Файл: Понятие, предмет , метод и принципы Уголовно-исполнительное права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК. В частности, в ст. 10 УИК подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...» В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению».

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания, - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду со строгими режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения.

Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего, к лишению свободы существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытой деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществлении контроля за их деятельностью и, прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК[5], в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них.

Общеправовой принцип равенства граждан перед законом нашел закрепление и реализацию в Уголовно-исполнительном кодексе. Его истоком является конституционный принцип равенства всех перед законом, то есть равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19 Конституции).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения и т. д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершенного преступления и т. д.


Принцип дифференциации и индивидуализации исполнений наказания является межотраслевым, в уголовном праве ему соответствует принцип дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Данный принцип означает, что при исполнении наказания к осужденным применяется разный объем правоограничений (кары) в зависимости от пола, возраста, категории совершенного преступления, формы вины, прошлой преступной деятельности (дифференциация), а также с учетом личности и поведения осужденного в период отбывания наказания (индивидуализация).

Дифференциация исполнения наказания осуществляется в отношении определенных групп осужденных, выделенных по отдельным признакам или их совокупности. Индивидуализация в отношении конкретного осужденного. Этот принцип не универсален, он действует в отношении не всех наказаний. При исполнении лишения свободы, в частности, он реализуется в нормах о распределении осужденных к лишению свободы по видам исправительных учреждений (ст. 58 УК РФ, ст. 74 УИК РФ), об изменении вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ), о применении мер поощрения и взыскания (ст. ИЗ, 115, 134, 136, УИК РФ) и других.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает, что в стимулировании правопослушного поведения осужденных равно необходимы и убеждение, и принуждение, но важно их рациональное сочетание: следует не только экономить репрессию, но и не допускать необоснованных поощрений и поблажек осужденным.

В этих целях УИК РФ подробно регулирует порядок применения мер поощрения и взыскания, признания осужденного злостным нарушителем режима, определяет круг должностных лиц, имеющих право применять конкретные меры поощрения и взыскания (ст. 114, 116,117,119,135,137,138 УИК РФ). При этом все же предпочтение отдается методу убеждения, о чем свидетельствует разветвленная система поощрительных норм в УИК РФ (об этом подробнее будет говориться в следующем параграфе).

Рациональность применения мер принуждения и средств исправления предполагает и обязательный учет характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (ч. 3 ст. 9 УИК РФ). В этом аспекте данный принцип близок с принципом дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, но здесь уже следует говорить о дифференциации и индивидуализации не наказания, а применения средств исправительного воздействия.


Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что, поскольку целью применения наказания является не только предупреждение преступлений, но и исправление осужденных, то процесс исполнения наказания должен сопровождаться применением средств исправительного воздействия (труд, обучение, воспитательная работа), образуя тем самым единый карательно-воспитательный процесс.

Этот принцип весьма важный, но не универсальный, он действует только в отношении срочных (отбываемых) наказаний. Исполнение наказаний в виде штрафа, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертной казни, применения средств исправительного воздействия не предусматривает.

Объем и характер применяемых средств исправительного воздействия зависят также от вида срочного наказания. В ч. 3 ст. 9 УИК РФ говорится, что средства исправления применяются с учетом вида наказания. Например, в отношении осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется только воспитательная работа (ч. 3 ст. 33 УИК РФ[6]). В полном объеме все средства исправительного воздействия применяются только в отношении лиц, лишенных свободы.

Все принципы уголовно-исполнительного права составляют единую систему, находятся в тесной взаимосвязи, во многом дополняют друг друга. Их реализация на практике должна носить комплексный характер.

[7]

[8]

Заключение

Как элемент системы российского права уголовно-исполнительное право входит в комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступниками, в так называемый уголовно-правовой (криминальный) цикл. Эти отрасли имеют сходство в предмете и методе, кроме того они имеют большие институты. В связи со сказанным, необходимо уточнить место уголовно-исполнительного права в данном правовом комплексе, выявить его взаимосвязь и различия с уголовным и уголовно-процессуальным правом.

Уголовное право - базовое по отношению к отраслям права, регулирующим борьбу с преступностью. Нормами уголовного права определяется система уголовных наказаний, оно формулирует понятие, цели, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. определяет ключевые юридические категории и понятия, отдавая уголовно-исполнительному праву регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания.


Тесная взаимосвязь уголовного и уголовно-исполнительного права определяется и тем обстоятельством, что формой реализации любого материального права, к каковым относится и уголовное право, является процессуальный закон.

Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и в определенной степени уголовно-исполнительное законодательство. Уголовный закон лишь предопределяет характер регулирования исполнения (отбывания) различных видов наказания, делегируя исполнительному закону полномочия о порядке их исполнения, устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных, порядок . освобождения от наказания и т.п.

Другими словами, уголовно-исполнительное право по отношению к уголовному праву представляет собой одну из форм реализации материального права, в частности, исполнения наказания. Поэтому критерием в разграничении данных отраслей права может стать понимание уголовного наказания как материального (уголовно-правового) и как процедурного (уголовно-исполнительного) его содержания.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано и с уголовно-процессуальным, прежде всего с его положениями, относящимися к исполнению приговора. С начала исполнений обвинительного приговора суда или изменяющих его определения или постановления, вступивших в законную силу, возникают уголовно-исполнительные правоотношения, начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Обе отрасли имеют общий понятийный аппарат, смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и т.д.), в нормах уголовно-процессуального права устанавливается процессуальный порядок назначения наказания и освобождения от него.  Подготовка же к освобождению во время отбывания наказания, процесс постнепотенциарного воздействия на освобожденных, оказание им помощи в целях социальной адаптации и ресоциализации предусмотрены нормами уголовно-исполнительного права.

Помимо уголовного и уголовно-процессуального права уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, административным правом - относительно вопросов управления учреждениями и органами, исполняющими наказания. Нормы трудового права определяют условия труда и отдыха рабочих и служащих органов, исполняющих наказания, а также в значительной мере и труда осужденных.