Файл: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И "НОУ-ХАУ".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В п. 1 статьи 1477 ГК РФ дается определение товарного знака, под которым понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак. В соответствии с п. 2 ст. 1481 ГК РФ свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Под знаком обслуживания понимаются обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что в первом случае вместо товаров индивидуализируются работы и услуги.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом личных неимущественных прав на названные объекты не возникает.

Не предусмотрена возможность выступать в качестве правообладателей исключительного права на товарный знак публичным образованиям: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (Государственный реестр товарных знаков).

На основании решения о государственной регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

Государственный реестр представляет собой совокупность товарных знаков (если они представляют собой словесные и/или изобразительные элементы) и совокупность записей Государственного реестра, выполненных по установленной настоящим Порядком форме и содержащих сведения о товарных знаках, на которые выданы свидетельства Российской Федерации.

В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.


Пунктом 1 статьи 1481 ГК РФ устанавливается, что на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:

- словесные - в свое время пользовались популярностью у населения конфеты «Раковые шейки», это и есть словесный вид товарного знака. К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

- изобразительные - с изображением какого-то значка, например, на фасаде здания Кировского завода имеется шестеренка, а в ней сочетание букв «К» и «З». Это не что иное, как изображение товарного знака завода. К изобразительным обозначениям относятся также изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.

- объемные - это не просто рисунок, а изображение в объеме, трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Изменение цветов элементов, составляющих знак, может в корне поменять впечатление от знака и его вид. Так, одно и то же изображение в виде разновеликих вертикальных штрихов над горизонталью, выполненное зеленым цветом, будет представлять весеннюю траву, а выполненное алым цветом - языки пламени.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков определяются также международными договорами, в частности Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г.


Глава 2. Право собственности на товарные знаки и знаки обслуживания

2.1 Субъекты прав на товарные знаки и знаки обслуживания

Закон РФ о товарных знаках устанавливает, что товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 2). Что касается юридических лиц, то право на товарный знак и знак обслуживания могут приобретать, естественно, те из них, которые производят товары, занимаются их реализацией, ремонтом, осуществляют их сервисное обслуживание и т.п., а также оказывают потребителям всевозможные услуги. При этом имеются в виду прежде всего коммерческие предприятия всех форм собственности, а также иные организации, созданные в целях извлечения прибыли и признанные юридическими лицами. Однако правом на товарные знаки (знаки обслуживания) могут обладать и учреждения, которым в соответствии с их учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность. Например, товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован на имя финансируемого из госбюджета высшего учебного заведения, научно-исследовательского учреждения, учреждения культуры и т.п., если они имеют право заниматься хозрасчетной деятельностью.

Физические лица могут стать обладателями товарного знака, если они занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Статус предпринимателя приобретается гражданином с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).

Иностранные юридические и физические лица приобретают права на товарные знаки в России на тех же условиях и в том же порядке, что и российские предприниматели.

Регистрация товарного знака на имя нескольких совладельцев, по общему правилу, не допускается, за исключением заявок от иностранных заявителей, которые должны приниматься в соответствии с международными обязательствами России.

Право на пользование наименованием места происхождения товара предоставляется также как юридическим, так и физическим лицам, независимо от их гражданства и национальной принадлежности. При этом, однако, они должны находиться в стране, населенном пункте, местности или другом географическом объекте, названия которых используются для обозначения товара. Поскольку производством товаров, особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, могут одновременно заниматься несколько предприятий, право на пользование одним и тем же наименованием места происхождения товара закрепляется за всеми ними. Иными словами, правообладателями рассматриваемого обозначения, в отличие от товарного знака и знака обслуживания, могут одновременно выступать несколько лиц, действующих независимо друг от друга.


2.2 Возникновение права на товарный знак и знак обслуживания

Право на товарный знак может возникнуть в силу одного из двух правоустанавливающих моментов - регистрации знака в патентном ведомстве, фактического его использования. В зависимости от способа приобретения права на товарный знак страны подразделяются на две группы: ФРГ, Австрия, Скандинавские страны, Франция, Италия, Бенилюкс, Испания, Россия и др., где принят принцип регистрации, а также США, Великобритания, Индия, Швейцария и др., где исключительное право на товарный знак возникает в силу факта его использования.

В России правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его. государственной регистрации в порядке, установленным Законом или в силу международных договоров РФ.

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации.

Наиболее распространенным видом этой маркировки является обозначение буквы R в кружочке - ®.

Предупредительная маркировка помогает потребителю выделить среди различных маркировочных элементов на товаре или его упаковке именно товарный знак как собственность его владельца, а также ограждает товарный знак от возможного посягательства на его копирование другими лицами.

2.3 Содержание прав на товарный знак и знак обслуживания

Содержание права на товарный знак составляет  исключительное право использовать товарный знак в течение 10 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство, с правом продления, т.е. проставлять его на товарах и (или) их упаковке, использовать в рекламе, печатных изданиях, на бланках и вывесках. Владелец товарного знака вправе проставлять рядом с товарным знаком маркировку, предупреждающую об официальной регистрации знака, - R.   запрещать использование товарного знака другими лицами без разрешения правообладателя (без договора об уступке или лицензионного договора). Причем лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Владелец товарного знака не вправе запретить его использование другими лицами лишь в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем знака или с его согласия. Подобная ситуация именуется "исчерпанием прав, основанных на регистрации товарного знака". Приоритет товарного знака определяется по дате подачи заявки или конвенционному приоритету, либо выставочному приоритету.  По заявке проводятся предварительная экспертиза, т.е. проверка соответствия ее документов установленным требованиям, и экспертиза самого обозначения, заканчивающаяся решением о регистрации либо об отказе в регистрации товарного знака. Действующее законодательство не формулирует условий (критериев) охраноспособности, а равно не определяет и условий регистрации товарного знака в позитивной форме, но устанавливает абсолютные и иные основания для отказа в регистрации заявляемых обозначений.
 


2.4 Прекращение и ограничения права на товарный знак и знак обслуживания

Прекращение права на товарный знак:  

 1. Истечение срока действия регистрации товарного знака

2. Досрочно  в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации (если не доказано, что товарный знак не использовался по независящим от правообладателя обстоятельствам).

3. Признания его регистрации недействительной или аннулирования регистрации. Основаниями для полной или частичной недействительности регистрации товарного знака может служить ее проведение ненадлежащим субъектом, например физическим лицом, не являющимся предпринимателем, либо с нарушением норм, предусматривающих отказ в регистрации некоторых обозначений.

4. Ликвидации юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица – правообладателя, за незаконное использование товарного знака или наименования места происхождения товара установлена гражданская, административная  и уголовная ответственностьАдминистративная ответственность ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Уголовная - ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого товарного знака,  для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Заключение

В 1991 году отечественное законодательство в области охраны интеллектуальной собственности предоставило возможность правовой охраны ноу-хау. В соответствии с "Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик", вступившими в силу с января 1992 года, научно-технические достижения могут охраняться как ноу-хау, а владельцы ноу-хау имеют право на защиту от незаконного его  использования третьими лицами. Вступивший в действие с 1 января 1995 года новый Гражданский Кодекс Российской Федерации закрепил эту норму, введя понятие "служебной и коммерческой тайны" как информации, которая может быть сохранена ее владельцем в тайне, и в отношении которой защищаются указанные права как право на возмещение убытков, причиненных незаконным получением и разглашением этой информации. Тем самым, законодательно закреплен один из важных принципов свободного предпринимательства - право на коммерческую тайну.