Файл: Развитие лидерских качеств руководителя (Лидеры и аутсайдеры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важнейшим компонентом эффективного руководства исследователи в области менеджмента называют лидерство. Лидеры и аутсайдеры существовали на протяжении всего времени взаимодействия людей между собой. На предприятии очень важно соблюдать все условия, чтобы стать лидерами. Неважно, какой род деятельности у предприятия, всегда для каждой сферы существуют различные условия, чтобы быть впереди на рынке предоставляемых услуг. В последнее время большим спросим стали пользоваться компании, предоставляющие услуги в сфере туризма, компании сотовых операторов, по продаже недвижимости. Фирмы растут, стали требоваться руководители различных уровней, у которых была одна цель – вывести компанию на первые позиции. Такие руководители должны уметь принимать рациональные решения, работать с большим количеством людей. Необходимо обладать высоким уровнем профессионализма. Все это стал причиной появление группы людей, которые успешно справляются с управленческой деятельностью. Они организовывают работу своих подчинённых на таком уровне, что уже нет необходимости постоянно контролировать их. Такие управленцы научили своих подчинённых к достижению цели - обеспечение наибольшей прибыли собственникам фирмы. Каждый менеджер должен стремиться к лидерству. Если у него есть лидерские качества, то он развивает их.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что лидерство – один из важных составляющих успеха. О лидерстве всегда велись споры. Лидерство и руководство исследовали на протяжении всего существования человечества. В качестве экспериментального исследования в начале 30-х годов XX в. в научной школе известного психолога Курта Левина, которая занималась изучением влияния группы на индивидуальное поведение человека, стало лидерство. По результатам исследования было установлено то, что группа людей или один человек способен влиять на действия и мнения других людей. Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р. Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа. Каждый развивающийся коллектив, работающий в предоставлении услуг, нацеленный на результат, нуждается в лидере. Эффективность лидерства всегда связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер. К сожалению, многие фирмы обладают теми руководителями, которые не умеют правильно организовывать работы, их сотрудники некомпетентны в своей сфере деятельности, они не работают на получении высокого уровня дохода.


Цель курсовой работы – изучить особенности развития лидерских качеств руководителя современной организации с позиции ключевых идей Джона Максвелла: проанализировать лидерские качества современного руководителя с помощью ключевых идей Джона Максвелла, ознакомиться с пирамидой лидерства Джона Максвелла «Пять уровней лидерства».

Основная часть

Автор книги по лидерству «Пять уровней лидерства» Джон Максвелл убеждён, что лидерство это не карьера и не продвижение себя, лидерство - это продвижение своей команды. Можно быть лидером, не обладая какой-либо властью, и занимать высокий пост, не являясь при этом лидером.

По мнению Максвелла, продуктивность не является целью лидерства, а настоящая цель лидерства - это изменения и развитие. 

Рисунок 1 - «Пять уровней лидерства» Джона Максвелла

Пять уровней лидерства, по мнению Максвелла, формируют пирамиду, в фундаменте которой находится первый уровень, «Положение». Этот уровень не требует ни таланта, ни усилий: руководителя назначили, и сотрудники должны ему подчиняться.

Второй уровень, «Отношения», предполагает добровольное следование за лидером, с которым сложились хорошие межличностные отношения.

Третий уровень, «Продуктивность», характеризуется уважением к лидеру как к человеку, приносящему пользу общему делу.

На четвертом уровне, который называется «Развитие», люди идут за лидером, потому что он для них многое сделал и делает.

Пятый уровень - «Вершина» лидерства, когда за человеком следуют, потому что видят в нем личность, способную изменить мир.

Проанализируем развития лидерских качеств руководителя современной организации на каждом из уровней лидерства на основе теории Джона Максвелла.

Первый уровень – это уровень «положение»

Лидер первого уровня лишь формально считается лидером. Такое лидерство не зависит от трудолюбия, таланта и опыта, а возникает как результат стечения обстоятельств. Оно основывается лишь на привилегиях, которые дает человеку его положение или должность. В самой высокой должности нет ничего плохого. Плохо, если она становится единственным рычагом давления.

