Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико – правовые основы ОХРАНЫ права на фирменное наименование
1.1. Исторический аспект становления и развития права на фирменное наименование
1.2 Правовая охрана фирменных наименований в современной России
2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1. Субъекты прав на фирменное наименование
2.2.Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
2.3. Содержание права на фирменное наименование и его прекращение
2.4. Фирменное наименование на современном этапе развития законодательства и его защита
В фирму (ст. ст.7 и 8) также может быть включено и сокращенное наименование предприятия (Гормет, Гомза и проч.).
В интересах владельца Положение признает за ним исключительное право на избранную им фирму (ст. ст.8 и 12), т.е. обладателю фирмы предоставляется право запретить в порядке предъявления гражданского иска всякому другому пользоваться "тождественной или сходной фирмой".
По Положению 1927 г. право на фирму возникает с момента, когда фактически началось пользование фирмой при условии соответствия ее требованиям закона. Никакой особой регистрации право на фирму не подлежит (ст.10).
Вместе с тем проведенный анализ статей Положения о фирме не раскрывает однозначно сущности фирмы.
Все последующие годы ни законов, ни подзаконных актов по данному вопросу принято не было.
Принятый в 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР в ст.29 установил, что юридическое лицо имеет свое наименование, а права и обязанности хозяйственных организаций, связанные с фирменными наименованиями, определяются законодательством СССР, состоявшим из рассмотренного выше Положения о фирме.
Первой современной попыткой навести порядок в названиях фирм стало Постановление Верховного Совета от 15 апреля 1993 г. № 4814-1 "О правопреемстве фирменных наименований акционерных государственных предприятий"[10], согласно которому за ними были закреплены наименования, принадлежавшие им до приватизации. И если под этими названиями оказались зарегистрированы другие акционерные общества (товарищества), они должны были в течение месяца сменить свои наименования на другие. Причем без уплаты каких бы то ни было пошлин или штрафов.
Фирменные наименования в соответствии со ст.138 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Также в отношении фирменных наименований действует ряд норм Гражданского кодекса Российской Федерации (положения ст. ст.2, 51, 54, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113, 115, 128, 132, 138, гл.54).
Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации расширил свободу участников экономических отношений, устранил имевшиеся ранее ограничения и запреты в сфере экономической деятельности, однако оптимальная модель правового регулирования института фирменного наименования в Российской Федерации пока не сформирована.
Таким образом, под правом на фирменное наименование на современном этапе подразумевается право группы лиц называть себя в соответствии с конкретным родом деятельности, которое позволяет выделить группу лиц среди себе подобных. И по своей сути с древних времен до настоящего периода право на фирменное наименование являлось и является субъективным правом.
1.2 Правовая охрана фирменных наименований в современной России
В части четвертой ГК РФ в качестве объектов правовой охраны указаны фирменные наименования (§ 1 гл.76 ГК). Последние относятся к так называемым средствам индивидуализации, на которые законодатель распространил тот же правовой режим, что и на результаты интеллектуальной деятельности.
Следует отметить, что как ранее действовавшее законодательство, так и ч.4 ГК не содержат легального определения фирменных наименований. Существует только перечень условий, которым оно должно отвечать. В частности, фирменное наименование должно быть словесным обозначением, должно иметь индивидуализирующую функцию, не должно вводить в заблуждение.
Фирменное наименование (фирма) - это разновидность средств индивидуализации коммерческих юридических лиц. Под этим наименованием юридические лица приобретают и осуществляют имущественные и неимущественные права и обязанности, ведут производственную и (или) иную основанную на законе деятельность, выступают истцом и ответчиком в суде (арбитраже). Главное его назначение - индивидуализировать участника гражданского оборота - предпринимателя - среди других лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Такая способность к индивидуализации должна базироваться на некоторых общих положениях, касающихся требований, обязательных по отношению к фирменным наименованиям. Следует обратить внимание на то, что некоммерческим организациям в РФ прямо не запрещено иметь фирменные наименования. Так, если согласно п.4 ст.54 ГК РФ для коммерческих организаций требование иметь фирменное наименование является императивным, то можно прийти к выводу, что некоммерческие организации, которые в соответствии со своими уставными документами осуществляют предпринимательскую деятельность, могут также зарегистрировать фирменные наименования[11].
