Файл: Основы программирования на языке QBasic (История появления языка BASIC).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переменные бывают - целые, вещественные, логические, символьные, строковые и др. Когда в переменной хранят число, это означает что она - числовая переменная, когда в переменной хранится слово или фраза – значит это строковая (либо символьная) переменная. В QBasic строковую переменную принято обозначать a$, b$ (т.е в окончании имени должен стоять знак доллара - «$»). Пока содержимое в переменной специально не изменят, оно будет хранится в данной переменной.

Присваиванием называют операцию, при которых происходит передача новых данных в конкретную переменную. Она имеет следующее обозначение в QBasic - при помощи знака "=", например, x=10.

В Словаре qbasic присутствует примерно двести ключевых слов, и каждое из них обозначает выполнение конкретного определенного действия. Многие ключевые слова наряду с второстепенными параметрами основывают операторы. Именно из них состоит текст программы. Так например, Print и есть пример такого слова. Когда выполняется данный оператор, на экран выводится текст, заключенный в двойные кавычки).

Но у этого оператора есть еще две особенности. Вот первая из них: Этот оператор может выполнять арифметические действия. Рассмотрим на примере:
Print 2+3

После выполнения этой программы на экране высветиться 5 , а не 2+3, так что можно использовать qbasic вместо калькулятора. 
Вторая особенность заключается в том, что если вы поставите знак вопроса(?) И после этого нажмете на ENTER то он вопросительный знак превратиться в Print. Попробуйте поработать с оператором Print. или внимание на то, что Qbasic не очищает экран автоматически при запуске новой программы, и после выполнения разных программ или многократного выполнения одной и той же на экране вывода результат помещается в начале программы- это хорошая привычка и прекрасный стиль программирования(так пишут во всех учебниках , а мне честно сказать как то по барабану где его поставить ) Но ничего не мешает в случае необходимости использовать его в произвольном месте программы.Ну это все касалось того,с чего начинается программа. А теперь перейдем к тому ка закончить программу. Оператор END- еще один пример ключевого слова- прекращает выполнение программы. В случае его отсутствия Qbasic считает, что программа заканчивается после последней строки(вспомните программы из одной строки например какие я писал об операторе PRINT ),но END весьма полезен при необходимости прервать выполнение программы. Оператор END может и не быть последним оператором программы. Текст может продолжаться и после данной команды, но выполнение ее будет прервано сразу при встрече END .Давайте посмотрим еще один пример: 


cls
Print "Это моя программа"

Print "я создал ее сам"

End

Нажатием клавиш Shift+F5 мы запускаем программу на выполнение. И тогда на экране мы увидим: 

Это моя программа

Я создал ее сам

Теперь нажмем любую клавишу чтбы вернуться в режим редактирования текста. И изменим программу: 

Cls

Print "Это моя программа"

End

Print "Я создал ее сам"

End

При выполнение нового варианта программы результат будет иным. Вы можете запускать программу любое количество раз- но второй оператор PRINT все равно работать не будет. Оператор END прерывает выполнение программы и у нас будет выводиться только: 

Это моя программа

Qbasic имеет три оператора, которые прерывают выполнение программы--END,Stop и System. Когда Qbasic встречает команды End и System, он закрывает вусе файлы и прекращает выполнение программы. Команда Stop отличается тем, что оставляет текущие файлы открытыми, временно приостанавливает выполнение и возвращает на экран текст программы. При следующем запуске выполнение программы начнется с оператора, следующего за оператором Stop.Но лучше всего использовать оператор End .

2.2 Ввод данных в программу. Оператор Input

Какими же способами можно ввести данные в программу? Во-первых , эта проблема решается с помощью оператора присваивания. Вот пример программы с оператором присваивания: 

Rem программа суммирования двух чисел

Cls
Number1=3
Number2=7
summa=number1+number2
Print "number1=";number1

Print "number2=";number2

Print"summa=";summa
end

После запуска этой программы мы увидим на экране это: 
Number1=3
number2=7
Summa=10

Сразу можно понять то, чтобы вычислить сууму другой пары чисел, мы должны будем вернуться в окно редактора и изменить программу.Решение возможное, но не самое лучшее. Как раз для этого случая в Qbasic вы можете присвоить переменной значение непосредственно с клавиатуры во время выполнения программы. Простейшая форма оператора, дающего вам возможность это сделать: 

INPUT number,

где number-имя переменной, для которой требуется ввод значения

Команда INPUT NUMBER является уже достаточой командой, при встрече с которой программы выполняет следующие действия:1)После запуска программы на экране появиться знак вопроса.2) Программа приостанавливает работу и ждет, когда вы наберете какие-либо значение на клавиатуре. Нажатие клавиши ввода (то бишь ENTER)сообщает программе, что ввод окончен.3) Введенное значение присваивается перем и когда мы запускали программу у нас просто высвечивался значок вопроса(чтобы мы ввели переменную). А если мы напишем: Input "высота"; hТо он бы нам написал после запуска не просто вопросительный знак , а:высота?Ну что вы видите как полезно это свойство оператора Input. Надо только запомнить, что описание пишется в двойных кавычках и отделяется от переменной точкой запятой(;)Ну посмотрите как написал это я раньше. Кстати надо еще отметить, что оператор Print обладает таким же свойством, как и Input. Зачем спросите вы а я отвечу: Для того же зачем и у Input(Вот например у вас ответов десять и после выполнения программы он вам выведет десять чисел и фиг знает, где какое число. Надо помнить что тоже надо отделять точкой с запятой).Вот пример:Print "Площадь треугольника равна=";s.