Для лидера первого уровня, который не стремится к дальнейшему развитию, не существует понятия «команда». Он босс, а окружающие - подчиненные. Он приказывает, они выполняют. Все отношения в таком коллективе формальны и в лучшем случае регулируются трудовым кодексом, штатным расписанием и прочими локальными актами. Люди делают только то, что положено, но они не будут тратить на работу дополнительное время и усилия. 


Нередко лидеры первого уровня злоупотребляют властью и устраивают настоящую «дедовщину» - заставляют подчинённых задерживаться допоздна, работать в выходные и за двоих. У лидеров первого уровня нередко возникают проблемы с молодыми сотрудниками, волонтёрами и людьми с высоким уровнем образования. Эти категории работников наиболее независимы, и для них заявления вроде «Вы будете делать так, а не иначе, потому что я начальник, а вы подчинённый» - не аргумент.

Лидер первого уровня - персонаж скорее отрицательный, чем положительный. Вот его основные характеристики:

  • не ценит людей;
  • склонен к микроменеджменту;
  • помнит о своих правах, забывая об обязанностях;
  • как правило, одинок;
  • не терпит изменений;
  • в его подразделении текучка кадров и низкие показатели.

Если лидер первого уровня хочет стать настоящим лидером и перейти на более высокий уровень, ему следует выполнить следующие пункты плана развития: 

  • поблагодарите людей, которые привели вас на лидерскую позицию;
  • старайтесь становиться лучше каждый день;
  • откровенно ответьте на следующие вопросы: «Кто я? Каковы мои ценности? Какие лидерские практики я хочу применить?»;
  • подумайте о себе не как о начальнике, а как о человеке с лидерским потенциалом, переосмыслите свои цели;
  • поразмышляйте о миссии организации, в которой вы работаете, определите свою роль в ней, подумайте, что вы можете сделать как лидер;
  • сместите приоритет с правил на межличностные отношения;
  • обсуждайте с сотрудниками не только рабочие темы;
  • реже упоминайте название своей должности;
  • научитесь говорить: «Я не знаю»;
  • найдите ментора, который будет вдохновлять вас на лидерство.

Второй уровень – это уровень «отношения»

Лидер второго уровня отличается от лидера первого уровня тем, что воспринимает окружающих как партнёров, а не как бездушных роботов, которые должны выполнить определённый объем работы в заданное время. 

Он видит в каждом сотруднике личность, принимает во внимание индивидуальные особенности и интересуется жизнью каждого. В коллективе образуются долгосрочные межличностные связи, обстановка становится более позитивной и доверительной, а работа эффективной.

Второй уровень лидерства качественно отличается от первого тем, что теперь люди следуют за лидером добровольно. Они превращаются из подчинённых в последователей, то есть начинается движение, без которого не бывает настоящего лидерства.


Для лидера второго уровня характерны:

  • стремление создать благоприятную рабочую атмосферу не только для себя, но и для всего коллектива;
  • энергичность;
  • наличие многочисленных знакомств и каналов общения;
  • понимание ценности каждого человека;
  • доверие к людям.

Лидеры второго уровня могут столкнуться с некоторыми трудностями:

  • некоторые люди не воспринимают лидеров второго уровня всерьёз, считая их слишком мягкими;
  • для амбициозных людей лидерство второго уровня - тяжелая ноша, потому что они привыкли получать всё и сразу;
  • лидерам второго уровня сотрудники часто «садятся на шею»;
  • интровертам трудно дается лидерство второго уровня, поскольку оно подразумевает полную открытость.

