Файл: Исковая давность и ее гражданско-правовое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно лицо, обладающее конкретным материальным правом, узнает о нарушении своего права именно в момент его нарушения кем-либо. В таком случае момент нарушения и момент возникновения права на иск совпадают; с этого же дня начинается течение давностного срока. Однако нередки случаи, когда лицо узнает о нарушении его права значительно позднее, чем оно фактически было нарушено, и тогда право на иск возникает с момента, когда лицо в действительности узнало о нарушении права. Разумность установленного правила очевидна, поскольку вполне допустимы случаи, когда по объективным обстоятельствам лицо не знало и не могло узнать о нарушении своего права в тот момент, когда оно было фактически нарушено, а значит, данное лицо не могло прибегнуть к защите, предъявив иск.

Предполагается, что заинтересованное лицо знает о состоянии своих материальных прав, и если кто-либо их нарушает, то об этом немедленно становится известно управомоченному субъекту. Имея это в виду, закон и устанавливает общее положение, по которому право на иск возникает со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Обязанность доказывания времени, с которого стало известно о нарушении права, лежит на истце.

Необходимо учитывать, что согласно ст. 191 ГК РФ дата, которой определяется начало течения периода времени, не включается в этот период, поэтому день возникновения «права на иск» не включается в срок исковой давности. Положение «узнал или должен был узнать» как нельзя лучше подходит для определения начального момента срока исковой давности, сочетая в себе как субъективные, так и объективные моменты.

Аналогичным образом следует исчислять срок по регрессным обязательствам, например, основное обязательство было исполнено первого числа, со следующей даты начинает течь срок исковой давности по регрессному обязательству.

Окончание срока исполнения обязательства (где этот срок установлен) определяет начало течения срока исковой давности по нему (к примеру, если срок исполнения оканчивается десятого числа, то срок исковой давности начнет течь с одиннадцатого).

Обязательство, срок исполнения которого не определен, в соответствии с п. 2 ст. 314 ГК РФ должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения. По истечении разумного срока начнет течь срок исковой давности. Той же статьей установлена обязанность исполнения обязательства, срок исполнения которого определен моментом востребования (а также не исполненного в разумный срок обязательства) в течение семи дней со дня предъявления требования. В результате, срок исковой давности по таким обязательствам по общему правилу начнет течь по истечении семи дней с момента предъявления требования.


В исключение из общего правила о том, что срок исковой давности начинает истекать по окончании срока исполнения обязательства (п. 2 ст. 200 ГК РФ), для обязательств до востребования срок исковой давности начинает истекать с момента, когда востребование становится возможным, то есть, если договором не предусмотрено иное, с момента возникновения самого обязательства.

Статья 202 устанавливает случаи, когда течение срока исковой давности приостанавливается. Приостановлению срока исковой давности присущи следующие признаки:

- оно возможно только в случаях, прямо оговоренных законом;

- после отпадения обстоятельств, вызвавших приостановление, срок исковой давности продолжает свое течение. Нельзя начать исчисление срока заново;

- продолжительность времени приостановления не определена - оно может длиться сколь угодно долго, пока не отпадут обстоятельства, упомянутые в ст. 202.

В отличие от приостановления срока исковой давности перерыв означает, что течение «старого» срока исковой давности прекращается.

Перерыву течения срока давности присущи следующие признаки (ст. 203 ГК РФ):

- основаниями перерыва могут быть не только предъявление иска, но любые действия (круг которых не определен), главное, чтобы они свидетельствовали о признании долга должником. Даже если обеими сторонами договора являются ЮЛ и одна из них совершит действия, свидетельствующие о признании долга, то срок исковой давности прерывается;

- время, истекшее до перерыва срока исковой давности, не принимается во внимание (не засчитывается), когда после перерыва вновь начинает течь срок исковой давности: в любом случае заново начинается течение всего срока.

Если иск подан с нарушением порядка, предусмотренного действующим процессуальным законодательством (например, нарушена подведомственность рассмотрения дел, не соблюден порядок рассмотрения споров и т.д.), такой иск не прерывает течение срока исковой давности.

Моментом начала течения срока исковой давности заново следует считать следующий день после того, как иск был предъявлен в установленном порядке, либо после того, как обязанное лицо совершило действия, свидетельствующие о признании долга. На практике бывают случаи, когда в ходе рассмотрения иска выявляются новые лица, которые могут быть привлечены в качестве ответчиков. Следует иметь в виду, что предъявленный иск прерывает течение срока исковой давности именно в отношении данного ответчика, что же касается других лиц, привлеченных в качестве ответчиков, то применительно к ним течение срока исковой давности не прерывается.


В ст. 204 ГК РФ четко установлено, что при оставлении без рассмотрения иска в уголовном деле:

- начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности приостанавливается, а не прерывается;

- приостанавливается давность на период до вступления приговора в законную силу;

- период, на который давность была приостановлена, не засчитывается в срок исковой давности;

- если после вступления в законную силу приговора суда остающаяся часть срока менее 6 месяцев, она удлиняется до 6 месяцев.

Восстановление срока исковой давности определено статьей 205 ГК РФ. Согласно данной статье суд может восстановить срок исковой давности лишь в исключительных случаях. Иначе говоря, причины восстановления срока должны быть не просто уважительными, но и иметь такой характер, не учитывать который было бы несправедливым и противоречащим основным началам гражданского законодательства.

