Файл: Сущность бюджетирования, периодичность, принципы и функции его разработки бюджетов (Определение понятия бюджета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-удержание и расширение рынка сбыта;

-достижение и поддержание определённых темпов роста экономических показателей организации;

-технологическое лидерство в отрасли;

-создание определённого имиджа организации;

-максимизация рыночной стоимости организации и др.

Бюджетирование имеет возможность рассматриваться как 1 из целей организации, но в, то, же время система бюджетирования обязана продавать некоторое количество установленных целей в зависимости от временных пределов их функционирования, сферы использования и степени детализации.

Система бюджетирования нацелена на проверку всевозможных разновидностей денежных результатов реализации намеченных намерений, еще учитывается возможность всевозможных разновидностей конфигурации денежного состояния фирмы и оценки экономической стойкости, в критериях каждый день меняющейся рыночной среды.[15]

Бюджет позволяет руководству организации осуществлять сле­дующие основные функции.

1. Планирование предстоящих в будущем хозяйственных операций, при котором инструкция больше кропотливо разрабатывает намерения становления фирмы, воспринимает во забота вероятные конфигурации условий работы и заблаговременно разрабатывает меры, дозволяющие беспристрастно откликаться ни грядущие конфигурации критериев.

2. Координация. Качественно и правильно составленный бюджет разрешает координировать и согласовывать работу всех отделений и подразделений в пользу фирмы в целом.

3. Информационное обеспечение каждого структурного под­разделения, что позволит обеспечить ответственность определен­ных лиц за его реализацию бюджета и координировать их деятельность в соответствии с ним.

4. Мотивация составления бюджета считается массивным средством стимулирования глав всех отделов фирмы, в случае если любое отделение принимает интенсивную роль в разработке бюджета и понимает, собственно что ждут от него для воплощения бюджета исходя из интересов фирмы в целом.

5. Управление - в процессе реализации бюджета сравниваются фактические результаты со сметными значениями, что позволяет установить, какие расходы не соответствуют нормативным, и провести анализ отклонений. Проведение такого анализа может помочь вовремя квалифицировать, какие характеристики расходов нужно учитывать в первую очередь, обозначать свежие события для поправки создавшейся ситуации.

6. Контроль осуществляется для оценки качества бюджета. Он реализован на определении объема отклонений фактических достигнутых итогов с запланированными. В случае если, к примеру, фактические издержки более планируемых, то имеют место в таком случае негативные отличия. Нужно квалифицировать предпосылки, их вызвавшие, и создать события, нацеленные на их сокращение. В случае если, к примеру, фактические прибыли более, чем планируемые, то это по­ложительные отличия. В процессе контроля составляются от­четы о выполнении бюджетов.[16] При составлении отчетов должны учитываться следующие принципы:


-своевременность - поступление информации об отклонениях как можно быстрее после завершения отчетного периода;

-точность - информация должна быть достаточно точной, не­точная информация приведет к принятию нерациональных решений;

-соответствие информации уровню компетенции пользователя;

-информация в отчетах для каждого уровня должна освещать в большей степени контролируемые этим уровнем статьи доходов и расходов;

-адресность, т.е. информация должна предоставляться менед­жерам, имеющим полномочия на ее получение.

7. Оценка - бюджет разрешает управлению организации объективно расценить работа всякого сотрудника отряда по реализации установленных задач в зависимости от его способности добиться целей, намеченных в статическом (жестком) бюджете, продвигать его по службе в определенного рода зависимости от выполнения рассматриваемого бюджета.

2.2. Периодичность и принципы разработки бюджетов

Бюджетирование, как и любой другой элемент системы управленческого учета, имеет свои основные характеристики. В частности, к таким характеристикам относятся составляющие основу всего процесса бюджетирования и обобщенные нами ниже принципы разработки бюджетов.

1. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Бюджет относится к конкретному периоду времени, а экономный этап содержит кратковременные результаты. К примеру, экономный этап сезонной фирмы удобнее считать с началом сезона. Собственно что касается организаций с неизменным видом работы, то принято считать начало их бюджетного периода с 1 января или же первого количества всякого квартала.[17]

2. Периодичность составления бюджетов. Период бюджета имеет определенную продолжительность. Годичный бюджет с помесячной разбивкой используется наиболее широко во всех экономически развитых странах. Однако, для малых предприятий годовой план может быть уже стратегическим, поэтому для них актуально применять поквартальную разбивку.

3. Прогнозный характер бюджетов. Прогнозные значения будущих доходов и расходов составляют основу бюджета. Процесс бюджетирования довольно сложный и точность результатов может быть проверена только через год, квартал, месяц. Следует учитывать, что прогнозируемые величины поддаются эндогенным и экзогенным факторам, из-за которых могут быть существенные отклонения факта по сравнению с планом. Например, по прогнозам маркетинговой службы в следующем году ожидалось увеличение спроса на 5 %, но появился новый конкурент с более низкой ценой на аналогичный товар, что привело к снижению спроса на 5 %. Следовательно, затраты выросли на 5 % (по плану), выручка упала, из-за чего прибыль снизилась.


4.Многовариантность бюджетов. Неотъемлемой частью бюджетирования является рассмотрение любых возможных сценариев дальнейшего развития компании по типу «что было бы, если...», в отличие от процесса прогнозирования, который имеет дело лишь с наиболее вероятными показателями. Таким образом, принцип многовариатности выражается в использовании нескольких гибких бюджетов.[18]

5.Значимость информации, отражаемой в бюджетах. Согласно этому принципу следует представлять в бюджетах только те статьи, которые имеют наибольшую значимость или существенность для организации. Обычно это те статьи, которые характеризуют основную функцию предприятия и занимают существенный удельный вес в итоговых показателях бюджета. Зачастую на практике до настоящего времени применяется метод определения уровня значимости, который устанавливается каждым предприятием самостоятельно: экономическое содержание отличается от других и составляет более пяти процентов от общей суммы расходов(доходов) в течение бюджетного периода. На наш взгляд, наиболее точное понимание значимости или существенности информации, отражаемой в отчетах, применяется в международных стандартах финансовой отчетности, согласно которому существенной является та информация, отсутствие которой в отчетах приведет пользователей этих отчетов к ошибке при принятии управленческих решений.

