Файл: Предпринимательская деятельность в индустрии спорта(Физическая культура и спорт в структуре современного рынка).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка
1.1 Физкультурно-спортивные услуги, как продукт деятельности физкультурных и спортивных организаций
1.2 Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг
1.3 Физическая культура и спорт в структуре современного рынка
Глава 2 . Виды и предпринимательская деятельность фитнес-услуг
2.1 Предпринимательская деятельность в сфере оказания фитнес-услуг
Введение
Отечественное законодательство о физической культуре и спорте в настоящее время подвергается серьезной ревизии. Основной предпосылкой для серьезных перемен в спортивной сфере стало усиленное внимание государства к улучшению качества жизни и благосостоянию россиян, укреплению здоровья, физического развития детей, духовному воспитанию молодежи, к вопросам создания материально-технической базы спорта, к повышенной значимости спорта как инструмента для решения социальных и экономических задач.
На сегодняшний день в нашей стране есть базовые составляющие для успешного развития детско-юношеского спорта:
- бурно развивающаяся материально-техническая база;
- опыт тренеров;
- реальные спортсмены-герои.
У России славное олимпийское прошлое и настоящее. Мы по праву гордимся тем, что наш спорт воспитал сотни выдающихся спортсменов - чемпионов Олимпийских игр - обладателей самых значимых спортивных наград планеты. Мы также верим, что новое поколение наших спортсменов продолжит традиции и приумножит достижения России на Олимпийских играх и других международных состязаниях XXI в.
В то же время на сегодняшний день физкультурой и спортом занимается всего лишь 15 процентов российского населения. В целях реализации национальной стратегии развития спорта и физической культуры, которая сейчас принимается до 2020 г., Президентом России Д.А. Медведевым поставлена задача сделать так, чтобы к 2020 г. среди взрослого населения не менее 50%, а среди молодежи и детей до 85% от общей численности занимались спортом. Как сказал Президент России, основная цель - это превратить спорт из недоступной потребности в приятную необходимость.
Современная отечественная система развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва включает в себя совокупность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР), одного из видов учреждений среднего профессионального образования (училища олимпийского резерва), а также школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ).
Причем помимо подготовки спортсменов детские спортивные школы выполняют образовательные и воспитательные задачи.
Несмотря на позитивные тенденции в организации массового детско-юношеского спорта сохраняется немало проблем, прежде всего связанных с тем, что органы исполнительной власти субъектов РФ не имеют программы действий, направленных на развитие детско-юношеского спорта. В свою очередь, органы местного самоуправления, на которые возложены полномочия в развитии детско-юношеского спорта, не имеют в достаточном количестве своих бюджетных средств.
Развитие детско-юношеского спорта также сдерживается несовершенством действующих нормативных правовых актов всех уровней, не позволяющих обеспечить необходимые условия (материально-технические, экономические, финансовые, организационно-управленческие) для нормального функционирования системы детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва.
Недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы, в том числе ведомственной, не поддерживают в должной мере социальный статус системы детско-юношеских спортивных школ, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития.
Необходимо отметить, что принятая в 2009 году Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года предусматривает в первую очередь:
- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения;
- выработку комплекса эффективных мер по пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- разработку и внедрение инновационных технологий подготовки спортсменов, обеспечивающих их успешное выступление на спортивных соревнованиях;
- усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров и т.д.
Решение этих задач возможно лишь при создании эффективной нормативно-правовой базы. Вместе с тем в настоящее время правовое регулирование складывающихся общественных отношений нередко проводится непосредственно в ходе проведения реформ без должного научного познания применяемых категорий и инструментов, особенностей их проявления в конкретных условиях российской действительности.
В такой ситуации актуальными становятся теоретические исследования, проводимые с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений, в том числе возникающих в различных сферах спортивной деятельности. Как справедливо отметил П.В. Крашенинников, "научная основа - единственно верный камертон правотворческой и законодательной деятельности".
Глава 1. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка
1.1 Физкультурно-спортивные услуги, как продукт деятельности физкультурных и спортивных организаций
"Физическая культура" и "спорт" рассматриваются, во-первых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров). Во-вторых, с экономической точки зрения, как отрасль непроизводственной сферы, вид общественно полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг. Эта деятельность осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частными лицами.
