Файл: Понятие и признаки государства (Предпосылки и теории возникновения государства).pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
Введение
Вопрос касаемо государства, его сущности, роли в обществе и понятии с давних пор относится к числу остро дискуссионных и основополагающих вопросов в государство ведении. Это можно объяснить тем, по меньшей мере, тремя причинами. Первое, названные вопросы непосредственно и прямо затрагивают интересы многообразных классов, слоев общества, политических движений и партий. Второе, никакое другое организация не может с государством конкурировать в разнообразности выполняемых функций и задач, во влиянии на общественные судьбы. В-третьих, государство — сложное и внутри себя противоречивое политико-общественное явление.
Многосторонне раскрыть понятие, всесторонние грани, сущность, черты и свойства государства является задачей чрезвычайно трудной. Решить эту задачу можно лишь в случае изучения государства конкретно - исторически, в многообразных его связях с экономикой, духовной и социально-политической жизнью общества, предельно применяя при этом настоящие и прошлые научные достижения. Как тип организации общества, призванная обеспечить его управляемость и целостность, государство осуществляет функции, назначенные потребностями, а, значит, служит интересам общества.
Актуальность темы можно объяснить надобностью изучения признаков государства, как особенной формой организации общества, которая имеет территорию, законы, население, публичную власть, правоохранительные органы и армию, с целью всесторонне раскрывать сущность и понятие современного государства.
Цель курсовой работы – рассмотреть признаки и понятие государства с точки зрения современных правоведов и историков, а также попробовать обобщить полученный материал объективно.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать понятие государства, как формы организации;
- исследовать отличия государства от иных образований;
- установить признаки современного государства;
Структура курсовой работы – состоит из введения, текстовой части, заключения и списка использованной литературы.
1. Возникновение государства
1.1. Предпосылки и теории возникновения государства
Проблемы возникновения государства остаются в науке дискуссионными. Во-первых, в основе дынных сложнейших проблем лежат многообразные идейные, философские течения и воззрения (к примеру, существует= мнение, согласно которому государство вечно существовало, для сторонников этого мнения, вообще нет проблемы возникновения государства). Во-вторых, этнографическая и историческая науки дают новейшие знания о причинах происхождения его.[1]
Предпосылки возникновения государства. Начиная с момента развития первобытного общества, создавались различные предпосылки развития государства. От совершенствования орудий труда, до развития культуры, нравственных ценностей, до появления разных и противоречивых интересов общества. Очень важным был процесс разделения труда. Процесс, который сменил труд, изначально делившийся на женскую и мужскую функции.[2]
Согласно теологической теории, монарх, после вступления на престол, освещался в церкви, после чего его считали представителем бога. Церковная власть была превыше светской власти. Теологическая теория — это теория, которая объясняет божественное происхождение государства. Согласно данной теории право является божьей волей, а государство создавалось по повелению Бога. Соответственно теологическая теория — это теория, исходящая из религиозной концепции происхождения государства.[3]
Органическая теория происхождения государства не только объясняет устройство внутри государства, но объясняет и взаимосвязи между государствами. Подобно природным силам, войны и политические разногласия словно производят естественный отбор, где выживают самые живучие. У Герберта Спенсера также была склонность к теории насилия. Он считал, что любая организованная организация основывается на подчинении некоторых другими. Органическая теория происхождения государства весьма уязвима критике.[4]
Основными минусами органической теории происхождения государства является то, что она абстрактна. Об этом говорили Н.Н. Алексеев, М.М. Ковалевский. Органическая теория происхождения государства является первой теорией, которая рассматривает государство как предмет развития человека в естественных природных условиях.
