, время прибытия машины, поставщик, наименование товара, номер накладной, фамилия кладовщика и менеджера, присутствовавшего при разгрузке, комментарий.
Рис.3. Декомпозиция бизнес-процесса «Приемка»
- После окончания разгрузки осуществляется сверка наименований фактически доставленного товара с накладной, приемка по количеству и проверка целостности упаковки товара. Если имеются расхождения в количестве или нарушения целостности упаковки, то это фиксируется в Акте приемки товара, а повреждения фотографируются. Поврежденные упаковки передаются в сектор приемки по качеству, где происходит отбраковка испорченного товара и составляется Акт о несоответствии.
- Поступивший товар отправляется в зону хранения на складе, но до приемки по качеству хранится изолированно.
- Приемка по качеству происходит следующим образом (рисунок 8). Контролеры качества планируют выборку товара для проведения приемки по качеству. При этом используются стандарты, технические условия и т.п. нормативные документы. Особые указания по проверке по качеству поступают по электронной почте от отдела снабжения. По подготовленному плану выборки, товар отбирается со склада и доставляется в сектор приемки по качеству, где происходит его проверка на соответствие критериям качества. Если результаты проверки не удовлетворительны, то осуществляется повторная выборка и проверка по качеству в присутствии представителей поставщика. По результатам проверки составляется акт, в котором фиксируются отклонения по качеству. Если проверка даст удовлетворительные результаты, товар считается прошедшим приемку по качеству, и возвращается на склад.
Рис.4. Бизнес-процесс «Приемка по качеству»
- На поступившую партию, прошедшую приемку по количеству и качеству, оформляется приходная накладная, содержащая следующие данные: номер накладной, дату приемки, номенклатурный номер, наименование, количество, учетную цену, сумму. Копия этой накладной передается в бухгалтерию для бухгалтерского учета ТМЦ. В карточку учета материала заносится информация о поступлении товара: наименование товара, поставщик, дата поставки, количество мест (паллет), количество в одном месте (паллете), учетная цена, сумма.
Рис.5. Декомпозиция бизнес-процесса «Хранение»
Бизнес-процесс хранения товара включает следующие действия (рисунок 8):
- Товар хранится на складе, пока не поступит заявка на его отгрузку. Периодически возникает необходимость перемещения товара внутри склада. Такие перемещения выполняются грузчиками по заданию кладовщиков.
- На складе регулярно происходит инвентаризация, т.е. проверка соответствия фактического наличия числящихся на балансе организации ценностей, их сохранности и правильности хранения. Инвентаризация бывает плановая и неплановая. Во время инвентаризации пересчитывается фактическое количество товаров на складе и сверяется с учетными данными по базе данных бухгалтерии.
- По запросу подразделений КЦ, за ними резервируется определенное количество товара, имеющегося на складе.
Рис.6. Декомпозиция бизнес-процесса «Комплектация и отгрузка»
Бизнес-процесс «Комплектация и отгрузка» (рисунок 6) характеризуется следующими положениями:
- Заказы от РИЦ поступают в отдел сбыта КЦ, который, в свою очередь, формирует заявку на выдачу ТМЦ со склада. Заявка передается на склад. Для отгрузки в РИЦ в соответствии с заявкой комплектуется отгрузочная партия на паллетах. Оформляется накладная на внутреннее перемещение, содержащая следующие данные: номер накладной, дату составления документа, номер заявки и номер РИЦ, а также город отправки заказа, номенклатурный номер товара, наименование, количество, количество мест, учетную цену, сумму. В карточку учета товара заносится информация об отгрузке.
- Заказы от отделов КЦ тоже поступают через отдел сбыта компании. Оформляется накладная на внутреннее перемещение, аналогично отгрузке в РИЦ, но в этой накладной вместо номера РИЦ и города доставки стоит прочерк.
Предлагаемые мероприятия по улучшению
В работе кладовщиков очень много рутинной работы по оформлению складских документов.
Складской учет в ЗАО «Консультант Плюс» характеризуется большим объемом оперативной информации: в среднем 5 раз в день поступает товар от поставщиков, 10 раз в день отгружается. Это отражено ниже в таблице 2.
Оценка трудозатрат на обработку информации
№ п/п |
Наименование операции |
Периодич-ность |
Количество строк в документе |
Количество операций в год |
Объем работы в год (строк) |
Норма выработки (опер/в час.) |
Трудо-затраты в год (час) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Приходная накладная |
5 раз в день |
5 |
1250 |
6250 |
4 |
312,5 |
|
Журнал ожидаемых поставок |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
10 |
125 |
|
Журнал приемки грузов |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
25 |
50 |
|
Комплектация партии товара |
10 раз в день |
20 |
2500 |
2500 |
1 |
2500 |
|
Журнал заявок |
10 раз в день |
1 |
2500 |
2500 |
10 |
125 |
|
Накладная на перемещение |
10 раз в день |
20 |
2500 |
50000 |
4 |
625 |
|
Карточка учета материалов |
200 раз в день |
1 |
5000 |
5000 |
20 |
250 |
|
Отчет об остатках |
1 раз в неделю |
1500 |
52 |
78000 |
0,25 |
208 |
|
Корректировка учетных данных по результатам инвентаризации |
1-2 раза в месяц |
10 |
24 |
240 |
1 |
240 |
|
Отчет о приемке по качеству |
5 раз в день |
5 |
1250 |
6250 |
1 |
1250 |
|
ИТОГО |
5685,5 |
При учете используется значительное количество документов, подготавливаемых вручную (рисунок 3).
Рис.3. Схема документооборота складских документов
Операции, совершаемые работника склада, довольно утомительны для самих работников, за счет большого объема обрабатываемой информации. Данный аспект не может не сказаться на производительности труда работника: работа замедляется, возникают ошибки в оформлении документов. На проверку информации тратится достаточно большой объем времени. При подборе товара для отгрузки могут возникать ошибки, пересортица. Часть товара может «потеряться» на складе, из-за чего он впоследствии потеряет актуальность и будет утилизирован. За счет этих факторов возможность получить оперативную и достоверную информацию снижается.
Итак, недостатками существующей системы являются [4, с.66]:
- многократное дублирование одной и той же информации в различных документах;
- низкая оперативность при комплектации партии отгрузки, т.к. подбор подходящих партий товара для отгрузки осуществляется вручную;
- неизбежные ошибки при комплектации заказов и «потеря» товара на складе, в результате чего этот товар теряет актуальность;
- большие затраты времени на составление отчетов;
- высокая трудоемкость обработки информации;
- неполное и неэффективное использование технических средств, имеющихся в наличии.
Чтобы устранить перечисленные недостатки, необходимо автоматизировать складской учет, что позволит надежно хранить, обрабатывать информацию и при этом резко снизить трудоемкость и повысить достоверность и оперативность получения результатной информации.
Автоматизация склада является одной из важных задач на предприятии. Автоматизация склада обеспечивает:
- повышение качества данных;
- повышение прозрачности склада;
- сокращение операционных затрат.
Потребность в информации, создание «прозрачного» склада — первейшая задача автоматизации складского хозяйства предприятия. Информация о реальном количестве товаров на складе, которую может предоставить складская система, критически важна при планировании закупок и при распределении товаров по заказам. Развернутая аналитика по товару позволит в любой момент получить нужную информацию и избавиться от потерь и рисков, вызванных ее отсутствием.
Порядок внесения изменений
В нашем случае для предприятия подходит стратегия автоматизации «по участкам» [7, с.92], т.к. автоматизируется отдельное подразделение (участок) – склад ЗАО «Консультант Плюс».