Для перехода на третий уровень нужно много работать над собой:

  • даже если вы прежде были мизантропом, научитесь относиться ко всем людям хорошо, иначе вы не сможете расти как лидер;
  • живите в ладу с собой - человек, который не любит себя, не способен полюбить других;
  • хотя бы раз в неделю говорите каждому члену команды что-то хорошее;
  • примите каждого сотрудника не только как профессионала, но и как личность с достоинствами и недостатками;
  • научитесь получать удовольствие от рабочего процесса и научите этому сотрудников;
  • найдите время для личного общения с каждым сотрудником;
  • станьте главным вдохновителем команды;
  • будьте заботливы и откровенны.

Третий уровень – это уровень «продуктивность»

Нередко лидеры «застревают» на втором уровне, забывая, что благоприятная рабочая обстановка - лишь начало пути. Настоящие изменения начинаются на третьем уровне, на котором лидера уважают не только как доброго и отзывчивого человека, но и как профессионала. Лидер всегда участвует в процессе, а не ждёт, пока подчинённые выполнят задачу.

На третьем уровне лидер становится инициатором изменений в процессе работы, он решает сложные задачи и ведёт людей за собой в самых запутанных ситуациях. Члены команды видят позитивные изменения в работе и доверяют своему лидеру.

Случается, что продуктивные люди ошибочно считают себя лидерами третьего уровня. Однако следует помнить, что все настоящие лидеры продуктивны, но не все продуктивные люди - лидеры.

Лидеры третьего уровня имеют следующие отличительные черты:

  • они продуктивны и личным примером стимулируют сотрудников к продуктивной работе;
  • они создают атмосферу, способствующую эффективной деятельности;
  • они сами решают проблемы, а не делегируют их решение;
  • они создают сплочённые команды.

Лидерство - это увлекательное путешествие, но лишь самые талантливые и верные своему делу находят силы и стимулы для постоянного роста. Для перехода на четвертый уровень важно осознать, что:

  • высокая продуктивность - это не предел мечтаний настоящего лидера;
  • люди - это главный актив компании;
  • воспитание новых лидеров - сложная и высокая цель, но именно через нее реализуется миссия любой успешной компании.

Для перехода на четвёртый уровень необходимо:

  • самому стать таким членом команды, о котором вы мечтали бы;
  • стать продуктивным лидером, а не просто продуктивным человеком, то есть помогать сотрудникам становиться продуктивными;
  • понимать, в чем силён каждый член команды;
  • как можно чаще обсуждать с командой миссию компании;
  • регулярно встречаться с командой: анализировать неудачи, хвалить за успехи, обсуждать цели и строить планы;
  • создавать ситуации успеха;
  • стать агентом изменений - подумать, что можно изменить в работе команды в лучшую сторону, и предложить команде произвести эти изменения;
  • не забывать о втором уровне: тесные личные отношения делают профессиональную команду сильнее.

Четвёртый уровень - это уровень «развитие»

На четвёртом уровне люди следуют за лидером, потому что он сумел изменить их жизнь. Такие отношения долговечны и продуктивны. Лидер второго уровня меняет атмосферу, лидер третьего уровня - процесс, а лидер четвёртого уровня способствует внутренним изменениям членов команды. 

На высших уровнях лидерства главная роль лидера заключается не в производстве, а в развитии. Лидеры четвёртого уровня инвестируют время, энергию и деньги в развитие людей и воспитание лидеров внутри коллектива. 

Лидер четвёртого уровня отличается тем, что:

  • сфокусирован на росте и развитии людей;
  • не стремится быть единственным лидером в компании или ее подразделении;
  • старается сделать организацию преуспевающей в долговременной перспективе, помогая другим становиться лидерами;
  • не страдает перфекционизмом;
  • для него процесс важнее результата.

Только лидер может вырастить другого лидера. Этот процесс происходит в несколько этапов:

  • рекрутмент - поиск потенциальных лидеров;
  • позиционирование - выбор подходящей должности; человек может стать лидером на одной позиции, но не раскрыться на другой;
  • моделирование - будущий лидер должен видеть, что такое быть лидером;
  • поддержка - помощь в работе;
  • развитие - выход из зоны комфорта;
  • создание ситуации успеха;
  • оценка - могут ли они быть лидерами без посторонней помощи.