Еще одним недостатком органической теории происхождения государства является то, что в ней отсутствует процесс принятия решений. Но, несмотря на это в не есть предпосылки развития общества, что является плюсом. Здесь государство представляется как естественная стадия развития государства и общества.[5]
Договорная теория. Представителями договорной теории происхождения государства являются Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, А.Н. Радищев, Ж. Ж. Руссо. Договорная теория происхождения государства – гласит, что государство возникло по человеческой воле, в результате заключения договора между ними, а не по Божественной воле.[6]
Представители договорной теории происхождения государства говорили, что люди с целью достижения общих целей и общих интересов заключали договор, вследствие чего возникло государство. Договор заключался не в виде документа, а как единовременное желание и воля людей. Представители данной теории считали, что если произойдёт нарушение либо невыполнение всех, либо какой-либо их договорённостей, народ или общество могло расторгнуть договор. Договорная теория происхождения государства появилась в Древней Греции. Далее договорная теория развивалась в работах Спиноза и Локка, Гоббса и Руссо, а также Радищева.[7]
Следует отметить, что любые войны, захватнические действия не могут существовать, и становятся невозможными, если общество не в состоянии, либо самовольно отказывается поддерживать экономически армию и государственный аппарат, прежде всего. Следовательно, если в обществе показатель экономического развития низкий, то завоевание как следствие не может привести к возникновению государства. Насилие же может сменить владельца имущества, но все же не в состоянии создавать частную собственность.[8]
Рассмотрим плюсы и минусы. Теория внешнего насилия (основатели – Каутский, Гумпилович). Плюсы насильственной теории происхождения государства являются: данная теория основана на немалых исторических фактах. Результаты завоевания государств имело влияние на все стороны жизни во вновь возникшем государстве. Госаппарат состоит исключительно из завоевателей.[9]
Самая важная идея теологической теории происхождения государства заключается в том, что государство и свойства государства — это дело Божьих рук. Здесь не могут быть произведены исследования, так как все что интересно было бы политологу объясняется религиозно.[10]
Главным институтом теологической теории является церковь. Но ее в средневековье нельзя было называть политическим атрибутом.[11]
Главная мина теории заключается в том, что социальное неравенство понимается как власть и государство проявляется от Бога. Это минус, так как это необоснованно. Положительной стороной теории является то, что ничего в теологической теории нельзя подать на апробацию. Эта теория проста и доступна. И это тоже ее большой плюс.[12]
Теологическая теория происхождения государства была популярна в средневековье, в связи с тем, что в те времена, среди населения был низкий уровень научных знаний. Но это не помешало данной теории иметь место быть и по сей день. Это связанно с тем, что данную теорию пока никак нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить.[13]
Наиболее известными представителями психологической теории происхождения государства являются Лев Иосифович Петражицкий (польский и российский учёный, правовед, философ, социолог, депутат первой Госдумы), Жан Габриель Тард (французский криминолог и социолог), Зигмунд Фрейд (австрийский невролог, психолог и психиатр). Представители психологической теории связывают появление государства и человеческую потребность – владеть. Они говорили, что государство — это продукт воли людей владеть над другими. Люди стремятся подчинять и подражать себе. Что и привело к появлению и формированию государства.[14]
Точно так же первобытные люди приписывали способность владеть и подчинять себе жрецам и вождям, колдунам и шаманам. Ведь помимо желания владеть над другими и подчинять их себе, большее количество общества подсознательно желало подчиняться. Подчиняться более сильным и властным. Ведь это создавало ощущение защищенности. Психологическая энергия и магическая сила могло создавать все условия для зависимости индивидов первобытного общества с элитой жрецов, вождей, колдунов и шаманов. Ведь эта элита могла сделать, например, охоту более удачной, побеждать различные болезни, гадать и предугадывать заранее различные события.[15]
Как следствие государство возникает после того что появляются в обществе индивиды, которые проявляют свои интересы, сою волю, подчиняются своим инстинктам, желают сами властвовать и не желают подчиняться. Для того что бы усмирить их государство и возникло.[16]
Следовательно, можно считать, что государство возникло как необходимость. Необходимо было удовлетворить большую часть общества и еще больше владеть над ними. Подчинять, повиноваться, себе общество, сделать общество более послушным. Отсюда понятие государства является психологически коренящейся в закономерностях сознания человечества.[17]
Органическая теория. Органическая теория, это теория, согласно которой государство можно сравнить с биологическим организмом. Государство возникло так же, как и возник биологический организм.
Материалистическая современная наука связывает процессы возникновения государства с развитием производства, с переходом к производящей экономике. После эволюционного развития люди для удовлетворения своих потребностей перешли к трудовой деятельности, направленной на производство орудий труда, пищи и преобразование природы. Именно данный переход послужил толчком к трем разделениям общественного труда.[18]
Такие события, в общественной жизни, имели большие многочисленные последствия. В видоизменившихся условиях увеличилась роль мужского труда. Такой труд стал явно приоритетным. В связи, с чем, матриархальный род уступил роду патриархальному, где родство ведется по отцовской линии.
Родовая община понемногу начинает на патриархальные семьи дробиться (земледельцев, ремесленников и скотоводов), интересы их уже совпадают с интересами рода не полностью. Разложение родовой общины началось с возникновением семьи. Наступила очередь неизбежной специализации, повышения трудовой производительности. Прибавочный продукт обусловил возникновение экономических возможностей для товарного обмена и присвоения плодов чужого труда, появления частной собственности, а также у первобытного общества социального расслоения, формирования классов, и наконец, зарождения государства.
Следовательно, на этапе вырабатывающей экономики под влиянием разделения трудовой деятельности, появления военных захватов, патриархальной семьи, запрета кровосмешения и иных факторов осуществляется расслоение общества первобытного, родовая организация жизни социальной изживает себя. Зарождается государственность.
1.3. Государство как политическая организация
В плане историческом государство можно понимать как первой политическую организацию. Справедливо, что термин «политика» и ответвленные от «политики» слова свое происхождение ведут от слова «полисы», которым древние греки объясняли свои государства города. У различных народов государство возникало по-разному, на разных стадиях развития, в разные исторические периоды времени. Тем не менее, общими для них были различные факторы, к ним относились совершенствование и разделение орудий труда, формирование имущественного неравенства и рыночных отношений, развитие социальных групп, классов, сословий, осознание человеком общих и групповых интересов.[19]