2.3 Управляющие конструкции QBasic

1. Оператор безусловного перехода GOTO N, где N-метка. В качестве N можно взять любое число, не обязательно совпадающее с номером строки, так как в QBasic 4.5 строки можно не нумеровать. Но двух одинаковых меток в одной программе не должно быть. Исполнение программы будет продолжено с той её части, которая начинается с указанной метки.

Пример:

.......

GOTO 10

.......

10 PRINT "Текст"

.......

2. Условный оператор IF...THEN...ELSE (Если...Тогда...Иначе):

IF <условие> THEN <список операторов> ELSE <список операторов>

Если заданное условие истинно, выполняется список операторов, стоящий после THEN, в противном случае выполняется список операторов, стоящий после ELSE.

Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF...THEN.

Условия представляют собой логические соотношения: равенства или неравенства = равно, <> неравно, > больше, < меньше, >= больше или равно, <= меньше или равно.

При использовании сложных условий (объединении двух и более условий) применяют слова AND (И) и OR (ИЛИ): Условие1 AND (или OR) Условие2...

Условный оператор позволяет реализовать алгоритм с ветвлением.

Пример 1:

CLS

INPUT "Введите год основания Москвы: M="; M

IF M = 1147 THEN PRINT "Выправы!" ELSE PRINT "Вы ошиблись!"

Пример 2:

CLS

PRINT "Вычислите y=1/(x-2) для всех x"

INPUT "Введите x=", x

IF x = 2 THEN PRINT "При x=2 функция не определена!": END

y = 1 / (x - 2)

PRINT "y="; y

Применяется также частный случай условного оператора - оператор условного перехода: IF <условие> GOTO N ELSE <список операторов> Число N - метка. Если условие выполняется, то происходит переход по метке N, а иначе выполняется список операторов, стоящих после ELSE. Слово ELSE может и отсутствовать. Тогда происходит переход к строке, следующей за оператором IF...GOTO.

Пример 3:

CLS

INPUT "Если хочешь каникулы, вводи 1. Если нет, любое число. n=", n

IF n = 1 THEN GOTO 10 ELSE GOTO 20

10 PRINT "Хочу каникулы!": END

20 PRINT "Хочу учиться!"

3. Оператор цикла FOR...TO...NEXT... позволяет реализовать циклический алгоритм, когда часть программы может быть выполнена много раз подряд. FOR...TO... - начало цикла, NEXT... - конец цикла.

То, что стоит между началом и концом цикла, называется телом цикла. Иногда также применяются вложенные циклы, то есть циклы могут быть вложенными один в другой.

FOR X=A TO B STEP H

...................

NEXT X

Здесь X - переменная, A - начальное значение переменной, B - конечное значение переменной, H - шаг, с которым меняется переменная. Если шаг STEP H отсутствует, то по умолчанию шаг H=1. При этом переменная X называется счётчиком цикла. Повторение участка программы с шагом H происходит до тех пор, пока XB.


Пример 1: Напечатать на экране текст 20 раз.

CLS

FOR X=1 TO 20

PRINT "СНовымГодом!"

NEXT X

Пример 2: Вычислить сумму n первых членов ряда S=1+1/4+1/9+...+1/n^2

CLS

INPUT "Введите число членов ряда: n=", n

FOR i = 1 TO n

S = S + 1 / i ^ 2

NEXT i

PRINT "Сумма n первых членов ряда равна: S=", S

Пример 3: Нарисуйте 15 разноцветных концентрических окружностей.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 15

CIRCLE (160, 100), i * 6, i

NEXT i

Пример 4: Разлинуйте экран в клеточку.

SCREEN 7

FOR i = 1 TO 32

LINE (0, 10 * i)-(320, 10 * i), 15

LINE (10 * i, 0)-(10 * i, 200), 15

NEXT i

Примеры 5,6 : Одновременное использование циклического и условного операторов. Вычисление функций, имеющих ограничения в области определения.

Примечание: Оператор IF...THEN...ELSE в QBasic должен быть записан в одну строку!

Пример 5.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/(x^2-5*x-6)

FOR x = -10 TO 10

IF x ^ 2 - 5 * x - 6 = 0 THEN PRINT "При x=-1, x=6 функциянеопределена!"