6.Пригодность информации бюджетов для принятия управленческих решений. Представление отчета о финансовых результатах в отличие от других форм отчетности имеет не стандартную форму. Указанный отчет напрямую зависит от конкретных потребностей самого предприятия, особенностей и масштабов его деятельности. Тем не менее, какая бы форма отчета ни использовалась, показатели, включенные в отчет, должны быть пригодными для принятия неошибочных управленческих решений: брать или не брать кредит; увеличение или уменьшение выпуска продукции; оценка необходимости развития отношений с новыми поставщиками и др.).

7.Учет комплекса факторов бизнес-среды. При составлении бюджета берутся в расчет как внешние факторы бизнес-среды: конкуренция, кризис в стране, инновации в сфере деятельности компании, так и внутренние: ограничения по ресурсам, внутрифирменные регламенты и другие, которые оказывают влияние на показатели деятельности предприятия.

8.Учет бизнес-структуры организации. В крупных компаниях должна быть более сложная и разветвленная система бюджетирования, по сравнению с малыми. Каждая организация разрабатывает свою систему бюджетирования, которая соответствует организационной структуре управления, распределению функций управления внутри компании, а также направленную на достижение целей компании.[19]


9.Согласованность действий на разных уровнях организации. Составление системы бюджетов строится на цепи договоренностей и компромиссов между различными отделами компаний. Поскольку каждый из них придерживается своих целей, а иногда они могут противоречить друг другу, результат должен быть оформлен общий для всех. Естественно, что налаживание данной процедуры может занимать не один год.

Отметим, собственно что конечной целью бюджетирования считается разработка итоговых форм бюджета. Другими словами, бюджетирование разрешает получить информацию, описывающую четкую картину истинной и грядущей истории фирмы, с точки зрения оценки весомых характеристик этих, как выгода, остаток валютных средств и денежные струи. Выгода демонстрирует выгоду от предоставленного вида функционирования, а удельная выгода охарактеризовывает рентабельность бизнеса. Остаток валютных средств отображает дееспособность расплатиться по налогам, заработной плате, кредитам и т.д. в планируемый период; и ответить на вопрос: остаются ли свободные валютные способы, которые возможно дополнительно вложить в компанию. Итоги денежных потоков применяются для оценки величины дебиторской и кредиторской задолженности, остального числа материалов на складах, ликвидности баланса, а еще для проведения прогнозной оценки денежного состояния компании.

Таким образом, итоговыми формами, которые получаются в результате бюджетного процесса, будут следующие:

-бюджет доходов и расходов (БДР);

-бюджет движения денежных средств (БДДС);

-прогнозный баланс.

Таким образом, беря во внимание вышеупомянутое, с нашей точки зрения, бюджетирование являет процесс планирования работы фирмы на базе характеристик, которые определяют будущий лепта отделов и менеджеров в достижение установленных целей. Исходя из приведенного выше определения, ключевой функцией бюджетирования считается формирование бюджетов. В одном ряду с названным, бюджетирование позволяет воплощать в жизнь и иные, не менее значимые функции для работы фирм.

1.Контроль и оценка результатов деятельности. На основе сравнения плановых показателей из бюджетов и соответствующих фактических показателей из бухгалтерской отчетности проводится финансовый контроль и оценка результатов деятельности компании. Есть возможность отследить факторы, влияющие на финальный итог, а постоянный мониторинг позволяет быстро реагировать на изменения и принимать адекватные ситуации управленческие решения.


2.Бюджеты обладают критериями для осуществления оценки работы менеджеров. Большинство организаций, которые реализовали внедрение систем бюджетирования, применяют ее в качестве оценки выполнения функций менеджера и подразделений. Базой для проведения оценки является степень выполнения бюджет.

3.Мотивация производственного и управленческого рабочего коллектива.

4.Коммуникация или обратная связь между всеми звеньями, которые охватывает процесс бюджетирования.

5.Поддержание и усиление координации между подразделениями.

6.Средство обучения менеджеров.[20]

Таким образом, задействованный в процессе бюджетирования персонал, повышает квалификацию и углубляет имеющиеся знания.[21]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджет - это определенный план, сформулированный в стоимостных величинах, который с определенной степенью обязательности выполнения задается структурной единице с полномочиями принимать решения на определенный временной период в рамках этого бюджета, а бюджетирование - это процесс планирования, координацию, управление, анализ и контроль бюджета. Составление бюджетов, или бюджетирование, является составной частью финансового менеджмента и управленческого бухгалтерского учета.

Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели.

Иными словами, бюджет отражает будущие - плановые, прогнозные цели организации в денежном эквиваленте.

При составлении отчетов должны учитываться следующие принципы:

-своевременность - поступление информации об отклонениях как можно быстрее после завершения отчетного периода;

-точность - информация должна быть достаточно точной, не­точная информация приведет к принятию нерациональных решений;

-соответствие информации уровню компетенции пользователя;

-информация в отчетах для каждого уровня должна освещать в большей степени контролируемые этим уровнем статьи доходов и расходов;

-адресность, т.е. информация должна предоставляться менед­жерам, имеющим полномочия на ее получение.

Основными задачами бюджетирования являются:

-обеспечение текущего периодического планирования;