Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
Введение
В современных условиях важную роль в мировой экономике играют международные финансовые организации (МФО). Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие многих стран и регионов мира. В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями
Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости.
Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы.
Международные финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.
Целью данной работы является Выявите проблемы и направления реформирования перечисленных организаций .
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-
- рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
- рассмотреть основные виды международных финансовых организаций;
- описать основные задачи международных финансовых организаций
Глава 1.Глобальные международные финансовые организации
В условиях глобальной экономики важная роль принадлежит международным финансовым организациям (МФО).Являясь ключевым элементом международной институциональной системы, МФО обеспечивают решение острых проблем, являются площадками для обмена мнений, установления международных норм, создания новых институциональных единиц и управления ими.
К функциям, которые должны выполнять МФО, относятся:
• обеспечение постоянного мониторинга проблем, для которых они созданы;
• определение стабильности мировой экономики и мировой финансовой системы в частности;
• анализ кризисных ситуаций и выработка рекомендаций для их преодоления;
• организация форумов для обмена мнениями и налаживания сотрудничества между государствами.
В зависимости от характера и масштаба деятельности МФО делятся на два типа:
1) глобальные, осуществляющие координацию валютно-кредитных отношений в рамках мирового хозяйства;
2) региональные (банки развития), реализующие финансовые региональные проекты, способствуя усилению экономической интеграции.
Самые известные международные финансовые организации:
1. МВФ. Международный валютный фонд включает 188 государств, создан в 1947-м году. Цель работы: предоставление краткосрочных (иногда среднесрочных) кредитов правительствам стран, испытывающих дефицит платежного баланса, в обмен на проведение структурных реформ экономики. Методы реформирования определяются на основе визита миссии МВФ.1
_________________
1 www.imf.org - Официальный сайт МВФ
На практике займы международных финансовых организаций таких, как МВФ не столько помогают решить внутренние проблемы страны, сколько привязывают экономику государства к международным финансовым потокам, увеличивая её зависимость от Европы. Финансирование может осуществляться как с помощью евровалюты (или дол. США), так и при помощи СПЗ (специальных прав заимствования).
2. ЕБРР. Включает в себя 61 страну, создан в 1991-м году с целью поддержания отдельно взятых программ в рыночных экономиках развивающихся стран. Примером могут служить займы международных финансовых организаций на поддержание энергосберегающих технологий или замену парка сельскохозяйственной техники.2
Отличие ЕБРР от остальных организаций в том, что инвестируется капитал в основном в частные предприятия.
3. ВБ. Всемирный банк создан сразу же после войны в 1945-м году, на сегодня насчитывает более 184-х стран-участников. Выполняет задачу технической поддержки развивающимся странам. На первых этапах представлял собой объединение стран, которые финансировали экономику наиболее пострадавших участников войны (в частности Западной Европы и Японии). Сегодня эта организация является гарантом в случае, если предоставлены займы международных финансовых организаций, является центром по урегулированию инвестиционных споров. Структурно делится на МБРР и МАР.
4.МБРР. Подразделение ВБ, которое предоставляет займы международных финансовых организаций. Основная задач целевого финансирования: поддержание баланса международной торговли, долгосрочное кредитование государств-членов.
___________________
2www.ebrd.com - Официальный сайт ЕБРР
5. Международная финансовая корпорация (МФК) была создана в 1956 году и основной ее функцией является содействие развитию частного сектора. Она играет важную роль в развитии и укреплении частного сектора в развивающихся странах, в мобилизации инвестиционных ресурсов и формировании развивающихся фондовых рынков.
6. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) было создано в 1988 г. и фактически оно выполняет функции страховщика. В частности МАИГ предоставляет гарантии и страхует политические риски (войны, гражданские волнения и т.п.), а также некоммерческие риски (к примеру, отмена конвертируемости валюты). Кроме того агентство выполняет функции консультанта правительственных органов развивающихся стран-членов по вопросам, связанным с разработкой и осуществлением политики по привлечению иностранных инвестиций.3
________________________
3.Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк С.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - М: Финансы и статистика, 2007
Глава 2. Основные направления реформирования и развития
Укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых организаций путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала;
- определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах;
- создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов (эффект leverage);
- стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.
- определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала;
- повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат;
- поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения;
- расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.
Возможные меры реформирования
- выработать принципы либерализации внутреннего рынка капитала в развивающихся странах, направленные на уменьшение уязвимости их финансовых систем в случае неожиданных изменений в направлении потоков капитала. Возможные меры могут включать стимулирование прямых иностранных инвестиций, включая вложения в акционерный капитал, ограничение краткосрочных межнациональных (cross-border) потоков капитала в банковском секторе через введение требований резервирования;
- ограничить возможности предоставления государственных гарантий, в том числе для покрытия обязательств финансовых институтов, сделать их предоставление более открытым и использовать механизмы, вовлекающие средства частного сектора (например, через систему страхования депозитов). Создать на национальном уровне единую систему управления государственным долгом;
- обеспечить публикацию национальными властями регулярной, своевременной и всесторонней информации о внешних обязательствах финансового и корпоративного секторов, а также о валютной позиции государства, которая должна включать данные о резервах и обязательствах;
- развивать систему внесудебного урегулирования отношений между частными дебиторами и их кредиторами при активном участии государства;
- определить единые принципы социальной политики, включая поддержку здравоохранения и образования, малого и среднего бизнеса, программ страхования от безработицы, частных пенсионных фондов. Ввести систему проверки нуждаемости при выделении государственных социальных пособий
Заключение
В результате проведенного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.