ELSE y = 1 / (x ^ 2 - 5 * x - 6)

PRINT "x="; x, " y="; y

NEXT x

Пример 6.

CLS

REM Вычислить функцию y=1/SQR(x^2-3*x+2)

FOR x = -5 TO 5

IFx>= 1 ANDx<= 2 THENPRINT "При 1<=x=<2 функция не определена!"

ELSE y = 1 / SQR(x ^ 2 - 3 * x + 2)

PRINT "x="; x, " y="; y

NEXT x

2.4 Некоторые полезные команды QBasic

Оператор LOCATE a, b - указывает позицию экрана (a-строка, b-столбец), начиная с которой будет печататься текст или число. Обычно используется перед оператором PRINT. Пример: LOCATE 4, 10: PRINT "Здравствуй, мир!"

Оператор SWAP X1, X2 - заставляет переменные X1 и X2 обменяться своими значениями. Пример:

X = 3

Y = 5

SWAP X, Y

Директива FILES выдает список подкаталогов и файлов в текущем каталоге. Кроме того, выдается свободная память на жестком диске.

Директива SHELL осуществляет сеанс связи с MS-DOS. Возвращение обратно из DOS в QBasic - команда EXIT.

Кроме того, директива SHELL "name" позволяет запускать программу name.exe или name.com, указанную в кавычках. Эта программа должна находиться в текущем каталоге, там же, где и *.bas файл. Расширение exe или com можно не указывать.

2.5 Примеры некоторых программ

Пример 1. Первая программа - Привет мир[4]!

1 PRINT "Hello world!"

Пример 2. Произведение элементов массива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

<span style="font-family: sans-serif;">CLS</span>

N = 10

<span style="font-family: sans-serif;">DIM</span> M(N)

P = 1

FOR I = 1 TO N

M(I) = <span style="font-family: sans-serif;">INT</span>(<span style="font-family: sans-serif;">RND</span> * 100)+1

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> I; "-"; M(I)

P = P * M(I)

NEXT I

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "_________"

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Proizvedenie = "; P


Пример 3. Среднее арифметическое элементов массива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

CLS 

N = 15 

DIM M(N) 

SUMM = 0 

FOR I = 1 TO N 

M(I) = INT(RND * 100) 

PRINT I; "-"; M(I) 

SUMM = SUMM + M(I) 

NEXT I 

PRINT "Среднее арифметическое чисел = "; SUMM/N

Пример 4. Нахождение минимального элемента массива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

CLS 

INPUT "N"; n 

DIM e(n) 

FOR i = 1 TO n 

INPUT e(i) 

NEXT 

CLS 

min1 = e(1) 

PRINT "Массив:" 

FOR i = 1 TO n 

PRINT e(i); 

IF e(i) &lt; min1 THEN min1 = e(i): min2 = i 

NEXT 

PRINT 

PRINT "Минимальный :"; min1; 

PRINT "Порядковыйномер:"; min2 

SWAP e(min2), e(n) 

PRINT "Новыймассив:" 

FOR i = 1 TO n 

PRINT e(i); 

NEXT

Пример 5. Чётное или не чётное число

1

2

3

4 CLS

INPUT "Введите число N=", N

IF N MOD 2 THEN PRINT "Числонечётное" ELSE PRINT "Числочётное"

END

Пример 6. Сумма элементов массива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

CLS

N = 15

DIM M(N)

SUMM = 0

FOR I = 1 TO N

M(I) = INT(RND * 100)

PRINT I; "-"; M(I)

SUMM = SUMM + M(I)

NEXT I

PRINT "_________"

PRINT "SUMM = "; SUMM

Пример 7. Максимальный элемент массива[5]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

<span style="font-family: sans-serif;">CLS</span>

N = 15

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Massiv: ";

<span style="font-family: sans-serif;">DIM</span> M(N)

FOR I = 1 TO N

M(I) = <span style="font-family: sans-serif;">INT</span>(<span style="font-family: sans-serif;">RND</span> * 100)

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> M(I) ;

NEXT I

MAX=M(1)

FOR I = 2 TO N

IF MAX &lt; M(I) THEN MAX=M(I)

NEXT I

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span>

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "_________"

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Maximum = "; MAX

Пример 8. Сортировка случайного массива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

<span style="font-family: sans-serif;">CLS</span>

N = 10

<span style="font-family: sans-serif;">DIM</span> M(N)

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Massiv:"

FOR I = 1 TO N

M(I) = <span style="font-family: sans-serif;">INT</span>(<span style="font-family: sans-serif;">RND</span> * 100)

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> M(I);

NEXT I

FOR I = 1 TO N - 1

FOR J = I + 1 TO N

IF (M(I) &gt; M(J)) THEN <span style="font-family: sans-serif;">SWAP</span> M(I), M(J)

NEXT J

NEXT I

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span>

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> "Sort massiv:"

FOR I = 1 TO N

<span style="font-family: sans-serif;">PRINT</span> M(I);

NEXT I

1

[/spoiler]