Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации представлена законодательными и нормативными правовыми актами и другими документами, которые по своей значимости и официальному статусу подразделяются на следующие четыре уровня:

 I уровень – федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, обеспечивающие единообразное ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;

 II уровень – положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

 III уровень – другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. Важнейшими документами этой группы являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;

 IV уровень – рабочие документы организаций, отражающие порядок ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии. Рабочие документы строятся на основе правил и принципов ведения бухгалтерского учета, зафиксированных в документах высших уровней.

 Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) – главный документ первого уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета – устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации и распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Закон о бухгалтерском учете определяет основные задачи бухгалтерского учета и порядок его регулирования. Закон о бухгалтерском учете устанавливает общие принципы организации бухгалтерского учета в организациях, определяя права и обязанности руководителей и главных бухгалтеров.

 На основе Закона о бухгалтерском учете разработано «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н (в ред. Приказа Минфина России от 24 марта 2000 года № 31н). Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическим лицам по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.


Цель: провести анализ нормативных документов, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях, а так же международные стандарты бухгалтерского учета. 

Задачи:

  1.  Изучить нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях.
  2. Рассмотреть международные стандарты бухгалтерского учета.

Объектом исследования является бухгалтерский учет

Предметом исследования является нормативная база бухгалтерского учета

Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрены нормативная база бухгалтерского учета

Во второй главе показаны международные стандарты бухгалтерского учета. 

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

    1. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ПЕРИОДЕ

С 1 января 2017 года страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будут регулироваться Налоговым кодексом РФ. Соответствующие изменения внесены в часть первую Налогового кодекса РФ (глава 2.1 НК РФ «Страховые взносы», п.3 ст. 8 НК РФ).

Суть нововведения в том, что все основные принципы, действующие в отношении налогов, с 2017 года распространятся и на страховые взносы. В связи с этим с 2017 года в часть первую Налогового кодекса внесены многочисленные поправки, например:

  • контролировать соблюдение законодательства об указанных выше страховых взносах станут налоговые инспекции в рамках камеральных и выездных проверок. Это закрепили в статье 87 НК РФ;
  • плательщики страховых взносов будут обязаны использовать обязательный досудебный порядок разрешения споров по страховым взносам с ИФНС. Это  (п.2 ст. 138 НК РФ).

Напомним, что в 2016 году страховые взносы регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». По этому закону названные выше страховые взносы контролировал ПФР и его территориальные органы. С 1 января 2017 года этот закон утрачивает силу (ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).


Вместе с этим, страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы «на травматизм») в 2017 году продолжит регулировать отдельный Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Этот вид страховых взносов под контроль налоговиков не перешел. Их, по-прежнему, будут администрировать и проверять органы Фонда социального страхования (ФСС). С 2017 года единый расчет по страховым взносам должен подаваться в налоговые инспекции.

Налоговики будут проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам (п.10 ст. 88 НК РФ). При этом с 1 января 2017 при проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам инспекторы будут вправе истребовать у организаций и ИП сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения в отчетности сумм, которые не облагаются страховыми взносами, а также подтверждающие правомерность применения пониженных тарифов. Это предусмотрено новым пунктом 8.6 статьи 88 части первой Налогового кодекса РФ.

Заметим, что в НК РФ с 2017 года не предусмотрели каких-либо особых условий, при которых налоговики вправе требовать указанные сведения и документы. В связи с этим, не исключено, что если в 2017 году в едином расчете по страховым взносам показать необлагаемые взносами выплаты, то ИФНС обязательно потребует подтвердить их документами в порядке, определенном статьей 93 НК РФ

С 2017 года нельзя зачитывать между собой разные виды страховых взносов. Зачет допускается только внутри взносов одного вида (п.1.1 ст. 78 НК РФ). Так, допустим, переплату по пенсионным взносам с 2017 года можно зачесть только в счет будущих платежей по ним же. Зачет эту переплату в счет недоимки по медицинским или социальным взносам компания с 2017 года не вправе.

Напомним, что до 2017 года можно было зачитывать между собой любые страховые взносы, которые администрировал один и тот же фонд. К примеру, переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование можно было зачесть в счет медицинских взносов.