Как уже сказано, основная функция фирменного наименования состоит в индивидуализации коммерческой организации, что сближает указанный объект с товарным знаком. Так же как и товарный знак, фирменное наименование организации, имеющей хорошую деловую репутацию, может выполнять и рекламную функцию. При этом фирменное наименование может как полностью, так и частично входить в товарный знак[12].
Согласно ст.138 ГК на фирменные наименования возникают исключительные права. Поэтому порядок их регистрации и использования должен определяться законом и иными правовыми актами. Поскольку пока такого закона и иного правового акта не принято, фирменное наименование коммерческих организаций должно регистрироваться в составе их учредительных документов при регистрации самих организаций.
С момента такой регистрации у юридического лица возникает исключительное право на использование фирменного наименования (право на фирму). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[13] в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если оно имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании на русском языке для коммерческих организаций. Но на налоговые органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, не возложены полномочия по осуществлению проверок фирменных наименований юридических лиц.
Структурно фирменное наименование включает два компонента: указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п.
В частности в п.4 ст.1473 ГК установлены следующие ограничения на использование фирменных наименований. Так, согласно указанному пункту в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;
полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
полные или сокращенные наименования общественных объединений;
обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Особые требования предъявляются к фирменным наименованиям банковских организаций. Согласно ст.7 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.
Действующее российское законодательство определяет правила построения фирменных наименований для отдельных видов коммерческих организаций. Так, согласно п.1 ст.5 Закона о производственных кооперативах фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель". В соответствии со ст.4 Закона об ООО общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.
Наименование коммерческой организации называется фирменным, поскольку является объектом исключительного права на фирму (лат. firma - подпись, условное наименование). Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования (ст.1474 ГК). Это значит, что другие юридические лица не имеют права использовать фирменное наименование, зарегистрированное у конкретного юридического лица. Кроме того, следует учитывать, что исключительное право на фирменное наименование возникает только в силу государственной регистрации, а не в силу факта использования, как это предусмотрено Парижской конвенцией по охране промышленной собственности.
В практической деятельности одним из острых является вопрос о соотношении фирменных наименований с другими средствами индивидуализации (коммерческие обозначения и товарные знаки). Это обусловлено тем, что они могут совпадать или быть частями друг друга[14]. Практика показывает, что в тех случаях, когда правообладателями на них являются разные лица, очень часто возникает коллизия прав на товарный знак и фирменное наименование, приводящая к судебным спорам. Причиной этого является несовершенство законодательства о фирменных наименованиях, товарных знаках и других средствах индивидуализации. Речь, в частности, идет об отсутствии специального закона о порядке регистрации и использовании фирменного наименования[15].
И наконец, в вопросах прекращения прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение имеются свои особенности. Исключительное право на фирменное наименование, как указывалось выше, возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности последнего либо изменением его фирменного наименования.
2. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменного наименования
2.1. Субъекты прав на фирменное наименование
Действующее законодательство, опираясь на господствующую точку зрения о принадлежности фирменных наименований к средствам индивидуализации участников гражданского оборота, очерчивает круг возможных обладателей прав на фирменное наименование, исходя из характера осуществляемой ими деятельности. Согласно п.4 ст.54 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Из приведенной формулы не следует, как это утверждает В.В. Орлова, что "только юридическое лицо может иметь фирменное наименование. Причем не всякое, а только коммерческая организация"[16]. Используемое законодателем словосочетание "должно иметь" не является семантически созвучным словосочетанию "может иметь". Первое из них носит обязывающий характер, а второе - дозволительный.
На наш взгляд, правило п.4 ст.54 ГК РФ не закрывает возможности для индивидуализации как с помощью "своего", так и "чужого" фирменного наименования гражданина-предпринимателя, осуществляющего самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Такая возможность предоставлена правилами гл.54 ГК РФ, регулирующими отношения, складывающиеся в связи с использованием в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав.
Так, согласно п.3 ст.1027 ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Поскольку право на фирменное наименование является неотъемлемым и обязательным элементом комплекса исключительных прав, предоставляемых пользователю, последний, обладая статусом индивидуального предпринимателя, становится, чаще всего на время, владельцем "чужой" фирмы. При этом не происходит, как это может иметь место в случаях уступки патента или уступки товарного знака, отчуждения права на фирму.