Файл: Кадровая безопасность современного банка: стратегия и тактика управления.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые аспекты обеспечения кадровой безопасности банковских учреждений
1.1. Кадровая безопасность банковского учреждения, как составляющая
1.2. Классификация угроз кадровой безопасности банка
1.3. Требования по вопросу кадровой безопасности в международной и отечественной системах стандартов
2. Тактика реализации кадровой безопасности в коммерческих банках
2.1. Принципы формирования политики безопасности персонала банковского учреждения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях динамично развивающейся рыночной среды функционирования предприятий остро стоят вопросы обеспечения их экономической безопасности. Экономическая безопасность является собирательным понятием, так как объединяет различные функциональные составляющие. По мнению большинства ведущих экономистов, в этой предметной сфере среди составляющих экономической безопасности выделяются информационная, финансовая, технико-технологическая, интеллектуальная, политико-правовая, кадровая. Единым является мнение экономистов по поводу выделения кадровой составляющей экономической безопасности, что подтверждает актуальность темы исследования.
Несмотря на это, более детального рассмотрения требуют подходы к построению процесса управления кадровой безопасностью в банковской сфере, поскольку специфические условия рыночной трансформации отечественной экономики значительно увеличивают вероятность негативной реализации различных банковских рисков, среди которых можно назвать: сокращение объема привлекаемого капитала; обострение конкуренции на рынке банковских услуг; усиление соперничества за обслуживание населения между коммерческими банками и небанковскими структурами.
При этом Банк России ужесточает требования к банкам по поводу качества управления банковскими активами, что серьезно повышает значение кадровой политики как приоритетного фактора обеспечения стабильного положения банка на рынке банковских услуг. Среди основных направлений развития банковской кадровой политики акцент делается на повышение качества персонала, минимизацию кадровых рисков и совершенствование системы управления кадрами, которые предопределяют успешность достижения стратегических целей деятельности коммерческого банка.
Целью исследования выступает изучение основ стратегии кадровой безопасности современного банка и разработка подходов к оптимизации тактики управления на основе рационального сочетания системно и ситуационно ориентированного управления.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- определить сущность, структуру и направление реализации кадровой безопасности банковских учреждений;
- классифицировать угрозы кадровой безопасности банка по различным основаниям;
- раскрыть требования по вопросу кадровой безопасности в международной и отечественной системах стандартов ;
- изучить принципы формирования политики безопасности персонала банковского учреждения;
- обозначить тактику реализации кадровой безопасности в коммерческих банках через систему кадровых стратегий.
Объектом исследования выступила кадровая безопасность условие обеспечения экономической безопасности действующей организации
Предмет исследования составили трудовые отношения, в рамках которых формируется механизм координации кадровой безопасности коммерческого банка и тактика ее обеспечения.
Теоретические основы исследования опираются на работы таких ученых, таких как: А.Р. Алавердов, В.А. Гамза, А.Я Кибанов, М.А. Молчанов, Н.Л. Ульянов, Л.В. Астахова и др.
Методологическую базу исследования составили принципы общенаучной методологии, включающие комплексный системный подход, методы сравнительного анализа и синтеза, методы абстрактно-логической оценки.
Структурно курсовая работа содержит введение, пять параграфов, объединенных в две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретико-правовые аспекты обеспечения кадровой безопасности банковских учреждений
1.1. Кадровая безопасность банковского учреждения, как составляющая
экономической безопасности: сущность понятия, структура, направление реализации
В условиях рыночной экономики одним из актуальных вопросов является управление бизнесом с позиции экономической безопасности. С точки зрения системного подхода, современные банковские учреждения должны противостоять различного рода рискам и угрозам, а также уметь быстро восстанавливаться после их наступления [16, с. 3].
С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности банковское учреждение должно проводить работу по обеспечению максимальной безопасности основных функциональных составляющих своей работы.
Функциональные составляющие экономической безопасности любого предприятия, в том числе и банковского учреждения - это совокупность основных направлений экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию [13, с. 190].
Одним из важных аспектов организации экономической безопасности банковского учреждения является процесс обеспечения кадровой безопасности, который необходим при ликвидации социальных и экономических угроз в их производственно-коммерческой деятельности. Это связано с тем, что основные риски банка, как правило, генерируются с его собственными кадрами.
По мнению отечественных и зарубежных специалистов, почти 80 % убытков мировых компаний причиненные вследствие незаконных и непрофессиональных действий собственных сотрудников [28, с. 69]. Нарушение работниками трудовой дисциплины, неэффективное использование ресурсов, разглашение конфиденциальной информации создает угрозу имуществу, репутации и безопасности банков.
От угроз кадровой безопасности банковские учреждения несут материальные и нематериальные потери, которые проявляются через снижение морального духа персонала, испорченную репутацию, снижение стоимости акций и нарушения деловых отношений с партнерами.
Формирование экономики рыночного типа обуславливает потребность в создании надежной и финансово устойчивой банковской системы к воздействию внешних и внутренних угроз в условиях усиления макроэкономической нестабильности. Одним из направлений решения этой задачи является разработка теоретических положений обеспечения кадровой безопасности банковских учреждений.
В переводе с греческого понятие безопасность означает «владеть ситуацией» [20, с. 26]. В экономической литературе безопасность банка трактуется как: состояние устойчивой жизнедеятельности, при которой обеспечивается реализация цели банка и основных его интересов, защиту от внутренних и внешних дестабилизирующих факторов, независимо от условий функционирования; свойство своевременно и адекватно реагировать на все негативные проявления внутренней и внешней среды банка; способность противостоять различным посягательством на собственность, деятельность и имидж банка, создавать эффективную защиту от внутренних и внешних угроз [19, с. 80], состояние защищенности банка от внутренних и внешних угроз [22, с. 29]; система мероприятий, обеспечивающих защищенность интересов собственников, клиентов, работников и руководства банка от внешних и внутренних угроз [18, с. 30].
Более системное определение понятия «безопасность банка» приведено в работе В. Гамза: это совокупность внешних и внутренних условий банковской деятельности, при которых потенциально опасные для банковской системы (отдельного банка) действия или обстоятельства предупреждены, прекращены или сведены до такого уровня, при котором не способны нанести ущерб установленному порядку банковской деятельности (функционированию банка, сохранению и воспроизведению имущества и инфраструктуры банковской системы или отдельного банка) и помешать достижению банком поставленных целей [14, с. 41].
В данном определении обеспечение безопасности банка должно осуществляться на двух уровнях: уровне отдельного банка, на основании реализации мероприятий банковского менеджмента и на уровне банковской системы, на основании реализации государственных мер, направленных на защищенность интересов банка (банковской системы в целом) от внутренних и внешних угроз. При этом безопасность банка имеет комплексный и многофункциональный характер, а ее реализация позволяет достигнуть приоритетных целей банка, создать и использовать возможности конкурентной среды для обеспечения его эффективного функционирования и устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Как критерий эффективности безопасности банковской деятельности подавляющее большинство организаций рассматривает стабильность финансового и экономического развития банка [16, с. 9].
В экономической литературе [13; 14, 22] выделяют такие виды безопасности банковских учреждений: экономическая безопасность, финансовая безопасность, правовая безопасность, кадровая безопасность (безопасность персонала), ин-формационная безопасность, безопасность банковских операций. При этом в последнее время все большее внимание уделяют именно кадровой безопасности банка [17; 27].
Углубление конкуренции среди банковских учреждений приводит к необходимости совершенствования менеджмента, в частности, повышение уровня кадровой безопасности банка. Кадровая безопасность банка - это защищенность от возможных материальных и финансовых потерь, связанных с несанкционированными действиями персонала, благодаря которой потери являются меньше установленных норм. Защита должна быть активной, то есть такой, что основывается на опережении опасных событий. Если меры по защите принимаются после наступления опасного события, то это - пассивная защита [14, с. 98].
Кадровую безопасность банковского учреждения можно исследовать как комбинацию таких составляющих частей: безопасность жизнедеятельности, социально-мотивационная, профессиональная и антиконфликтная безопасность (рисунок 1).
Рисунок 1. - Структура кадровой безопасности банковского учреждения [17, с. 20]
Безопасность жизнедеятельности как составная часть кадровой безопасности, включает безопасность здоровья и физическую безопасность сотрудников организации [21, с. 47]:
1) безопасность здоровья - создание безопасных условий труда сотрудников, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний персонала;
2) физическая безопасность - выполнение комплекса мероприятий по недопущению внешних опасностей персонала, связанных с их служебной деятельностью, или членам их семей [28, с. 71].
Социально-мотивационная составляющая кадровой безопасности включает следующие элементы [21, с. 48]:
1) карьерная безопасность - профессионально-квалификационное и должностное продвижение работников, поощрение в повышении своей квалификации требованиям функциональных обязанностей, в гарантиях производственного роста, получение шансов для самореализации на рабочем месте;
2) финансовая безопасность - денежная обеспеченность, которая соответствует объему, квалификации, качеству выполненной работы; уверенность работников в своем рабочем месте, стабильности оплаты труда;
3) технологическая безопасность - система анализа и прогнозирования, направлена на создание современного оборудования рабочего места, новейших технологий, использование передового опыта;
4) эстетическая безопасность - проведение общеобразовательных семинаров, конференций, групповых дискуссий; мотивация на удовлетворение персонала своей работой, улучшение собственного имиджа каждого работника;
5) административно-независимая безопасность - обеспечение объективного оценивания результатов труда и выявление потенциала каждого работника, невозможность назначения неподготовленных и некомпетентных кадров, находящихся в родстве с собственниками (учредителями, акционерами и др.).
В состав профессиональной безопасности входят [13, с. 81-82]:
1) безопасность труда - создание безопасных условий труда в банке;
2) интеллектуальная безопасность - уровень владения современными знаниями, внедрение новаций в развитие персонала, повышение уровня профессиональных знаний, навыков, умений, стимулирование проявления инициативы и способностей;
3) пенсионно-страховая безопасность - социальная защита работников, их страхование, преференции качественного медицинского обслуживания.
Антиконфликтная безопасность имеет следующие составляющие [21, с. 49]:
1) психолого-коммуникационная безопасность - согласованность, бесконфликтность общения на социальном и личностном уровнях, товарищеская взаимопомощь, требовательность к себе и другим в интересах производства, содействие положительным межличностным коммуникациям, создание благоприятного микроклимата, учета интересов и пожеланий работников по вертикали и горизонтали, доброжелательный и уважительный стиль общения «руководитель - подчиненные»;