Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статистическая обработка проводилась методами математической статистики (t-критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Пирсона r).

2.2 Изучение профессионального стресса

Анализ уровня жизнестойкости выявил значительное различие этого показателя по профессиональному признаку: в группе врачей преобладали (100%) лица с высоким и средним уровнем ОЖС. Компоненты ОЖС 130 (включенность, контроль и принятие риска) у врачей находились в синергизме, а у медсестер – в дисбалансе, что усиливало различия. Сравнительный анализ подтвердил более высокие показатели ОЖС и ее компонентов у врачей по сравнению с медсестрами.

Корреляционный анализ выявил свойственную для обеих групп в равной мере положительную прямую связь между ОЖС и продуктивным копингом на эмоциональном уровне (r=0,56). Исследование привычных копинг-стратегий выявило характерное для обеих групп преобладание адаптивных стратегий, прежде всего на эмоциональном уровне (73% у врачей и 53% у медсестер), положительно коррелирующех с уровнем ОЖС. Основная стратегия при этом у большинства респондентов – оптимизм (60%). На самом оптимальном, по мнению автора методики Е. Хайма, поведенческом уровне адаптивный копинг используют 46% сестер и лишь 13% врачей, причем врачи практически не используют адаптивное «обращение» за помощью, а более половины врачей и 1/3 сестер используют неадаптивные копинги «активное избегание» и «отступление».

Медсестры же на самом проблемном для них когнитивном уровне не применяют проблемно-ориентированные стратегии, опираясь на само- оценку и самообладание. Итогом работы стала рабочая программа, отражающая перспективные стратегии (не используемые совсем и малоприменяемые адаптивные копинги) для тренинговой работы с коллективом. По результатам исследования стало понятным, что в данном коллективе адаптация носит преимущественно приспособительный характер. На трех основных уровнях жизнедеятельности личности (эмоциональном, поведенческом и когнитивном, т.е. мыслительном) эффективные стратегии используются дисгармонично. Свой резерв жизнестойкости сотрудники «тратят» прежде всего на совладание со своими эмоциями, предпочитая стратегии поведения, сдерживающие собственную активность в направлении поиска возможности сотрудничества и решения проблемы.

«Оптимизм» – единственная из 4 возможных продуктивная стратегия эмоционального уровня, которую применяли обследованные медработники, напрямую связана только с основным ресурсом личности – жизнестойкостью. Это увеличивает риск его истощаемости со временем даже при привычном для личности уровне стрессогенности среды.


Если уровень стрессогенности существенно возрастет, то следствием дезадаптации каждой личности может стать разобщение коллектива и, далее, снижение эффективности труда. При этом медсестры – более «уязвимы» в отношении когнитивных функций (анализ, мышление, воля), а врачи – поведенческих. Активное обучение медработников продуктивным стратегиям на «дефицитных» уровнях будет способствовать оптимизации адаптации, раскрытию творческого потенциала их личности, сплочению коллектива и повышению эффективности труда.

Полученные результаты позволили:

1) разработать и апробировать на практике диагностический инструментарий, помогающий выявить резервные возможности по оптимизации адаптивного поведения сотрудников коллектива одной их детских поликлиник г. Перми;

2) определить роль основных ресурсов оптимизации адаптации медработников в условиях профессионального стресса – продуктивные копинг-стратегии и жизнестойкость;

3) показать, каким образом результаты диагностики помогают психологу подобрать комплекс тренинговых методик коррекции совладающего со стрессом поведения с учетом индивидуальных особенностей каждой личности и групповых особенностей целого коллектива;

4) разработать конкретную рабочую программу для исследуемого коллектива детской поликлиники, внедрение которой может посредством увеличения стрессоустойчивости отдельной личности создать условия не только для ее «выживания» в условиях профессионального стресса, но и для ее полноценной реализации и плодотворной работы в коллективе.

Заключение

Понятие стресса в литературе представлено широко и разнообразно. Часто профессиональный стресс определяют как синоним «профессионального выгорания», хотя эти понятия отличаются – одно следствие другого. Так же понятие стресс используют для обозначения стресс-факторов, или причин стресса.

Стресс (стресс-реакция) - особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя: физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). Иногда термин «стресс» употребляют (не вполне правомерно) по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям.


На примере исследования коллектива одной из детских поликлиник г. Перми определен основной ресурс успешной адаптации медработников, апробирован диагностический инструментарий для изучения привычных стратегий совладающего с профессиональным стрессом поведения, оценена их адаптивность, даны рекомендации по его коррекции в целях оптимизации адаптации и обеспечения возможности полноценной реализации медработника в условиях профессионального стресса.

Список использованной литературы

  1. Багрий, М.А. особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций, автореф. дисс. … канн.псих.наук (19.00.03), защита 09.10.2009 М., МГУ.
  2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. Изд.-4, 2014.

Большой энциклопедический словарь под. ред. А.М.Прохорова, 2-е изд., 2012 г. – 1456 с.

Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. Питер; СПб.; 2011. – 251С.

  1. Деркач А.А. (ред.). Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества Акмеология, 2002

Зелигман, М. Как научиться оптимизму. Советы на каждый день. - М., 1999.

  1. Карвасарский, Б. Психотерапевтическая энциклопедия
  2. Кошкина, О.П. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности медицинской сестры // Главная медицинская сестра №6-2008
  3. Марчук, Н.П. Влияние процесса профессионализации на формирование кадрового потенциала службы родовспоможения автореф. дисс. … канн. мед. наук (14.00.33) защита 18.07.2009 С-Пб

Мир Вашего Я, статья. www.psychologist.ru

Мякшина, Т Виды профессиональных стрессов, 2013. http://vitaportal.ru/psihologiya/

Николаенко, В Как эффективно управлять трудовым стрессом? Модель формирования стресс-компетентности "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, N 12 В.Николаенко, О.Сафронова

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского язык — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2011. — 944 с

  1. Подопригора, М.Г. Организационное поведение :Учебно-методическое пособие, Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. – 261 с.

Понятия профессионального стресса, http://www.bibliofond.ru/

  1. Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция : материалы Всероссийской научно-практической конференции с междуна­родным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.) / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. - Астрахань : Астраханский государственный университет, Издатель­ский дом «Астраханский университет, 2014. - 207 с.