2.3 Требования, на которые исковая давность не распространяется

Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите не только личных неимущественных прав, но и других нематериальных благ (например, личная, семейная тайна, выбор места жительства - ст. 150 ГК). Однако в ряде случаев по требованиям о защите нематериальных благ все же установлены сроки исковой давности.

Не распространяется срок исковой давности на требования любого вкладчика о выдаче вклада в каком бы банке (иной кредитной организации), осуществляющем такие операции на территории Российской Федерации, этот вклад ни находился. По смыслу ст. 208, под словом «вкладчик» подразумевается не только гражданин, но и ЮЛ, которые открывают депозитный счет.

Требования собственника, на которые не распространяется срок исковой давности, касаются всякого нарушения его права, не связанного с лишением владения (негаторный иск - ст. 304 ГК).

Однако в случаях так называемой приобретательной давности сроки исковой давности применяются (ст. 234 ГК).

По общему правилу неприменима исковая давность и к требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (ст. 150, 1099-1101 ГК). С другой стороны, если требования такого рода предъявлены спустя, например, пять, семь лет с момента возникновения права на возмещение, они удовлетворяются (за прошлое время) не более чем за три года, непосредственно предшествовавшие предъявлению иска.


Глава 3. Восстановление и истечение исковой давности

3.1. Восстановление исковой давности

Восстановление срока исковой давности не означает его возобновления на новый срок. Смысл его состоит в том, что суд предоставляет защиту нарушенного права несмотря на то, что срок исковой давности пропущен. Институт восстановления давности соответствовал концепции ГК 1964, согласно которой давность применялась по инициативе суда. Включение в Основы ГЗ нормы о применении исковой давности по заявлению заинтересованной стороны при сохранении института восстановления срока давности (т.е. возможности суда, невзирая на заявление о пропуске срока давности, предоставлять защиту) на практике приводило к парадоксальным ситуациям. Поэтому в отличие от Основ ГЗ в ГК возможность восстановить срок давности сохранена лишь в отношении граждан и только при наличии обстоятельств, связанных с личностью истца. Примерный перечень таких обстоятельств (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность), приведенный в статье, подчеркивает исключительность случаев, когда восстановление срока допустимо.

Новым в ГК является также и указание, что такие обстоятельства учитываются лишь в случаях, когда они имели место в последние шесть месяцев срока или в течение срока давности (если он менее либо равен шести месяцам).

В соответствии с Постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 2/1 (ч. 2 п. 12) восстановление срока исковой давности независимо от причин его пропуска не допускается по искам не только юридических лиц, но и граждан - предпринимателей по требованиям, связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

3.2. Истечение исковой давности

Предписание ст. 206 вытекает из сущности понятия исковой давности (ст. 195), которое основано на том, что истечение срока давности не влечет за собой погашения (прекращения) самого права. Коль скоро само право кредитора продолжает существовать, должник не может требовать обратно то, что он добровольно исполнил по истечении срока давности. Закон не придает юридического значения тому факту, знал ли должник об истечении давности. Имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности, не признается неосновательным обогащением кредитора (ст. 1109).


Хотя формулировка ст. 207 практически текстуально совпадает с нормой ранее действовавшего законодательства (ст. 91 ГК 1964), однако существенные изменения, внесенные в гражданское законодательство, требуют учета следующих обстоятельств. Во-первых, примерный перечень дополнительных требований, в отношении которых подлежит применению. Ст.207 включает три традиционных способа обеспечения исполнения обязательств. В то же время в ГК появились новые способы такого обеспечения, а также предусмотрена возможность устанавливать в договоре и другие способы (ст. 329 ГК). Последствия, предусмотренные т. статьей, неприменимы к требованиям, основанным на независимом (самостоятельном) по отношению к основному обязательству способе обеспечения, например, банковской гарантии (ст. 370 ГК ). При установлении в договоре способа обеспечения исполнения обязательства, не предусмотренного законом, стороны вправе на основании ст. 421 ГК определить и характер такого способа. Во-вторых, применение последствий, предусмотренных статьей, в отношении процентов, подлежащих уплате по денежным обязательствам, зависит от юридической квалификации таких процентов. По договору займа, договору кредита и при коммерческом кредитовании (ст. 809, 819, 823) они без всякого сомнения представляют собой плату за предоставленные денежные средства, и требование об их уплате является самостоятельным. Соответственно к таким требованиям статья неприменима. В то же время проценты, подлежащие уплате при просрочке платежа по указанным выше обязательствам сверх процентов, предусмотренных ст. 809 ГК (ст. 811), носят характер неустойки и к требованиям об их уплате применима . статья (о правовой природе процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных ст. 395 ГК, ). В-третьих, в соответствии с п. 3 ст. 200 в отношении регрессных обязательств установлен особый порядок исчисления срока исковой давности. Применение к регрессным требованиям последствий, предусмотренных статьей, когда они связаны с главным требованием, парализовало бы действие п. 3 ст. 200. Вряд ли такую цель мог преследовать законодатель. Например, при поставке товара ненадлежащего качества, когда покупатель требует возмещения ущерба, причиненного товаром, на основании требования лица, не состоявшего с ним в договорных отношениях, чей иск удовлетворен судом.

Заключение

В результате написания данной работы мы пришли к некоторым выводам.