Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации и особенности его отражения в различных теориях).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль мотивации в системе управления предприятием
1.1 Понятие мотивации и особенности его отражения в различных теориях
1.2. Особенности управления мотивацией в организации
Глава 2. Анализ мотивации в деятельности организации на примере ООО «Ковчег»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Ковчег»
1. Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников, а условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.
2. Ощутимость. Работники должны ощущать значимость стимула
3. Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника. Ни в коем случае не допускается снижение уровня материального стимулирования, на каком бы высоком уровне он ни находился.
4. Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой.
5. Сочетание материальных и моральных стимулов
Особую значимость в последнее время приобрел принцип сочетания материальных и моральных стимулов. На большинстве фирм в странах с развитой экономикой постепенно сокращается доля материального вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов, в то время как для значительного числа отечественных предприятий и фирм характерны сокращение в доходах семей доли общественных фондов потребления и увеличение доли в доходах материального вознаграждения. Тем не менее это не означает полный отказ от использования нематериальных стимулов. Их умелое сочетание с материальными стимулами не только создаст условия для возмещения затрат физической и умственной энергии работников в процессе трудовой деятельности и позволит создать условия для их творческой реализации.
Анализ основных составляющих системы управления мотивацией позволяет сделать вывод о том, что такая система имеет сложную структуру, которая во многом зависит от исходного состояния мотивационной сферы работников, целей и задач, которые ставятся перед работниками, а также уровня согласования интересов работников и работодателей. Поэтому для того чтобы такая система эффективно функционировала, она должна быть встроена в систему управления всей организацией и строиться с учетом ее целевых ориентиров.
Для оценки эффективности системы управления мотивацией может быть использован целый ряд показателей, которые условно можно разделить на две группы: показатели удовлетворенности трудом и показатели результативности труда. Краткая характеристика и методика расчета этих показателей представлена в Приложении 6. Кроме этих для оценки эффективности отдельных мероприятий по управлению мотивацией может использоваться целый ряд других показателей:
- Соотношение затрат на реализацию отдельных мотивационных программ с ее результатами;
- Изменения в результатах труда работников, прошедших переподготовку;
- Прирост прибыли за счет работников, прошедших переподготовку
- Качество трудовой жизни работников;
- Морально психологический климат.
Первые три показателя могут быть определены расчетным путем, для оценки четвертого и пятого показателя необходимо проведение наблюдения и опроса работников, касающихся различных аспектов мотивации деятельности работников.
Формулируя выводы по результатам анализа особенностей управления мотивацией в организации можно отметить, что оно должно осуществляться в рамках специально сконструированной системы, интегрированной в общую систему управления организацией, а основными условиями ее эффективного функционирования являются:
- Сочетание внешних и внутренних мотиваторов деятельности персонала;
- Сочетание интересов субъектов и объектов мотивации;
- Выбор методов мотивации и соответствующих им форм стимулирования с учетом потребностей и мотивов работников, а также целей самой организации;
- Эффективное сочетание методов управления мотивацией и форм стимулирования работников для побуждения их к достижению поставленных целей.
Глава 2. Анализ мотивации в деятельности организации на примере ООО «Ковчег»
2.1 Характеристика деятельности ООО «Ковчег»
Открытое акционерное общество «Ковчег» было создано в соответствии с Постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга «О создании оптово-розничного торгового центра на свободных площадях ГПЗ-1 №311 от 29.04.1997 г. и было зарегистрировано регистрационной палатой Санкт-Петербурга 26 июня 1998 г. Срок деятельности Общества согласно учредительным документам не ограничен.
С 2000 г. по настоящее время ООО «Ковчег» активно занимается новым строительством, а также реконструкцией, перепланировкой и переоборудованием зданий и сооружений, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, Тихорецкий бульвар, д. 1, с целью дальнейшей эксплуатации и предоставления в аренду.
Торговый центр ООО «Ковчег» является современным торговым центром нового поколения. При его сооружении были использованы современные строительные технологии и последний зарубежный опыт. ТЦ ориентирован на покупателей с доходами выше среднего, предпочитающих товары известных марок, ценящих качество во всех его проявлениях. Основные направления деятельности ТЦ – бутики модной одежды и аксессуаров в сочетании с престижными заведениями питания.
Данное предприятие создано на неопределенный срок. Основной целью деятельности предприятия как коммерческой организации является получение прибыли посредством сдачи в аренду нежилых помещений.
Общество действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а так же Устава.
Данная организация обладает обособленным имуществом на праве собственности, имеет самостоятельный баланс, штампы и бланки со своим фирменным наименованием.
Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники общества с ограниченной ответственностью вправе:
1) участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном законом и учредительными документами общества;
2) получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;
3) принимать участие в распределении прибыли;
4) продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом и уставом общества;
5) в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
6) получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Наименование вида продукции: Сдача в аренду помещений, имущества, субаренда земли.