С 2017 года у плательщиков страховых взносов (головных организаций) появилась новая обязанность. С нового года им нужно будет сообщать в ИФНС по местонахождению головной организации о том, что их обособленное подразделение (филиал, представительство) на территории России наделено (или лишено) полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Сообщать об этом нужно в течение одного месяца с момента наделения (лишения) таких полномочий (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).


Однако, что данная обязанность распространяется только на обособленные подразделения, которые наделили (лишили) полномочиями в 2017 году и позднее. Если же выплаты и вознаграждения физлицам начислялись обособленными подразделениями и прежде (например, в 2016 году), то ничего сообщать в ИФНС не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Формы указанных сообщений и порядок их передачи налоговикам в электронном виде должна определить ФНС. Это предусмотрено абзацами 3 и 4 пункта 7 статьи 23 НК РФ.

2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЁТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Различия в информационных потребностях пользователей бухгалтерской отчетности обусловливают объективную необходимость выбора экономической или юридической концепции учета, что в Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), а сейчас и в современной российской законодательной практике, выражается посредством принципа приоритета экономического содержания над юридической формой. [1]

Под ним понимается очень важная концепция в бухгалтерском учете, в соответствии с которой операции и прочие события отражаются в бухгалтерском учете согласно их экономической сущности, а не правовой форме. Но вернемся к российским положениям по бухгалтерскому учету.

В 1998 году в России была принята программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с мировыми стандартами финансовой от- чётности (МСФО).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н (ред. 24 декабря 2010 года) было введено «Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации». [2]

На данный момент существует 24 действующих положения по бухгалтерскому учёту, также есть четыре проекта будущих ПБУ. Существует несколько причин, на основании которых возможно понять повышенный интерес к МСФО в России в настоящее время. [3]

При этом одна из главных причин перехода на МСФО - это недостаток притока инвестиций в Россию из-за отсутствия достоверной информации об истинном финансовом положении и финансовых результатах организации.

Сегодня выход на крупнейшие фондовые биржи для российских компаний возможен лишь при условии признания ими МСФО. Так, например, условием для допуска иностранных и национальных компаний в листинги некоторых фондовых бирж является наличие финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО (например, на биржах Австрии, Франции, Германии, Италии). [4]


На других биржах для допуска в листинг разрешено представлять финансовую отчетность по МСФО наряду с финансовой отчетностью, подготовленной по национальным правилам (например, на биржах Австралии, Дании, Турции). В соответствии с Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, должны готовить отчетность в соответствии с МСФО. [5]

Проблема совершенствования существующих ПБУ и разработка новых тесно связана с внедрением МСФО в России. Некоторые положения уже полностью соответствуют международным стандартам, некоторые ещё нуждаются в корректировке, часть международных стандартов совершенно не учтена в российских положениях по бухгалтерскому учёту.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность организаций, составленная по российским правилам, существенно отличается от отчётности в формате МСФО. Она не в полной мере соответствует требованиям о достоверности и прозрачности. Основные проблемы финансовой отчетности, подготовленной по российским стандартам бухгалтерского учета, обусловлены методологией бухгалтерского учета.

В качестве основных недостатков можно назвать низкую транспарентность и сопоставимость отчетности, неполное отражение всех фактов хозяйственной деятельности (например, контрактные обязательства и операции с производными финансовыми инструментами), игнорирование консерватизма в оценке и признании фактов и событий хозяйственной деятельности. [6]

В первую очередь это касается оценки активов по первоначальной стоимости, которая полностью игнорирует принцип консерватизма в оценке. На балансе организации учитываются морально устаревшие основные производственные фонды, стоимость которых на текущий момент может быть многократно завышенной.

Другим существенным недостатком является действие метода начисления, который требует признания отсроченного дохода по стоимости реально возникшего денежного требования к должнику, а не по справедливой (дисконтированной) стоимости. Это приводит к тому, что в финансовой отчетности компании финансовый результат будет завышен.

Все эти недостатки наиболее остро проявляются в условиях финансового кризиса и роста факторов нестабильности на мировых рынках, сопровождающихся чрезмерным оттоком капиталов из страны. [7]

Основными недостатками ПБУ являются: терминология: