Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Право на жизнь как основополагающее право человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современная правовая наука доказывает, что именно на государство возложена обязанность по защите и свобод человека. Изучение и осмысление значения этого вопроса позволяет решить немало существующих вопросов по соблюдению прав человека в современном мире.

Тема курсовой работы «Гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина». Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в ней с учетом современных научных подходов рассматриваются конституционные гарантии прав человека.

Целью работы было выявить особенности законодательного конституционного закрепления прав и рассмотреть их гарантии со стороны государства.

Достижение цели осуществлено автором путем последовательного решения исследовательских задач, включающих в себя:

- определение нормативных основ права на жизнь как важнейшего и неотъемлемого права человека;

- изучение гарантий защиты политических прав и свобод;

- рассмотрение национальных и международно-правовых гарантий права на охрану здоровья;

- исследование системы и механизма государственной защиты конституционного культурных и образовательных прав человека и гражданина;

При комплексном изучении темы автором бы­ли использованы такие методы, как: анализ и синтез срав­нение, сопоставление, обобщение.

Объектом исследования являются вопросы конституционного закрепления прав человека, теоретические и практические аспекты их реализации, проблемы, возникающие в процессе деятельности государства обеспечению защиты права человека.

Предметом исследования являются Конституции РФ гарантирующая гражданам право на жизнь, нормативно-правовые акты и другие источники, отражающие юридическое содержание и сущность права на жизнь.

Научная значимость работы заключается в том, что в работе проанализированы основные международные и внутригосударственные законодательные акты, направленные на защиту права человека.

Практическая значимость работы состоит в создании научно-достоверной картины современного состояния защиты права человека.

Структура курсовой работы соответствует её целям и задачам, работа состоит из четырех разделов, раскрывающих тему исследования, введения заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Право на жизнь как основополагающее право человека


Право на жизнь - неотчуждаемое получаемое человеком от рождения право, которое реализуется им непосредственно и удовлетворяет высшую ценность, исходящую из природы человека - саму жизнь. Проблемы обеспечения права на жизнь сегодня особенно актуальны и злободневны, находятся в центре внимания мирового сообщества, российских ученых, общественности.

Право на жизнь – важнейшее и основополагающее право человека. Право на жизнь настолько важная правовая категория, что Президент Российской Федерации В.В Путин в своём выступлении на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года в Нью-Йорке отметил, что в результате действий США на Ближнем Востоке и в Северной Африке «…вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса – насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся».[1]

Впервые право на жизнь получило признание во «Всеобщей декларации прав человека». Этот документ принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года гласит: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».[2] В международном праве он сыграл огромную роль и послужил толчком для включения права на жизнь в более поздние международные договоры.

      Наиболее важными из них являются:

  • Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (ст. 3).
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года (ст. 6, Факультативный Протокол № 2).[3]
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ст. 2 ЕКПЧ, ст. 1 Дополнительного протокола № 6).

Концепция права на жизнь подробно раскрывается в ст. 2 Европейской Конвенции 1950 года, ратифицированной почти всеми европейскими государствами: «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть намеренно лишен жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание».[4]

Рассматривая право на жизнь как неотчуждаемое и естественное, Совет Европы принял протокол № 6 как дополнение к Конвенции от 28 апреля 1983 г., в ст. 1 которого записано: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».[5]


Важным, принятым в последнее время международным договором в области защиты прав и свобод человека стала Хартия основных прав и свобод Евросоюза от 14 декабря 2007 года. Как и Всеобщая декларация прав человека, п. 1 ст. 2 провозглашает: «Каждый имеет право на жизнь».[6]

Право на жизнь - первейшее право человека, зафиксированное в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это право провозглашено и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в других международных правовых документах и конституциях многих стран мира. Так, «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни».[7]

Право на жизнь закреплено в статье 20 Конституции России. При этом, в международных документах о правах человека не содержится точной формулировки права на жизнь, несмотря на свое огромное значение данного права для человека, общества, государства и мирового сообщества в целом. Отсутствует понятие права на жизнь и в Конституции Российской Федерации.[8] Однако это никак не может отрицать того что право на жизнь является важнейшим личным правом человека, приобретаемым им в силу факта его рождения.

Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17). Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и в соответствии с Конституцией РФ занимают приоритетное место в российском законодательстве (п. 4 ст. 15).

При этом право на жизнь, как в ряде международных договоров, так и в Конституции РФ закреплено и провозглашено лишь декларативно. Важным является то, что позиционируя право человека на жизнь, Конституция РФ придает ему юридический, то есть общеобязательный характер.[9] Закрепление этого права, как отмечает Б.Л.Железнов, это «фундамент, на котором строится весь конституционный механизм защиты данного права… само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия».[10]  Но осознание этого факта пришло к творцам конституций не сразу – достаточно вспомнить, что американцам пришлось вслед за Конституцией принять Билль о правах именно потому, что важнейшие нормы гуманитарного права не были включены в первоначальный текст их основного закона.[11]


2. Гарантии защиты политических прав и свобод

Политическая жизнь в российском правовом государстве вся построена на основе соблюдения человеческих прав. Важная часть этого в работе государства прямая защита политических прав и свобод граждан. Согласно научному определению «Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом».[12]

Современная юридическая наука, согласно Конституции РФ выделяет следующие виды политических прав и свобод в Российской Федерации:

  • Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).
  • Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).
  • Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).
  • Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).
  • Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).
  • Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).
  • Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ).
  • Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

Все вышеперечисленные права – права политические. Они реально могут работать только в условиях идеологического и политического многообразия, которое в России сегодня вполне присутствует. Но иногда эти права нарушаются и для предотвращения этого одним из путей их защиты, одним из важных направлений этой работы является развитие гражданского общества утверждение примата принципов политических свобод в условиях многопартийности, плюрализма и демократии в России.[13]

Гражданина и государство объединяет политика и право. Все отношения между ними по защите политических свобод должны быть истинно правовыми. Право всегда выступает против произвола. На практике в нашей стране такой фактор порой наблюдается, т.к. исполнительная власть в принципе имеет склонность злоупотреблять своим положением. Особенно наглядно это выглядит в деле разрешения и запрещения митингов, маршей и прочих мероприятий т.н. оппозиции. Например, маршрут марша памяти политика Б.Е. Немцова убитого в Москве согласовывался c властями города в 2016 году несколько раз. Оппозиционеры сначала хотели повторить маршрут памяти политика, который он прошел в день гибели 1 марта 2015 года.[14]


Пройти хотели под стенами Кремля – сосредоточия власти и порядка в России. Однако власти города их маршрут переместили, и пошли они 27 февраля 2016 года Страстного бульвара до проспекта Сахарова. Компромисс был найден и власть города, имеющая склонность к попранию прав человека, права эти защитила и марш разрешила. Только по другому маршруту.

До этого так было c маршами т.н. «несогласных» и им подобным стремящимся ввергнуть Россию в хаос наподобие украинского майдана и создать дестабилизацию государственной власти. Они устраивали погромы и драки c милицией в центре Москвы. Наученная горьким опытом власть стремится поставить барьер на пути таких мероприятий, но при этом она обязана соблюдать политические права и свободы. Ведь т.н. оппозиция состоит тоже в большинстве своем из граждан РФ и их права политические и свободы нужно соблюдать в соответствии c Конституцией Российской Федерации.

Обеспечивая защиту политических прав и свобод граждан РФ власти должны знать об имеющейся ответственности государства перед личностью. Сегодня национальное и международное правовое признание такая мера ответственности государства перед лицами, пострадавшими от неправомерных действий государственных органов, получила. В статье 53 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями органов государства.[15]

В случае если власть дальше будет нарушать, то управа на неё есть. Это Европейский суд по правам человека и Международный суд ООН. В них сегодня все граждане России вполне могут обращаться c жалобами, если кто-то допускает нарушения их политических прав и свобод. Это все закреплено в Основном Законе нашего государства – в Конституции Российской Федерации! В ней статья 46 гарантирует человеку из России «международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы».[16] Это не просто декларация это реальность в современном состоянии дела c защитой политических прав и свобод в России третьего тысячелетия, которые соблюдаются даже в условиях санкций наложенных на Россию западными странами из-за присоединения Крыма в 2014 году. Высший в России Конституционный Суд внимательно изучает практику Европейского суда по правам человека. Он и использует ее при разрешении конкретных дел в целях дополнительной аргументации своих решений, ее усиления.[17]