Согласно действующей в Российской Федерации классификации отраслей народного хозяйства, физическая культура и спорт являются составной частью отрасли "Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение". "Однако есть все основания полагать, что физическая культура и спорт в настоящее время сформировались в самостоятельную отрасль народного хозяйства, основным продуктом которой являются социально-культурные услуги, предусматривающие организованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, а также деятельность по их обеспечению, подразумевающую содержание сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время занятий, организацию и обеспечение спортивных соревнований и зрелищных мероприятий, профессиональную подготовку кадров, проведение научных исследований, торговлю, прокат и ремонт спортивных оборудования и инвентаря, услуги спортивного страхования".
Физкультурно-спортивные организации являются важнейшим субъектом рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта. Их продукт - физкультурно-спортивные услуги.
Специалисты определяют услугу как вид деятельности, работ, направленных на удовлетворение потребностей других людей, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта, То есть услуги - это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме общественно полезной деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат.
Услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные (нематериальные).
Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены физкультурно-спортивные услуги, услуги культуры, туризма, образования.
Для понимания сущности физкультурно-спортивных услуг их следует рассматривать с позиции, как общих черт услуг, так и специфических свойств этого вида сервисной деятельности.
Физкультурно-спортивные услуги можно определить как совокупность различных социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения в физическом в физическом совершенствовании или спортивном зрелище.
Виды физкультурно-спортивных услуг:
- Организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздоровительных секций, спортивных команд и клубов.
- Спортивные зрелища.
- Разработка методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов.
Можно выделить несколько общих для большей части услуг характеристик:
- Неосязаемость услуг. Одним из основных свойств услуг является то, что их невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать до того, как они будут приобретены.
- Отсутствие владения. Для большей части услуг приобретение ее не подразумевает права собственности на эту услугу. Например, если вы покупаете билет на спортивный матч, вы получаете право быть в числе зрителей на определенном стадионе, в определенный день и время. Если вы пришли на стадион, вы используете это право, но если вы, допустим, опоздали и пропустили весь первый тайм, то вы не сможете потребовать показать вам этот период, так как у вас нет права собственности на это зрелище.
- Неотделимость от источника. Физкультурно-спортивные услуги, как и другие виды услуг, одновременно предоставляются и потребляются. Неотделимость физкультурно-спортивной услуги означает, что ее нельзя отделить от источника. Например, клиент фитнес-клуба, занимающийся у персонального тренера по определенной программе, в случае отсутствия своего тренера, занимаясь с заменившим его тренером, получит совсем другую услугу. Второй формой неотделимости от источника является неотделимость покупателя физкультурно-спортивной услуги от процесса ее предоставления. Например, учащийся спортивной школы не может отрабатывать в спортивных играх взаимодействие с партнерами, не присутствуя на тренировке. Совместное потребление зрелищных физкультурно-спортивных услуг является третьей формой неотделимости от источника. Некоторые виды зрелищных физкультурно-спортивных услуг, предоставляются для большой группы зрителей, а не отдельного болельщика.
- Непостоянство качества услуги заключается в том, что ее качество может очень сильно изменяться в зависимости от времени и места ее предоставления, от того, кто и как ее предоставляет. Например, каждая футбольная команда имеет свой уровень качества игры и свой рейтинг у болельщиков. Один и тот же футболист в одной игре может поймать кураж и сыграть превосходно, а в другой - своей безвольной, тусклой игрой разочаровать болельщиков. Процесс повышения качества услуг включает три этапа. Первый из них - подбор персонала и его обучение независимо от начальной квалификации сотрудников организации.
Второй этап - стандартизация процесса предоставления услуг и ликвидация узких мест в работе с клиентами. Третий этап - контроль степени удовлетворенности клиентов с помощью системы.
- Несохраняемость услуги, ее недолговечность состоит в том, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Например, учащийся спортивной школы, не явившись на старт спортивных соревнований, не может принять в них участие в какое-либо другое время. Для него это соревнование не будет повторно проводиться.
1.2 Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг
Для понимания сущности предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта целесообразно рассмотреть сущность рынка и место физической культуры и спорта в системе рыночных отношений.
С позиции экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, где формируются спрос, предложение и цены на них. Рынок - общемировая ценность, результат прогресса всей человеческой цивилизации.
Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны жизни современного общества, выполняя ряд существенных функций. Можно выделить шесть основных взаимосвязанных функций рынка:
- Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров (услуг), предоставляя им возможность, общаться друг с другом на языке спроса и предложения, купли-продажи.
- Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
- Информирующая функция заключается в том, что сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей.
- Регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во-вторых - растет.
- Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется эффективность экономики. Цены "вознаграждают" дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
- Санирующая (оздоровительная) функция. Рынок как бы "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.