Организационная структура ООО «Ковчег» линейно-функциональная.
Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из:
- линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
- специализированных обслуживающих функциональных подразделений.
Данная структура позволяет компании существенно повысить эффективность работы за счет более тесного взаимодействия сотрудников разных отделов в процессе реализации одного проекта, что положительно сказывается на качестве и сроках исполнения работ.
Полное описание структуры органов управления эмитента и их компетенции в соответствии с уставом эмитента:
– Общее собрание акционеров
– Совет директоров
– Генеральный директор.
Рис. 9. – Организационная структура управления ООО «Ковчег»
Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:
- быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,
- рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;
- стабильность полномочий и ответственности за персоналом.
- единство и четкость распорядительства;
- более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений;
- личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;
- профессиональное решение задач специалистами функциональных служб.
Факторы, которые могут повлечь изменение в политике финансирования оборотных средств, и оценка вероятности их появления. На изменения в финансовой политике могут повлиять факторы, связанные с:
- общим ухудшением экономической ситуации в стране (усиление инфляционных процессов, изменение цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей деятельности изменения в тарифной политике, негативно влияющие на деятельность ООО «Ковчег»;
- изменением законодательства, в том числе налогового, затрагивающие интересы ООО «Ковчег»;
- недобросовестной деятельностью конкурирующих фирм.
В случае возникновения неблагоприятных факторов эмитент предпримет меры по защите своих финансовых интересов, выбор которых будет зависеть от степени их воздействия на деятельность ООО «Ковчег».
Таблица 4 – Структура затрат ООО «Ковчег» на оказание услуг
Наименование статьи затрат |
2015 |
Сырье и материалы, % |
1 |
Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, % |
44 |
Топливо, % |
14 |
Энергия, % |
5 |
Затраты на оплату труда, % |
17 |
Отчисления на социальные нужды, % |
3 |
Амортизация основных средств, % |
10 |
Налоги, включаемые в себестоимость продукции, % |
6 |
Итого: затраты на производство и продажу продукции, % |
100% |
Справочно: выручка от продажи продукции, % к себестоимости |
191675 |
Динамика изменения стоимости чистых активов и уставного капитала общества за три последних завершенных финансовых года, включая отчетный год:
Таблица 5 – Состояние чистых активов
на 31.12.2014 |
на 31.12.2015 |
на 31.12.2015 |
|||
УК |
ЧА |
УК |
ЧА |
УК |
ЧА |
436 164 |
627 963 |
568 544 |
792 642 |
568 544 |
796721 |
Таблица 6 – Прибыль и убытки
Наименование показателя |
2015, 6 мес. |
2016, 6 мес. |
Выручка |
83 190 |
124 610 |
Валовая прибыль |
9 411 |
28 392 |
Чистая прибыль |
825 |
11 414 |
Рентабельность собственного капитала, % |
0.1 |
1.4 |
Рентабельность активов, % |
0.096 |
1.3 |
Коэффициент чистой прибыльности, % |
0.99 |
9.2 |
Рентабельность продукции, % |
11.3 |
22.8 |
Оборачиваемость капитала |
0.1 |
0.2 |
Сумма непокрытого убытка на отчетную дату |
0 |
0 |
Соотношение непокрытого убытка на отчетную дату и валюты баланса |
0 |
0 |
Выручка от реализации услуг показывает величину денежного потока от основной деятельности, что важно для оценки платежеспособности предприятия. Выручка от реализации продукции во 2 квартале 2016 года выросла по сравнению с 2015 годом на 49,8%. Платежеспособность Общества обеспечивается высоким уровнем выручки от реализации продукции.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Наличие чистой прибыли говорит об улучшении финансового положения общества.
Показатели рентабельности, представляющие собой результаты соотношения прибыли и средств ее получения, характеризуют эффективность работы общества – производительность или отдачу финансовых ресурсов. Величина чистой прибыли во 2 квартале 2016 г. увеличилась в 13,8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Таблица 7 – Размер и структура капитала и оборотных средств ООО «Ковчег»
Наименование показателя |
2016, 6 мес. |
Размер уставного капитала |
568 544 |
Общая стоимость акций эмитента, выкупленных эмитентом для последующей перепродажи |
0 |
Процент акций, выкупленных эмитентом для последующей перепродажи, от размещенных акций эмитента |
0 |
Размер резервного капитала эмитента, формируемого за счет отчислений из прибыли эмитента |
8 597 |
Размер добавочного капитала эмитента, отражающий прирост стоимости активов, выявляемый по результатам переоценки, а также сумму разницы между продажной ценой и номинальной стоимостью акций общества за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость |
35 805 |
Размер нераспределенной чистой прибыли эмитента |
195 189 |
Общая сумма капитала эмитента |
808 135 |